Во Владивостоке проходит второй день Восточного экономического форума (16+). Сегодня, 4 августа, на пленарной сессии "Дальний Восток — территория для жизни и развития. Синхронизация рынка труда и профессиональных образовательных организаций" (16+) обсудили актуальные вызовы и пути решения кадровых проблем регионов, сообщает ИА SakhalinMedia.
Современное экономическое и технологическое развитие страны требует нового подхода к подготовке высококвалифицированных специалистов. В центре внимания оказались современные модели развития и приоритеты модернизации профессионального образования. Эксперты подчеркнули важность формирования образовательно-производственных кластеров как инструмента для налаживания эффективного взаимодействия между работодателями и учебными заведениями.
Участники форума: представители бизнеса, образования и государственных структур, открыто говорили о дефиците кадров и проблемах в образовательном процессе. Главный вывод — бизнесу и образованию необходимо работать в тесном тандеме.
Сегодня многие предприятия испытывают острую нехватку профессионалов, но на Дальнем Востоке подготовке трудовых ресурсов уделяется особое внимание. Среди факторов, влияющих на выбор профессии и наличие специалистов, были названы: нехватка кадров, демографические проблемы, особенности региона, непопулярность некоторых профессий и качество подготовки.

Тематическое фото. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
Сахалинская область сегодня входит в число лидеров по цифровизации. Ректор Сахалинского государственного университета Александр Самардак поделился обеспокоенностью текущей ситуацией на рынке труда.
— Множество проектов запускается на Дальнем Востоке, но мы не всегда понимаем, как управлять рынком труда. Мы, как учебные заведения, должны формировать будущее студентов, — отметил он.
Александр Самардак также поднял вопрос о несоответствии сроков обучения потребностям бизнеса.
— У нас есть направления и специальности, но некоторые не всегда пользуются большим спросом, и мы боимся их потерять. К сожалению, индустрия не всегда готова идти на условия целевого приема, ведь студентам нужно платить стипендию, обучать на практиках, а потом еще ждать 5 лет, пока они получат диплом, но ведь зачастую им специалисты нужны сейчас, — пояснил ректор.

Александр Самардак. Фото: ИА SakhalinMedia
Он также добавил, что в институтах действуют центры карьеры, куда приходят партнеры, нуждающиеся в кадрах. Ситуация с колледжами, по его словам, еще сложнее. В среднепрофессиональных учреждениях студенты обучаются около 3,5 лет, а после некоторые идут в институт. В итоге около 8 лет они тратят на обучение. По его мнению, стоит задуматься о целесообразности короткой программы для таких студентов.
— Представьте, они учатся 8 лет, бизнес не готов столько ждать, — рассказал Александр Самардак.
Дискуссия на форуме подчеркнула необходимость непрерывной и оперативной связи между профессиональными учебными заведениями и предприятиями на всех этапах взаимодействия.

Тематическое фото. Фото: ИА PrimaMedia
Директор государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Сахалинский техникум сервиса" Денис Раздобреев также поделился о специфике работы их учреждения с работодателем:
"В нашем техникуме заключены соглашения с работодателями по всем специальностям. Кроме того, мы заключаем целевые договоры для того, чтобы у студентов после окончания учреждения была работа с условием отработки минимум три года. Также у нас есть система, по которой студенты по вечерам могут работать на предприятиях партнеров, зарабатывая определенную денежную сумму. Мы тесно сотрудничаем с бизнесом, готовим и разрабатываем учебные программы непосредственно под их специфику. У нас такая плотная, командная работа. Недавно открыли новое направление — торговое дело. Закупили необходимое оборудование".