Россиянам сказали, что будет с ценами на сливочное масло и яйца после решения парвительства включить эти продукты в перечень социально значимых товаров. Эффект для покупателей будет положительным, но, к сожалению, недолгим.
По данным Росстата, в 2024 году сливочное масло значительно подорожало, увеличившись в цене на 36,2%, в то время как стоимость куриных яиц упала на 11,2%. После значительного повышения цен на яйца в прошлом году на 61,4%, власти решили обеспечить более строгий контроль за ценами. Теперь, если цены на эти продукты взлетят на 10% и более за 60 дней, правительство введет ограничения, устанавливая максимально возможные розничные цены.
Кроме того, производители сливочного масла и яиц освобождаются от необходимости платить торговым заведениям за реализацию своей продукции, однако это касается только масла с жирностью 72,5% и яиц первых двух категорий.
Нововведения, возможно, помогут стабилизировать цены, но, как считает профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова Вячеслав Чеглов, этот эффект будет непродолжительным. В будущем, торговые сети могут начать давить на поставщиков, требуя снижения цен, что может привести к компенсационному росту наценок на другие категории товаров.
Несмотря на жесткий контроль со стороны государства, сезонные колебания цен, особенно в периоды перед Пасхой и Новым годом, по-прежнему будут влиять на стоимость яиц, предупреждает гендиректор Росптицесоюза Галина Бобылева. В рыночной экономике цены на товары и услуги формируются в зависимости от спроса и предложения, и только временное включение товаров в список социально значимых может замедлить рост цен.
Так, в СССР, производство яиц значительно превышало современные объемы, и государство регулировало цены через дотации. Сегодня же экономика запасов регулируется по-разному, включая импорт, что влияет на затраты и цены. Макроэкономические изменения и переход к крупномасштабному производству также оказывают свое влияние на рынок, отмечает Чеглов.
Несмотря на отмену комиссий для торговых сетей, не следует ожидать значительного снижения розничных цен, поскольку снижение затрат производителей может не привести к снижению цен для конечного потребителя, а скорее увеличит их прибыль, добавляет начальник аналитического отдела инвесткомпании „Риком-Траст“ Олег Абелев. Однако это, в свою очередь, может позволить производителям инвестировать в совершенствование производства, что теоретически тоже может сказаться на стоимости продукции в положительном для покупателей ключе, передает aif.ru.