В минувшие выходные на Новой сцене Чехов-центра состоялась премьера спектакля "Наши" (16+) в постановке петербургского режиссера Игоря Лебедева. За основу взят сборник рассказов Сергея Довлатова, которые он посвятил своим родственникам — в спектакле представлены шесть из них. Как постановочная команда воплотила эти истории на сцене и почему они актуальны для каждого из нас — в материале ИА SakhalinMedia.
Спектакль "Наши" родился на режиссерской лаборатории в рамках V Фестиваля театров Дальнего Востока в 2024 году. В ней приняли участие четыре молодых режиссера, в том числе Игорь Лебедев. Для каждого эскиза были сформированы команды артистов из разных дальневосточных регионов. Отмечалось, что для России это первый и уникальный в своем роде опыт сборной труппы, где никто между собой не знаком и прежде вместе не работал (пожалуй, за исключением сахалинских артистов).
Темой лаборатории по предложению театроведа Ольги Никифоровой была выбрана "Грамматика любви" — очевидно, каждый из режиссеров воспринял и показал ее по-своему, не зацикливаясь на тех же произведениях золотого века русской литературы. Игорь Лебедев, к примеру, обратился к художественным мемуарам Сергея Довлатова "Наши", подняв тему любви к близким и всех "вытекающих отсюда неожиданных последствий". Кроме шуток, материал пришелся зрителям по душе. Когда настало время выносить вердикт дальнейшей судьбе эскиза, большинство отдало свой голос за вариант "довести до спектакля". И вот спустя почти год этот проект обретает второе дыхание на Новой сцене Чехов-центра благодаря федеральной поддержке.
Для эскиза "Наши", в отличие от остальных работ, была выбрана не Новая сцена Чехов-центра, а репетиционный зал Сахалинской филармонии на Дзержинского, 28а. Это просторное помещение, в котором веет атмосферой ушедшей эпохи: стены, декорированные молдингами и лепниной, но сохранившие следы сырости у батарей, немного обшарпанный потолок, бронзовая люстра с подвесками, паркетный пол. По всему периметру были расставлены ряды стульев, поэтому зрителей от артистов отделяли только расстеленные по полу обои, кое-где заклеенные скотчем — что немного мешало артистам, так как материал легко рвался. Само по себе окружающее пространство играло на руку истории, помогало глубже пропустить ее через себя. Оно как старый шкаф с фотографиями, служащий в спектакле как обычной декорацией, так и своеобразным порталом в прошлое, откуда могли появиться персонажи, материализованные из воспоминаний автора — усиливало некую тоску о мимолетности времени. Что лучше всего оставляет на себе печать невозвратного, как не архитектура, предметы быта и фотоснимки (список, безусловно, можно продолжить)? В них время застывает, а у нас оно непрерывно движется вперед.
Возможно, решение с пространством для эскиза было намеренным, возможно, здесь имеет место удачное стечение обстоятельств. Тем не менее, если в первом случае у постановочной команды — которая, впрочем, состояла только из режиссера и его помощника — отсутствовал сценограф, то работа над полноценным спектаклем без него не обошлась. Художник-постановщик Иван Мальгин (Екатеринбург), вероятно, вдохновился простотой оформления сцены в эскизе, но все же немного переформатировал эту идею. Рассадка в зале осталась прежней, но теперь вместо обоев, которые условно разграничивали пространство, перед нами возникает подиум. У артистов появилось больше возможностей для маневров, да и на общую картину восприятия это повлияло положительно — актеры хоть и находятся "над" зрителями, но легко выходят за рамки этого барьера.
Не обошлось в спектакле без главной декорации — шкафа. Сюда он перекочевал из "Вишневого сада" (16+), с которым "отпремьерил" еще в 2016 году (информация позаимствована из соцсети фотографа Чехов-центра Сергея Красноухова). То есть спустя почти 9 лет шкаф получил вторую жизнь и продолжил служить театральному искусству. Яркой и запоминающейся детали из эскиза — а точнее, из помещения, где он прошел — тоже нашлось применение. Речь, конечно, о люстре. Правда, в спектакле она не просто часть антуража, а полноценный сценический объект, с которым артисты взаимодействуют. Причем для постановки выбрали именно люстру каскад — один из самых известных артефактов советского времени. Именно она фигурирует в сцене, где Довлатов ведет рассказ о своей матери — в финале они оба принимают решение эмигрировать в Америку. И если история дяди Арона, как говорил писатель, "отражает историю нашего государства", то эта люстра в спектакле словно выступает символом прощания Довлатова и его матери с родиной. Так бережно к ней относятся, но все равно вынуждены отпустить.
Спектакль, если можно так выразиться, выполняет терапевтическую функцию. Тонкий юмор Довлатова и его мастерский слог доходят практически до каждого, помогая взглянуть на самые непростые жизненные ситуации с иронией и очарованием, не давая им моральную оценку; увидеть в героях отражение своих близких и, возможно, найти в себе силы произнести слова, которые зачастую так и остаются невысказанными. "Наши" — это про каждого из нас, про наши отношения друг с другом. Они могут быть тяжелыми, натянутыми, непонятными, едва уловимыми, но все равно оставят большой след в жизни. И как бы ты ни относился к кому-либо из близких, вероятно, и тебе потом скажут, как сильно ты на него похож. И, вероятнее всего, будут правы.
Работа Игоря Лебедева длится чуть больше часа, и этого времени вполне достаточно, чтобы испытать полный спектр эмоций. В спектакле задействованы Сергей Усов, который уже настолько прочно вжился в образ Довлатова, что его трудно представить не в сером свитере; Степан Радьков, блестяще себя проявивший еще на этапе эскиза; яркий и запоминающийся Никита Хвостиков, а также Сергей Максимчук и Полина Захарова, прекрасно справившиеся со своими задачами.