В 1941 году фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Многонациональный народ отстоял свою Родину ценой огромных потерь — за 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны погибло 27 млн наших соотечественников, разрушены тысячи городов, поселков, сел и деревень. Шаг за шагом в 1945 году приближали победу не только на фронте, но и в тылу. Тысячи человек трудились на нужды военных и жителей, среди них есть и журналисты. Например, об успехах на фронте и в тылу жители Сахалина узнавали из одной из самых старых газет региона — "Советский Сахалин" (18+).
В 2025 году мы празднуем 80 лет Победы в Великой Отечественной войне. О главных событиях со страниц газеты 1945 года — в обзоре ИА SakhalinMedia.
Выпуск №159, 18 августа 1945 года
"Теперь, когда уничтожается последний очаг войны, зажженный японскими империалистами, советский народ и его доблестная Красная Армия делают новый вклад в дело торжества мира во всем мире".
18 августа, когда советская армия освобождала Южный Сахалин от японских захватчиков, читателям напомнили о прошлых победах воинов-дальневосточников над врагом. "Советский Сахалин" писал, что излюбленным методом японских солдат были провокации и пограничные конфликты. Речь, в том числе, о Хасанских боях (1938) и боях на Халхин-Голе (1939), когда японцы, прощупывая боеспособность советской армии, столкнулись с большим сопротивлением и, в конце концов, отступили.
В статье отмечается: пока главные силы Красной Армии сражались с фашистами, советские войска на Дальнем Востоке неутомимо укрепляли свою боевую мощь, оттачивали бдительность и были готовы сокрушить любого врага, который попытается нарушить неприкосновенности дальневосточных границ. Поэтому "когда Родина призвала войска покончить с японским разбойничьим империализмом, обезопасить границы, сократить сроки окончания войны и количество жертв — воины-дальневосточники со всей силой обрушились на врага".
Награждение орденами и медалями Союза ССР
Указом Президиума Верховного Совета СССР работники Александровского-на-Сахалине порта получили награды за успешное выполнение заданий правительства по обработке грузов для нужд фронта и народного хозяйства. Сахалинский областной комитет ВКП(б) и исполком областного Совета депутатов поздравили коллектив моряков с этим событием и призвали трудящихся еще шире развернуть социалистическое соревнование за досрочное выполнение навигационного плана грузопереработок, обеспечить в срок и досрочно обработку пароходов, прибывающих на Сахалин.
— Областной комитет ВКП(б) и облисполком выражают твердую уверенность, что коллектив Александровского порта и портпунктов в ответ на высокую правительственную награду еще лучше будет работать и справляться с задачами, поставленными перед ним в навигацию 1945 года, в дни войны самоотверженным трудом поможет нашей славной героической Красной Армии быстрее разгромить японских империалистов на Дальнем Востоке, — говорится в сообщении.
Выпуск №160, 19 августа 1945 года
Однажды на станции переливания крови
Е. Иванова рассказала историю, произошедшую на Александровской станции по переливанию крови в день начала войны с японцами. Ночью сюда поступило задание — к рассвету приготовить 15 литров крови, поэтому работники станции спешили собрать доноров в лабораторию. Многие приходили самостоятельно, и к утру количество посетителей перевалило за сотню. Одним из доноров стала 65-летняя Мария Алексеевна Астафьева. К ней ночью постучалась сестра станции Екатерина Глухова, которая, имея при себе список адресов штатных доноров, решила побежать к первому попавшемуся дому, чтобы побыстрее выполнить поручение.
В то время донорами могли стать люди до 45 лет и редко — в 50, однако Мария Алексеевна сразу выразила желание пойти в лабораторию и настаивала на этом решении. "Старуха я, 65 лет мне, но сейчас же пойду, если сгодится моя кровь, отдам ее с большой охотой. Сын ведь у меня на передовых позициях — Алеша", — говорила она. Как оказалось, у "старухи" было прекрасное здоровье, поэтому доноры не решились не взять ее кровь.
В первый день приема станцию по переливанию крови посетили более 500 человек, в последующем количество оставалось высоким — приемная лаборатория была набита ежедневно с утра до вечера. "Да, советский народ любит своих воинов, любит беспредельной святой любовью. Мир может позавидовать этому единству народа и армии", — отмечала Е. Иванова.

Газета "Советский Сахалин". Фото: "Советский Сахалин"
Трудовой фронт не отступает
В дни войны с японскими солдатами на лугах, в шахтах, в море развернулось активное социалистическое соревнование. Небывалые результаты показывали Макарьевские горняки: так, окатчик Белов выполнил норму на 447%, лесогон Шрамков — на 313%, павальщики Гуляева и Газеева — на 210 и 246% соответственно. Образцами высокой производительности труда были и работники Мгачинской шахты. Например, забойщик Караулов, работая на маломощном пласту, подрубил 25 тонн угля при норме 11, выполнив задание на 237%. Забойщик Гузеев дал 216% нормы, Кривцун — 194%, Барсуков — 169%. Работники всех профессий старались перевыполнять свои планы.
Выпуск №161, 21 августа 1945 года
Рекордный улов
В начале июня команда шкипера Кротенко, работавшая на заводе "Широкая Падь", выполнила годовой планы добычи, за что была внесена на областную Доску почета передовиков рыбной промышленности. На этом коллектив не успокоился, и начал ловить рыбу интенсивнее. Да так, что к началу августа шкипер Кротенко уже встал в ряды тысячников.
Особенно хорошо рыбаки себя показывали в дни войны с японскими милитаристами. Они заявляли, что "богатые уловы — наша лучшая помощь бойцам Красной Армии". Почти каждый день Кротенко добывал по 40-50 центнеров рыбы, а 18 августа привез рекордный улов — 82 центнера. К 20 августа команда шкипера выполнила годовой план на 154%.
Высокая доплата за стахановский труд
В артели "XX лет ВЛКСМ" показатели планомерно превышались — в бригаде кормозаготовителей меньше 120% никто не выполнял. За это колхозникам по приказу Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) начислили дополнительную оплату. Так, колхозник Володин за первую декаду августа получил 90 кг сена, Коробанина, Сметанин и другие — по 70-75 кг.
Высокую дополнительную оплату вручали колхозникам артели имени Сталина. Колхозник Мухин за неполный месяц выработал 38 трудодней, за что получил дополнительно 380 кг сена. Подросток Козлов, трудившийся наравне со взрослыми, получил 300 кг сена, колхозник Захаров — 230 кг.

Газета "Советский Сахалин". Фото: "Советский Сахалин"
Больше молока и мяса для Красной Армии
Главный зоотехник треста совхозов К. Урьясов обратился к животноводам с призывом к успешному выполнению планов надоя молока и сдачи мяса государству. Он похвалил совхозы "Пильво" и "Свиновод", где показатели в июле достигали 300 и 150% соответственно. Другие же, наоборот, пристыдил. Например, совхозу "Ныш" досталось за низкие надои — предприятие задолжало государству 359 центнеров молока. Также здесь была плохо организована подготовка к зимнему содержанию скота — несмотря на обильный и сочный травостой, к 15 августа объем сенозаготовок составлял только на 15%. А совхоз "Красная Тымь", по словам Урьясова, проявлял мало заботы о продуктивности скота. Главной причиной он называл плохую организацию труда на фермах.
— Август и сентябрь — решающие месяцы для выполнения планов надоя молока и сдачи его государству. Для того, чтобы успешно завершить планы, прежде всего надо покончить с обезличкой в уходе за скотом. <...> Особое внимание должно быть обращено сейчас на подготовку к зимнему содержанию скота. <...> Все планы рабочих совхозов и работников животноводческих ферм должны быть мобилизованы на то, чтобы до начала массовой уборки урожая был полностью обеспечен скот на зиму грубыми и сочными кормами, — заявлял К. Урьясов.
Выпуск №162, 22 августа 1945 года
Накануне учебного года
Одним из насущных вопросов на повестке дня был наступающий 1945/46 учебный год. Несмотря на трудности военного времени, многие школы Сахалина были в полной готовности к 1 сентября — большую помощь им в этом оказали предприятия, которые брали шефство над учебными заведениями, родители, общественность сел и городов. К примеру, коллектив треста "Сахалинуголь" сделал из ветхой Александровской школы №2 благоустроенную и уютную. Кроме того, вместе с городской конторой связи трест подвез к школе порядка 50% годовой потребности угля. Другое предприятие, Арковская шахта, отремонтировало все печи, крышу и мебель в подшефной Арковской средней школе.
Большую роль в подготовке школ играли учителя и старшеклассники. Педагоги Ногликской средней школы все лето работали на заготовке дров и ремонте помещений. Двое учителей из Иркирской и Дербинской школ выполняли все столярные работы в нескольких учебных заведениях. Они вместе с учениками старших классов на школьных лошадях подвезли двум Дербинским школам десятки кубометров дров.
При этом оставались школы, неготовые к новому учебному году. Где-то не хватало угля, где-то — тетрадей, мела, учебников. Школа на Медвежке была разрушена снежным обвалом, и никто не взялся за ее восстановление, в том числе шефствующая Октябрьская шахта. В Михайловской школе протекала крыша и отсутствовало топливо.
— До конца учебного года остаются считанные дни. <...> Делом чести всех совестких и партийных органов должно стать обеспечение школ всем необходимым для нормальной, четкой работы их в течение всего учебного года, — писали в "Советском Сахалине".
Выпуск №163, 24 августа 1945 года

Газета "Советский Сахалин". Фото: "Советский Сахалин"
На подступах к Котону
18 августа советские войска заняли на Сахалине укрепленные пункты противника — Котон и Китон. Борьба на подступах к ним была ожесточенной, рассказывал спецкорр "Советского Сахалина" Тим. Андреев.
"Боевые действия по взятию Котона начались днем. <...> После мощной бомбежки с воздуха в атаку пошли танки и пехота. Танкисты вплотную подходили к дотам и били по амбразурам долговременных точек. <...> Пехотинцы из пулеметов и автоматов расстреливали врагов, вышибленных из дотов и пытавшихся скрыться в лесу".
По словам Андреева, особенно мужественно сражались бойцы роты под командованием офицера Морачек — совместно с танкистами они уничтожили 10 вражеских дотов. Комсорг Лагода под сильным огнем подполз к доту и гранатой вывел из строя пулемет врага, застрелив 5 японских солдат. Другой геройский подвиг совершил коммунист Буюклы. Он решился подавить огонь противника, чтобы открыть путь для пехоты.
"С затаенным дыханием наблюдали бойцы как полз к доту с пулеметом их товарищ. Не прошло и 15 минут, как Буюклы оказался у амбразуры и прикрыл ее телом станкового пулемета. Взвод офицера Коновалова быстро и умело воспользовался этим, блокировал и занял дот", — писал спецкорр.
Также Андреев рассказал о коварных методах борьбы, которыми пользовались японские солдаты. Например, во время штурма высоты Н. бойцы заметили несколько лошадей, бегущих со стороны укрепрайона противника. При их осмотре оказалось, что враг заминировал животных: маленькие, красного цвета мины были вшиты в их гривы и хвосты. Был и другой случай. Вечером в лесу разведчики наткнулись на группу японцев и завязали бой, в итоге семь человек были уничтожены. Труп одного солдата с оторванной рукой смутил красноармейцев, и не зря — не прошло и минуты, как он привстал и бросил гранату. Однако это его не спасло, заметил Тим. Андреев.
Подвиг молодой санитарки
Сержант Соколов, вернувшись в Александровск с передового фронта, передал "Советскому Сахалину" фотографию Марии Грибановой — 17-летней девушки, которая спасала жизни солдат, сражавшихся с японцами на Южном Сахалине. На своих плечах из-под шквала пулемета она выносила не одного раненного воина, делала перевязки, останавливала кровотечение, потом несла их до лазарета.
— Смелая, веселая, всегда поет, — сказал Соколов о Марии. — Как раз, когда я уезжал в Александровск, она шла в бой, просила бойцов передать привет своему отцу-связисту, который находился в соседних частях.

Газета "Советский Сахалин". Фото: "Советский Сахалин"