Россияне всё чаще отказываются от покупки товаров в кредит.
Согласно данным Бюро кредитных историй (БКИ) "Объединенное кредитное бюро", в феврале 2025 года выдача товарных кредитов (POS-кредитов) сократилась на 66% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Снижение спроса на POS-кредиты наблюдается уже несколько месяцев. Например, в феврале 2025 года банки одобрили 198,07 тысячи таких кредитов на общую сумму 11,91 млрд рублей. Это на 12% меньше, чем в январе, по количеству выданных кредитов, и на 14% — по объёму. В денежном выражении рынок POS-кредитования вернулся к уровню апреля 2022 года.
На этом фоне всё большую популярность набирают программы рассрочки, которые активно продвигают маркетплейсы. Например, сервис BNPL "Яндекс Сплит", запущенный летом 2024 года, демонстрирует стабильный рост: оборот по таким сделкам уже достиг 300 млрд рублей.
Эксперты прогнозируют, что к концу 2025 года этот показатель может вырасти до 400 млрд рублей. Аналогичная динамика наблюдается и у других платформ, предлагающих рассрочку.
Аналитики считают, что для восстановления рынка POS-кредитования необходимо снижение ключевой ставки и улучшение условий для заёмщиков. Однако, по их оценкам, это произойдёт не раньше 2026 года, сообщает издание "Коммерсант".
Причин массового отказа от кредитов может быть несколько:
- Рост финансовой грамотности населения: россияне стали более осторожно относиться к долговым обязательствам.
- Экономическая нестабильность: многие предпочитают избегать дополнительных финансовых рисков.
- Увеличение процентных ставок по кредитам, что делает их менее доступными.
В то же время у рассрочки есть некоторые преимущества перед кредитами. Например, это отсутствие переплат. В отличие от кредитов, рассрочка часто предоставляется без процентов.
Также рассрочку удобно оформлять. Многие маркетплейсы интегрируют рассрочку в процесс покупки, делая его быстрым и простым. Гибкие условия оформления также привлекают. Ведь у клиентов есть возможность разделить платежи на несколько месяцев без дополнительных комиссий.