Фото: ptj.spb.ru/архив театра
Клара Кисенкова: жизнь, творчество и память первой леди сахалинской сцены
Народная артистка РСФСР посвятила сахалинской сцене 57 лет и более 300 ролей
Клара Кисенкова прошла путь от начинающей актрисы до народной артистки РСФСР. Она мечтала стать артисткой с пятилетнего возраста и посвятила театру всю свою жизнь. 57 лет на сцене, более 300 ролей, единственная в области обладательница звания "Народная артистка РСФСР" — все это о Кларе Константиновне Кисенковой, которая стала символом сахалинского театрального искусства.
Первая леди сахалинской сцены скончалась в 2022 году на 79-м году жизни, а в 2024 году в Южно-Сахалинске открыли мемориальную доску в ее честь. О жизни Клары Константиновны и творческом пути — в материале ИА SakhalinMedia.
Детство и юность: рождение мечты
Клара Кисенкова родилась 30 июля 1944 года в селе Березовка Хабаровского края в семье военнослужащего. В 1947 году трехлетняя девочка вместе с родителями приехала в Южно-Сахалинск, где прошла практически вся ее жизнь.
Будущая артистка рано определилась с призванием. В пятилетнем возрасте бабушка повела внучку в кинотеатр на фильм "Повесть о настоящем человеке". Когда на экране показали сбитый самолет летчика Мересьева, маленькая Клара устроила истерику на весь зал: "Русского убили!" — кричала она. Одна из женщин в зале успокоила девочку: "Деточка, ты не плачь, он живой. Это же артист!". В тот же день Клара решила стать артисткой — раз эти люди на экране творят такие чудеса и остаются живыми.
Настоящее имя будущей звезды — Клавдия, но она с детства не любила его до отторжения. При поступлении в институт для всех стала Кларой — театральным именем, которое полюбила за рычащий звук "р-р". Впоследствии она приучила всю родню называть ее только так.
Становление артистки
После седьмого класса в четырнадцать лет Клара поступила в Южно-Сахалинское педагогическое училище, поскольку мама стала слепнуть и нужно было раньше времени идти во взрослую жизнь. Окончив училище, она увидела объявление об открытии во Владивостоке первого в СССР института искусств.
В 1966 году Кисенкова окончила Дальневосточный педагогический институт искусств во Владивостоке по специальности "Артист драмы и кино". Еще в 1965 году, будучи студенткой, она пришла на работу в Сахалинский областной драматический театр имени А.П. Чехова [Чехов-центр — прим.ред]. Этот театр стал единственным в ее жизни, служению которому она посвятила всю свою профессиональную карьеру.
Дебют молодой актрисы состоялся в спектакле "В стане врага", где она играла советскую разведчицу Шуру. Дебют прошел блестяще, открыв дорогу к долгому и непростому творческому пути.
Творческий расцвет
За 57 лет работы в театре Клара Кисенкова создала целую галерею ярких образов, сыграв более 300 ролей. Среди наиболее значимых работ — Агафья Тихоновна в "Женитьбе" (16+) и Анна Андреевна в "Инкогнито" (16+) Гоголя, Мерчуткина в "Юбилее" (16+), Елена Никифоровна в "Моей жизни" (16+) и Раневская в "Вишневом саде" (16+) Чехова, Кукушкина в "Доходном месте" (16+) Островского и Памела Кронки в "Дорогая Памела" (16+) Патрика.
Зрители любили ее за безграничную способность быть предельно искренней, всецело проживать жизнь своих героев на сцене. Она была настоящей примадонной сахалинской сцены.
Художественный руководитель Чехов-центра Александр Агеев вспоминает Клару Кисенкову не просто как профессионала своего дела, а как учителя и наставника:

Александр Агеев. Фото: из архива Чехов-центра
"Описать Клару Константиновну несколькими словами практически невозможно. Я вспоминаю ее очень часто, особенно в период выпуска новых спектаклей. Для меня работа с ней была особым этапом развития в профессии. Я работал с Кларой Константиновной не только как художественный руководитель театра, но и непосредственно как актер на сцене. Можно сказать, что знакомство с ней дало старт моему развитию в театральном мире.
Одно из важнейших воспоминаний связано с первым опытом участия в спектакле "Возвращение блудного внука" (16+). Тогда я получил небольшую роль в финале пьесы, которую Клара Константиновна решила доверить мне самостоятельно. Перед первой репетицией я испытывал сильное волнение, находясь среди признанных мэтров сцены. Среди тех, кто играл в этом спектакле, был известный сахалинский артист Андрей Кошелев. Я тогда каждое их слово, каждое замечание записывал в блокнот. После завершения репетиции Клара Константиновна сказала: "А мне нравится этот мальчик!" Эти слова произвели на меня большое впечатление. Тогда я воспринял их как простую похвалу, однако позже понял, что это было нечто большее — своего рода благословение.
Сегодня, размышляя о Кларе Константиновне, я стараюсь говорить о ней не столько как о великой актрисе, сколько как о глубоко человечном человеке. Она всегда оставалась мудрой и внимательной наставницей, передающей знания новым поколениям актеров. До сих пор я использую некоторые ее выражения, например, знаменитое: "Три к носу!" Эта простая фраза напоминает, что любые трудности преодолимы, если действовать последовательно и уверенно. Еще одна фраза, с которой ассоциируется у меня эта великая актриса, звучит так: "Легко, талантливо и без нажима". Именно так она играла на сцене.
Клара Константиновна была настоящим мастером своего дела, воплощением высоких моральных качеств и вдохновляющим примером для всех, кто работает в театре. Я счастлив, что был знаком с ней! Это совсем не рассказы из книг о великих актерах прошлого века. Здесь, буквально на расстоянии вытянутой руки, передо мной была живая легенда — Клара Константиновна Кисенкова. Ходила по коридорам театра, сидела в кабинете… Интересно наблюдать, как великий артист готовится к роли, как ведет себя на репетициях, как выстраивает свою игру. Каждый жест, каждая интонация, каждая деталь раскрывают мастерство. К любой своей роли она относилась серьезно. На каждом спектакле всегда приходила заранее, находилась на своем месте до начала показа и оставалась на площадке вплоть до окончания спектакля, даже если играла эпизод. Такое поведение заслуживает уважения и должно стать обязательным правилом для молодых артистов.

Клара Кисенкова. Фото: kino-teatr.ru
У нее было сложное детство, пережив послевоенную разруху и лишения, она выросла в настоящую звезду русского театра. Искусство не дается наследованием, оно создается трудом и талантом. Мы живем в эпоху перемен, каждый новый этап приносит новые испытания. Следующий год редко оказывается проще предыдущего. Взрослея, мы сталкиваемся с новыми обязанностями, ответственностью, сложностями. И как прекрасна была стойкость Клары Константиновны, сохранившей ясность ума и твердость духа даже в сложных обстоятельствах. Ярким примером стал период 1990-х, когда театр переживал кризис. Но Клара Константиновна стояла впереди, показывая остальным пример стойкости и мудрости. Именно такие личности определяют будущее театра и культуры в целом.
Она была яркой фигурой не только в театральной, но и в общественной жизни региона. Будучи народным депутатом Советского Союза, она активно отстаивала интересы жителей острова, грамотно формулируя свои идеи и мнения. Но главным ее достижением остается преданность театру и родному краю. В 1990-е годы, когда многие искали лучшей доли вне театра, Клара Константиновна сохранила верность сцене и своему любимому острову. Это доказывает ее трудовая книжка, где единственным местом работы значится сахалинский театр, начиная с 1965 года, когда она юной актрисой пришла проходить практику. Образ Клары Константиновны ассоциируется с силой характера, выдержкой и любовью к малой родине. Она стала символом уникального явления в культурной жизни Сахалинской области, оставив глубокий след в памяти и сердцах людей."
Кисенкова также выступала как режиссер-постановщик детских спектаклей: "Вставай, красавица, проснись!" (6+), "Два клена" (6+), "Бременские музыканты" (6+), "Забавные приключения на лесной полянке" (6+), "Изобретательная влюбленная" (6+), "Моя жена — лгунья"(6+). В ее творческом активе есть и совместная японско-российская работа — спектакль "Журавлиные перья" (12+).
Общественная деятельность
Помимо театральной деятельности, Клара Константиновна активно участвовала в общественной жизни области. Она была председателем Сахалинского регионального отделения Союза театральных деятелей России. С 1976 по 1991 год избиралась депутатом Южно-Сахалинского городского Совета народных депутатов.
Актриса долгие годы была опорой для коллектива театра, особенно в тяжелые для всей страны годы. Ее сила и воля, огромный талант организатора и актрисы позволили театру сохраниться и выжить. Она была наставником для молодого поколения артистов, учила их, опекала, любила.
Семья и личная жизнь
У Клары Константиновны есть дочь — Лидия Кисенкова, родившаяся в 1970 году. Лидия стала писательницей и поэтессой, членом Союза писателей России. Она окончила факультет математики и информатики Южно-Сахалинского государственного педагогического института, но связала свою жизнь с творчеством.

Клара Кисенкова. Фото: из архива Чехов-центра
Лидия работала в Чехов-центре, затем в управлении культуры и туризма администрации Южно-Сахалинска, в областном центре народного творчества. С 2008 года трудится в централизованной библиотечной системе города. Она пишет прозу и стихи, играет на гитаре, поет.
Признание и награды
Творческий путь Клары Кисенковой отмечен многочисленными наградами. В 1976 году за активную творческую и общественную деятельность она была награждена орденом Трудового Красного Знамени. В 1982 году ей присвоено звание "Заслуженная артистка РСФСР", а в 1987 году — высокое звание "Народная артистка РСФСР", единственная на тот момент в Сахалинской области.
В 1999 году Кисенкова стала дипломантом премии Губернатора Сахалинской области за спектакль "Прибайкальская кадриль", который девять лет возглавлял список аншлаговых постановок театра. В 2002 году ей присвоено звание "Почетный гражданин города Южно-Сахалинска".
В 2009 году актриса получила Почетную грамоту Сахалинской области под номером 1 — первую награду, учрежденную администрацией региона для поощрения особо выдающихся людей области. В 2010 году на Межрегиональном фестивале-конкурсе "Ново-Сибирский транзит" она была удостоена премии "За честь и достоинство".
В декабре 2014 года Кисенкова получила нагрудный знак "За достижения в культуре". Но самой значимой наградой стала премия "Золотая маска" 2016 года в номинации "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства". Она стала первой сахалинкой, удостоенной этой высшей театральной награды России.
Артист драмы — ведущий мастер сцены Чехов-центра, заслуженная актриса Сахалинской области Наталья Красилова считает, что Клара Кисенкова была живым символом театра:

Наталья Красилова. Фото: из архива Чехов-центра
"Клара Константиновна была удивительно деликатным и чрезвычайно терпеливым человеком, особенно по отношению к молодежи, значительно младше ее. Она воспринимала нас почти как детей, бережно относясь к каждому слову и поступку. Она была живым символом театра, она вела себя достойно и профессионально, становясь воплощением традиций нашей сцены и нашего города. Безмерно чуткая и ответственная, она смогла передать нам многое, оставшись в памяти каждого, кому посчастливилось поработать рядом с ней. Ее очень не хватает. Это просто катастрофа, как ее не хватает.
Сейчас понимаю, что уроки, полученные от нее, бесценны именно благодаря ее особенной манере общения. Удивительно, насколько тонко и ненавязчиво она передавала опыт, воспитывая нас собственным примером. Конечно, при необходимости она щедро делилась советами и знаниями, никогда не отвергая просьбы о помощи. Она проявляла удивительную скромность, одновременно предъявляя высокие требования, прежде всего к себе, тем самым вдохновляя окружающих стремиться к совершенству. Своей работой и поведением Клара Константиновна показывала истинное понимание актерской этики, уважения к партнерам и любви к своему делу.
Ее вклад в развитие театра на Сахалина колоссально. Отдав этому месту всю свою жизнь, честно служа искусству в любые времена, она оставила неизгладимый след. Оценить масштаб ее вклада непросто, ведь он выходит далеко за рамки конкретных достижений. Этот талантливый педагог, общественный деятель и яркий профессионал привнесла дух верности традициям и глубокое уважение к театру, сделав все возможное для сохранения уникальной атмосферы и развития местной театральной культуры."
Последние годы и память
28 августа 2022 года на 79-м году жизни Клара Константиновна Кисенкова скончалась. Ее творческий путь стал ярким примером преданности профессии и островной культуре. В 2024 году в Южно-Сахалинске была открыта мемориальная доска, посвященная народной артистке.

Проект мемориальной доски был создан главным художником Чехов-центра Кириллом Пискуновым (ФОТО)
Как отметила заместитель министра культуры и архивного дела Ольга Николина, Клара Константиновна стала олицетворением театра на Сахалине. Директор Чехов-центра, заслуженный работник культуры Сахалинской области Татьяна Корнеева подчеркнула, что в театре принято говорить о Кисенковой в настоящем времени — настолько сильно ее влияние на коллектив:

Татьяна Корнеева. Фото: ИА SakhalinMedia
"Клара Константиновна была чрезвычайно талантливой, справедливой и невероятно профессиональной актрисой. Она относилась к своему ремеслу исключительно искренне — настолько, что профессия ей платила взаимностью, подарив самые яркие роли ее жизни. Многие постановки Чехов-центра стали возможны лишь благодаря ее творческому дару, ответственности и профессионализму.
Безусловно, сохранение театральных традиций было для нее важным делом. Когда я пришла в театр, именно она рассказывала об истинной природе театра, любви к нему и уважении к актерскому мастерству. Наблюдая за ее работой на репетициях и за выступлениями на сцене, я впитывала все словно губка. Именно она и такие великие мастера сцены как Абашев, Боговин, Соловейкина, Сафонова, Шипилова, Кошелев стали моими учителями, наставниками. Их пример определил мою собственную судьбу в театре. Их отношение к искусству стало моим учебником мастерства. Сегодня такие люди редкость. Иногда даже грустишь по той эпохе, когда старые мастера могли похвалить добрым словом или мягко сделать замечание, никого не обижая и не унижая.

Клара Кисенкова. Фото: из архива Чехов-центра
Для меня Клара Константиновна навсегда останется учителем. Ее уроки и советы оказали огромное влияние на мое становление. Мы говорили с ней не только о профессиональных вопросах, но и о взаимоотношениях с разными людьми, будь то зрители или чиновники. Позже, когда я возглавила театр, часто обращалась за советом к Кларе Константиновне. Мы обменивались мнениями, я советовалась, она помогала мне находить верные решения. Это было важно, поскольку она знала меня давно, понимала мой характер и умела давать рекомендации деликатно и мудро, поддерживая словно мать своего ребенка. Моя театральная мама.
Клара Константиновна фактически спасла сахалинский театр. В непростые девяностые он оказался под угрозой закрытия. Тогда Клара Константиновна проявила невероятную смелость и приняла решение ставить спектакли самостоятельно, несмотря на огромную ответственность. Ведь коллеги-актеры теперь оказывались по разные стороны баррикад. Но ее авторитета, профессионального опыта и художественного чутья хватило, чтобы успешно справиться с задачей.
Ее постановки пользовались огромным успехом у зрителей: "Золотой человек", "Бременские музыканты", "Журавлиные перья", "Вставай, красавица, проснись", "Два клена" и множество других популярных спектаклей.

Клара Кисенкова. Фото: из архива Чехов-центра
Долгое время она возглавляла Союз театральных деятелей Сахалинской области, а звание народной артистки РСФСР и "Золотая Маска" за честь и достоинство подчеркивает ее огромный вклад в развитие культуры региона. Именно поэтому ее творчество значимо не только для Сахалина, но и для всего Дальнего Востока."
Жизнь Клары Кисенковой — это не только летопись Чехов-центра, но и история Южно-Сахалинска, история целой эпохи в культурной жизни Сахалина. Она продолжается в коллегах, учениках, зрителях и, конечно, в самом театре, которому она посвятила всю свою жизнь.

Директор Чехов-центра о пути к руководящей должности, репертуарной политике и любви к театру