Подача отопления и горячей воды — сложный процесс, в котором задействованы "СКК", ТЭЦ, насосные станции и управляющие компании. Подключение проходит поэтапно, чтобы избежать перегрузки сети. В Южно-Сахалинске постоянно модернизируют систему теплоснабжения, перекладывают старые трубы, строят новые котельные и выявляют слабые места.
Но даже при хорошей подготовке возможны повреждения тепловых сетей и другие сложности. Генеральный директор "Сахалинской Коммунальной Компании" Максим Беккер рассказал ИА SakhalinMedia о том, как работает система теплоснабжения, с какими проблемами сталкиваются специалисты и как их решают.
— Для простого обывателя начало и конец отопительного сезона — это как просто переключить рубильник. Расскажите простым языком, как на самом деле проходят эти процессы, какие сложности бывают?
— Конечно же это не просто рубильник, а сложный технологический процесс. У нас основной поставщик тепловой энергии это Южно-Сахалинская ТЭЦ-1, ПАО "Сахалинэнерго", которая находится в северной части города. То есть теплоноситель изначально от ТЭЦ по тепловым магистралям идет в сторону города и тянется практически до самого юга. По пути тепловых магистралей есть целый ряд насосных станций, которые повышают давление и откачивают — у них важное функциональное назначение.
Однако условный переключатель тоже существует, но это не рубильник, а задвижки на ТЭЦ, которые они открывают в начале сезона. Все начинается с заполнения тепловых магистралей, вытесняется воздух, чтобы не было воздушных пробок, после чего уже заполняются насосные станции, включаются те или иные насосы, далее заполняются внутриквартальные сети. Южная часть города оснащена центральными тепловыми пунктами, так называемыми ЦТП. Теплоноситель доходит до них и далее уже идет заполнение ответвлений к жилым домам, после чего уже запускается сам дом, также вытесняется воздух во внутридомовых системах и идет их заполнение. Но это уже сфера деятельности управляющих компаний.

Максим Беккер. Фото: пресс-служба Сахалинской коммунальной компании
— То есть эти процессы подразумеваются, когда говорят "поэтапное подключение города к теплу"?
— В том числе. Поэтапно один за другим подключаются микрорайоны, потому что одномоментно включить весь город, конечно, в теории можно, но это нужно очень много людей, которые будут стоять на задвижках. Кроме того, нагрузку на сети надо давать постепенно. Тепловая сеть — это техническое устройство, которое имеет определенные регламентные требования по запуску, по подъему температуры и давления.
При резком прогреве происходят резкие температурные расширения тепловой сети, чего не допускают правила эксплуатации. Точно так же резко поднимать давление нельзя, оно должно подниматься плавно. Поэтому запуск — это целый процесс.
Отключается город от тепла точно также, но в обратном порядке. Сначала отключаются дома, потом насосные станции и, собственно, потом уже перекрывается арматура на ТЭЦ.
— А этот процесс как-то отрабатывается или вы каждый год на свой страх и риск запускаете тепло в систему?
— Ежегодные технические работы на сетях, которые проходят с 1 по 10 августа, когда мы отключаем подачу горячего водоснабжения в городе, для этого и предусмотрены. С 1 августа мы полностью остановим циркуляцию во всем городе, а 10 будем полностью запускать. Это все связано с регламентными работами на ТЭЦ-1, им тоже нужно выполнить свои ремонтные работы.
Конечно, для горожан это определенный дискомфорт, но это требуется сделать для того, чтобы зимой не было каких-то форс-мажорных ситуаций, связанных с тем, что вовремя не выполнили определенные работы.
— К сожалению у нас в городе до сих пор есть районы, где горячее водоснабжение появляется только в отопительный сезон. Есть ли шанс, что когда-нибудь они перейдут на круглогодичное ГВС?
— У нас ежегодно прирост домов, у кого появляется ГВС, осуществляется, но, конечно, темпы этой работы крайне небольшие. Чтобы в доме осуществлялась круглогодичная подача горячей воды, он должен иметь на это техническую возможность. Как правило, должны реконструироваться узлы ввода в дом, устанавливаются индивидуальные тепловые пункты. Город эту работу делает в рамках капитального ремонта домов.

Тематическое фото. Фото: пресс-служба Сахалинской коммунальной компании
Отмечу, что в основном летом горячую воду отключают в центральной части города. Сейчас мы в рамках конституционного соглашения, заключенного между городом, правительством и компанией "РИР-Сахалин", дочерним предприятии акционерного общества "Росатом Инфраструктурные Решения", уже приступили к реализации проекта строительства котельной в районе улицы Бумажная, 26. Объект должен быть сдан в декабре 2026 года.
Автоматизированная газовая котельная позволит повысить качество теплоснабжения центральной части города, подключить к теплу перспективных потребителей и увеличить количество домов, обеспеченных круглогодичным горячим водоснабжением.
Мы подсчитали, что порядка 30 тысяч жителей почувствуют повышение качества теплоснабжения.
— Строительство новых ЖК сильно влияет на нагрузку теплосетей?
— Прирост нагрузки идет, старые дома выводятся из эксплуатации, но вводятся и новые. Причем не только жилые. Например, в прошлом году мы подключили Центр водных видов спорта "Волна", музейный комплекс на пересечении улиц Есенина и Комсомольской. Сейчас ведем подключение кампуса СахалинTech, студенческого городка, ЖК "Легенда", выставочного зала "СовременникЪ". Это достаточно крупные объекты.
— Бытует миф, что в городе еще где-то остались старые японские сети, так ли это?
— Японских тепловых сетей в городе я не встречал. Водопроводы вот откапываем до сих пор, а теплосети перекладывались достаточно интенсивно.
— В Южно-Сахалинске ветхие сети?
— Ветхие сети — это проблема большинства регионов России. Пожалуй, пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать те регионы, где с сетями более-менее неплохо. На Сахалине, на самом деле, в свое время достаточно хорошо выделяли финансирование на перекладку, просто потом эту деятельность приостановили. А процесс этот останавливать нельзя. Потому что сегодня ты поменял одну сеть, а завтра другая уже подошла по сроку службы и числится как ветхая.

Тематическое фото. Фото: ИА SakhalinMedia
К сожалению, "узких" мест на сетях у нас до сих пор достаточно, поэтому и возникают повреждения. Мы, конечно, в рамках подготовки к зиме проводим гидравлические испытания, выявляем такие участки, ремонтируем их, готовимся. Но в течение отопительного сезона повреждения тоже случаются.
Уже второй год правительство региона выделяет дополнительное финансирование для того, чтобы мы занимались капитальным ремонтом сетей, и это отличное подспорье. Во время традиционного субботнего объезда губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко приехал с проверкой к нам на один из объектов, где мы проводим капитальный ремонт сетей.
Мы с ним обсудили, что сетями нужно заниматься регулярно, и что, чтобы сдержать аварийность и даже понизить ее, ежегодно нужно 500 млн рублей вкладывать в капитальный ремонт сетей. В следующем году будем подаваться на субсидию, чтобы получить достаточное финансирование, поэтому с коллегами уже сформировали трехлетнюю программу, подобрали те участки, которые считаем наиболее ветхими и аварийными.
— То есть ремонт сетей в городе никогда не прекратится?
— Срок службы тепловых сетей определяется проектной документацией и составляет 20 лет. Это нормативный срок службы, который она должна отработать после замены. А на практике все зависит от условий эксплуатации, типа пролегания, наличия грунтовых вод и так далее. Какая-то труба может пролежать 40 лет, а какая-то и 20 может не долежать, если она постоянно затопленная в воде стоит, что совершенно правильно.
Поэтому, да. Процесс замены труб в городе будет постоянным. К сожалению, невозможно одномоментно переложить все 300 с лишним км сетей в Южно-Сахалинске.
— Какие самые распространенные причины порывов?
— Ну, одна из самых распространенных причин — это наружная коррозия из-за влияния воды. То есть сеть затапливается, попадают грунтовые воды, либо появляются утечки. И тогда увеличивается наружный коррозионный износ.
— А такую трубу эффективнее залатать или переложить?
— Все зависит от характера повреждения, который становится понятен после того, как вскрывается лоток. Если это какие-то точечные истории, то можно заварить, но, как правило, меняется участок.
— Какой регламент работ при порыве? Как вы узнаете о нем?
— Мы видим по системе SCADA увеличение подпитки на каком-то из участков, а значит где-то произошло повреждение. Выезжаем на предположительный участок, отключаем его, оперативно ищем место повреждения и приступаем к ремонтным работам. Раскапываем, вскрываем лоток, смотрим характер повреждений, после чего принимается решение о виде ремонта. Либо это локально завариваем, либо меняем участок, протяженность которого тоже определяется характером повреждения.

Тематическое фото. Фото: пресс-служба Сахалинской коммунальной компании
По времени мы тоже ограничены, но лишь законом об ограничении ГВС или отопления у потребителя. Как правило, мы в эти сроки укладываемся, но опять же, все зависит от диаметра тепловой сети и от характера повреждений, месте прокладки. Например, бывают такие ситуации, что порыв где-то на внутридомовой территории, а там наставлены машины. Нам приходится тратить время на поиск хозяев авто, расчистку территорий от машин. В вечернее время и ночью процесс уборки транспорта сильно затягивается.
В целом в СКК профессиональные бригады, как пример, наши сварщики могут варить в любую погоду и в любое время суток. Поэтому, благодаря четкой и слаженной работе, наличию необходимой техники, инструментов и средств на порывы реагируем очень оперативно. По крайней мере, с нашей стороны каких-то затяжек нет, все отлажено.
Еще бывают проблемы с местом обнаружения порыва: повреждение может случиться в одном месте, а выход вода найдет в другом. Соответственно, вода выходит здесь, раскопали, а там все отлично. Поэтому поиск конкретного места повреждения тоже может занимать продолжительное время.
— Как в компании обстоят дела с квалифицированными кадрами?
— Наша деятельность специфическая и узконаправленная, поэтому, конечно, нехватка кадров есть. Например, нам нужны теплоэнергетики, но в Южно-Сахалинске таких не обучают. Поэтому мы пытаемся стать более финансово привлекательными как работодатель, а также предоставлять арендное жилье, чтобы привлекать специалистов с материка.
Но ситуация с кадрами не мешает нам качественно выполнять свою работу. Мы очень надеемся на финансирование в следующем году, чтобы продолжить работы в том объеме, в котором нам хотелось. Для освоения субсидии требуется очень большая подготовительная работа, разработка проектов на капитальный ремонт, документация, проведение конкурсных процедур. Эти средства мы осваиваем с помощью подрядов, поэтому чем раньше мы проведем торги, заключимся, тем лучше.
— В капитальный ремонт войдут только сети, или, например, еще и насосные станции, котельные?
— Пока мы говорим только лишь про капитальный ремонт сетей. Но, безусловно, если будет потребность в реконструкции каких-то объектов, это тоже будет выполняться. Модернизацию объектов мы реализуем в рамках своей инвестиционной программы. К примеру, в январе текущего года мы ввели в эксплуатацию новую котельную в селе Елочки. Теперь там автоматизированная газовая котельная — вместо жидкотопливной.

Тематическое фото. Фото: пресс-служба Сахалинской коммунальной компании
В следующем году планируем модернизировать насосную станцию в Ново-Александровске и перевести на газ котельную №12, это в районе завода Федотова.
— Зачем котельные переводят на газ?
— Во-первых, это экологично, во-вторых, дешево. Мы перевели котельную в Елочках на газ, и за год мы сэкономили на топливе порядка 2,5 млн рублей. Кроме того, котельные становятся автоматизированные. Вся информация о ее состоянии и работе передается на щит старшего диспетчера системы теплоснабжения. Он видит в режиме реального время все показатели и в случае внештатных ситуаций может незамедлительно удаленно принять меры по локализации проблемы.
— Как часто в адрес компании поступают жалобы от населения? На что обычно жалуются горожане?
— Как сказал один киногерой из фильма "Служебный роман" (6+): "Если бы не было статистики, мы бы даже не подозревали, насколько хорошо мы работаем". Поэтому статистику мы ведем разную, и количество обращений тоже фиксируем и анализируем по чьей вине эти обращения были: наша сфера ответственности или управляющих компаний.
Вот конкретно за прошедший отопительный сезон по качеству теплоснабжения к нам поступило порядка 300 обращений. Проведя анализ этой статистики, менее 10 обращений находились в зоне нашей ответственности, все остальные были в зоне ответственности управляющих компаний, которым проще всего сказать: "Обращайтесь в СКК".
— Часто ли вы сталкиваетесь с безответственностью управляющих компаний?
— Некоторые управляющие компании не хотят брать на себя ответственность и перекладывают на нас свои обязанности. Например, я видел объявления от УК: "По вопросам горячего водоснабжения и теплоснабжения обращайтесь в СКК" и указан телефон приемной. А я думаю, почему по вечерам телефон звонит? Кто может звонить вечером либо в выходные дни?
Что говорить, если управляющая компания даже не может дать актуальный телефон диспетчера или сама принимать звонки жителей для того, чтобы сразу разграничить: работает УК или СКК. У нас порядка 70 тысяч лицевых счетов и если каждый будет нам звонить и спрашивать, то диспетчеру теплоснабжения некогда будет заниматься своей основной работой.
Особенно разлад в работе нас и УК горожане могут почувствовать после аварийных отключений, когда мы уже устранили порыв, запустили систему, а дальше работа предстоит управляющей компании. Она должна стравить воздух, проверить заполняются ли теплоносителем внутридомовые сети... Например, в прошлом году мы отключали горячее водоснабжение на неделю в одном районе — проводили плановые работы. Все сделали за четыре дня, раньше срока. Майские праздники, холодно, люди дома. Решили вернуть горячую воду как можно скорее. Позвонили в управляющую компанию, сказали: мы готовы, давайте запускать. А нам в ответ: "Не, у нас никого нет, мы после праздников запустимся".
Честно говоря, было неприятно. Мы старались, уложились досрочно. Понимали, что людям сейчас горячая вода особенно нужна. Но на том конце — никакой инициативы.
— А как понять, что в зоне ответственности СКК, а что должна сделать УК?
— Наша зона ответственности заканчивается на вводе теплоносителя в дом, по наружной стороне дома. Все, что дальше, внутри — это уже управляющая компания.
Мы тоже сталкиваемся с жалобами: приходим по вызову, низкое качество теплоснабжения. Говорим УК: "Вы к зиме не готовились, документы нам не сдали, хотя были обязаны. Вам надо сделать..." — и далее по пунктам. А в ответ слышим только: "Поднимите давление, дайте температуру — и у нас все наладится". При этом у нас есть четкие параметры, которые мы обязаны обеспечивать — это температура и давление теплоносителя на вводе в дом согласно температурному графику, т.е. в зависимости от температуры наружного воздуха. Мы их даем, и, если в квартирах по-прежнему холодно — это вопрос к внутридомовой системе. Управляющая компания должна провести регулировку и наладить все процессы.
Если следовать логике некоторых УК, то мы вообще должны в ручном режиме подстраивать свою систему под каждый конкретный дом. Но это неправильно. "СКК" не обязана включать дополнительные насосы, чтобы создать циркуляцию в одном проблемном доме, если все можно отрегулировать в подвале. Нужно просто начать работать, и жалобы исчезнут.
Каждый дом должен пройти подготовку к зиме: промывку, гидравлические испытания, опрессовку. Эти данные передаются нашему тепловому инспектору, который проверяет документы, осматривает систему и расписывается в акте. Это стандартная процедура перед началом отопительного сезона.
Если дом не готовят к зиме, а потом вызывают нас, когда одна батарея от одного стояка греет, а другая — от другого — не греет, то это явно не наша зона ответственности. Таких случаев масса.
Приходили, например, по одному адресу, а там человек балкон присоединил, убрал окно между комнатой и лоджией, даже не постарался утеплить нормально, и батарею, которая там была, убрал. А потом жалуется, что у него в квартире 18°С, и он мерзнет. Ну, мерзнет-то он по причине, которую сам же и создал.
По горячей воде, да, вопросов было больше. Особенно в переходные периоды. Мы не всегда могли обеспечить температуру воды. Это особенность системы теплоснабжения в Южно-Сахалинске. Тут есть технические нюансы, которые, надеюсь, решатся с вводом новой котельной. Что касается жалоб — мы по всем сделали перерасчет. В убыток себе, но сделали, потому что таковы правила, и мы их соблюдаем. Конечно, идеальной работы сразу не бывает. Но для меня главное — это отсутствие жалоб со стороны людей. Это и есть лучшая награда за наш труд.
— Ожидаете какие-то проблемы в ближайшем отопительном сезоне?
— Мы очень активно готовимся к новому отопительному сезону, наша обязанность сделать так, чтобы он прошел максимально гладко. Хотя некоторые узкие места в системе есть, и, возможно, они дадут о себе знать, но мы рассчитываем, что их будет немного, а может, и вовсе не будет. В любом случае, с ними будем работать.
Сезон стартует 1 октября — это дата обозначена постановлением мэра. Но важно понимать: это не значит, что именно в этот день у всех сразу станет тепло. Согласно нормативам, подача тепла начинается, когда среднесуточная температура наружного воздуха достигает 8,5°С в течение пяти суток.
Как только эти пять дней пройдут — все, это уже начало. Мы начинаем поэтапный запуск тепла и следим за ситуацией.