В конце ноября 2024 года стало известно об иске, с которым "Сахалинский пассажирский флот" обратилась в суд против Амурского судостроительного завода и их партнера, АО ГТЛК, владельца парома "Александр Деев". Причиной послужили постоянные поломки судна и внушительный объем средств, которые потеряла компания из-за постоянных простоев. По словам депутата Сахалинской облдумы Юрия Има, речь идет о 200 млн рублей, сообщает ИА SakhalinMedia.
— За время эксплуатации парома эксперты насчитали более 120 критических замечаний к его работе. Плюс к финансовым потерям основного пассажирского флота добавляются и репутационные. Ведь регулярные поломки "Александра Деева" вносят серьезные корректировки в работу всей линии "Ванино — Холмск". Очередь на переправу увеличивается, транспортная доступность ухудшается, на материке скапливаются грузы, предназначенные для Сахалина, несут убытки предприниматели, растет социальное напряжение населения. Сумма убытков "Сахалинского пассажирского флота" из-за простоев парома составила 200 млн рублей, — рассказал ИА SakhalinMedia депутат.
С мнением депутат солидарны и другие эксперты. Так генерального директора по строительству компании "Инвестстрой" Николай Артемов ранее заявил, что все, кто причастен к строительству парома, должны "ответить за такое качество".
В ходе обследования парома специалисты насчитали 254 замечания, 120 из которых — критические
Напомним, заказ на строительство парома "Александр Деев" ПАО "Амурский Судостроительный завод" получил в 2016 году. Закладка судна состоялась в июне 2017 года. Проект разработан "Морским инженерным бюро — СПб". Паром способен преодолевать лед толщиной до 1,5 и работать при температурах до -40 градусов по Цельсию. Высокий ледовый класс и маневренность позволяет "Александру Дееву" работать на линии, соединяющий Сахалин и материк, круглый год. Длина парома 131 м., ширина — 22 м.
По сравнению с предшественниками советской постройки паром "Александр Деев" может перевозить в 1,5 раза больше грузов и почти в 2 раза больше пассажиров. Это 28 железнодорожных вагонов, 12 грузовых автомобилей и до 200 пассажиров. Модернизация паромной переправы "Ванино — Холмск" является одним из приоритетных направлений развития морских перевозок. Обновление паромного флота позволит увеличить провозную способность, стабилизирует перевозки между островом и материком, что в совокупности позволяет Сахалину претендовать на роль крупнейшего в регионе транспортного и логистического центра. Паромная переправа "Ванино — Холмск" обеспечивает более 75% грузовых перевозок и 25% пассажирских перевозок.
В 2023 году грузооборот порта сократился на 3,8% по сравнению с 2022 годом, до 1,83 млн тонн. Сокращение можно считать, небольшое, особенно если учесть, что в 2022 году грузооборот вырос на 60%, до 1,91 млн тонн. Снижение данного показателя произошло главным образом за счет уменьшения количества перевезенных грузов на паромах (разница порядка 240 тысяч тонн).
В 2023 году грузооборот порта составил 996,225 тысячи тонн. В 2024 году — 1102,313 тысяч тонн. Грузооборот парома "Александр Деев" в 2023 году — 63,78 тысячи тонн, в 2024 году (январь-ноябрь) 81,26 тысячи тонн.
Традиционно основная часть оборота пришлась на каботажные перевозки — 1,72 млн тонн (74,1 тысячи тонн угля, остальное металлолом), импорт составил 20,3 тонн, транзит 100 тонн. Как показывает статистика, основную часть грузов отработал паромный комплекс — около 1,39 млн тонн — двумя из трех паромов типа "Сахалин": "Сахалин-8", "Сахалин-9" ими завезено около 687 тысяч тонн, вывезено более 308 тысяч тонн. Третий паром "Сахалин-10" находился на плановом ремонте. "Александр Деев", работавший на линии с 1 сентября 2023 года, за 4 месяца работы перевез порядка 63, 78 тыс. тонн в обе стороны, перевез 1904 пассажира, 1951 грузовую машину и 587 легковых машин, освободив таким образом грузовые мощности паромов типа "Сахалин".
Если взять короткую историю жизни нового парома, то она выглядит так:
- сразу же после первого рейса "Александр Деев" отправился на тех обслуживание;
- отработав пару месяцев, в конце ноября паром вновь уходит с рейсов на тех обслуживание;
- в конце января 2024 в порт Корсаков прибывают специалисты завода — изготовителя, чтобы устранить выявленные недостатки в работе парома;
- в марте "Александр Деев" сталкивается со льдиной и выходит из строя и возвращается на рейс лишь в апреле 2024;
- в конце июля 2024 "Александр Деев" уходит с линии "Холмск — Ванино" на плановые работы. Срок работ — полтора месяца. Общий простой Александра Деева за все время со сдачи составил более 5 месяцев.
Теперь суд будет решать, какие меры следует принять в отношении, возможно, ненадежного подрядчика. Амурский судостроительный завод, оказавшийся в центре этого судебного разбирательства, рискует столкнуться с более серьезными последствиями, и потенциальный иск от других заказчиков может стать началом цепочке судебных дел.