Председатель совета директоров Руской Рыбопромышленной Кампании (РРПК) Савелий Карпухин стал одним из ключевых участников "рыбной повестки" юбилейного X Восточного экономического форума (16+, проходил во Владивостоке 3-6 сентября). РРПК, в частности, представляла дальневосточный сегмент рыбохозяйственного комплекса России на сессии "Логистика рыбной продукции: поможет ли биржа убрать посредников?". Подробности — в материале ИА PrimaMedia.
В сессии "Логистика рыбной продукции: поможет ли биржа убрать посредников?" также приняли участие руководитель Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) Илья Шестаков, сенатор от Приморья Людмила Талабаева, губернатор Камчатского края Владимир Солодов, представители РЖД, логистических компаний, рыбопереработчиков, ритейла, банковского сектора и отечественных биржевых площадок.

Савелий Карпухин. Фото: ИА PrimaMedia
По оценке председателя совета директоров Русской Рыбопромышленной Компании Савелия Карпухина, обязательная продажа рыбаками какой-то части уловов через биржу вводит, по сути, просто еще одного посредника в цепочку оборота рыбопродукции.
— Мы добываем рыбу, и это — сезонный промысел. На борту наших судов ее перерабатываем и замораживаем, сохраняя все ее полезные свойства. Далее переработчики дают на свои потребности, причем со всеми цивилизованными переработчиками мы работаем напрямую, и у нас прекрасные долгосрочные отношения, — рассказал о модели взаимодействия РРПК с другими участниками рынка рыбы Карпухин. — Переработчики говорят нам, сколько и когда им нужно, допустим, филе минтая. Мы идем к транспортникам и даем свой график поставок, причем — без ценовых "качелей", потому что мы хотим дать и даем переработчикам понятную цену. И все работает. Рыбной бирже, в общем-то, места здесь как-то не находится.
Господин Карпухин отметил, что РРПК выходит и на уровень ритейла и, узнав о потребностях розницы, сами ищет подходящего переработчика для производства нужных конечному потребителю продуктов. Также выступающий высказался в защиту рыбных трейдеров как таковых.
— Рыбные трейдеры тоже делают важную работу. Если какому-то ресторатору в Иркутске нужно 100 кг минтая, 50 кг нерки и два живых краба, он, конечно, на биржу за всей этой "расчлененкой" не пойдет, и мы ему тоже не сможем продать две коробки минтая, хотя и очень хотим. А трейдер ему как раз и поможет закупить такой объем, и еще и рассрочку даст, — сказал Карпухин.

Савелий Карпухин (в центре). Фото: ИА PrimaMedia
Говоря о сохранении качества продукции, выступающий напомнил, что РРПК инвестирует десятки миллиардов рублей в строительство нового рыболовного флота, оснащенного современным высокотехнологичным оборудованием для первичной переработки уловов.
— Мы действительно инвестируем в качество. У нас рыбное филе — оно морем пахнет. И наши конечные потребители хотят продукт именно такого качества, у нас есть такая обратная связь через ритейл. И биржа, конечно, всю эту лояльность и доверие к качеству может просто нивелировать, потому что на бирже будет просто невозможно отделить хороший продукт от плохого, — отметил Карпухин.
Тезисы, высказанные председателем совета директоров РРПК, поддержали участники дискуссии — представители рыбопереработчиков и крупных сетей ритейла. Александр Панин, председатель НО "Рыбный союз", отметил, что сегодня отечественные рыбаки (в частности, Русская Рыбопромышленная Компания) выпускают очень качественную продукцию, и для ее сохранения очень важно повышать контроль температурной цепочки на всем пути ее следования. Также, по словам выступающего, действенным инструментом насыщения рынка рыбопродукцией является долгосрочное взаимодействие рыбаков, логистов, переработчиков и ритейла, которое, что немаловажно, страхует всех участников от ценовой волатильности.

Александр Панин. Фото: ИА PrimaMedia
— В чем базовая проблема с биржевой торговлей? В добровольном порядке никто не мешает промышленникам продавать рыбу через биржу уже сейчас. Но инструмент не пользуется спросом. Это ответ на вопрос — а выгодно ли это рыбакам? Нет, не выгодно, потому что пока биржа не представляет каких-то дополнительных "плюшек" в уже существующей системе поставок, — сказал Панин. — И ведь мы говорим о том, что у нас ЦБ ставит цель по инфляции 4% на год. По оценкам экспертов, биржа "приклеит" на первом же этапе движения рыбного сырья минимум 2%. 2% — это, на секундочку, 50% от показателя ЦБ по инфляции.
Директор по развитию категории "Ультрафреш" Х5 Group Александра Сухарева также поддержала как наиболее эффективный инструмент долгосрочных стратегических партнерств с рыбодобытчиками и переработчиками.
— У нас есть хороший пример такого партнерства с РРПК, у нас многоступенчатое партнерство. Первый шаг — это соглашение на замороженную рыбу, на филе. Это уже работает, показало эффективность. Второе, что мы сейчас обсуждаем, это уже следующая стадия: мы идем в продукты более глубокой переработки, мы смотрим, какие продукты можно вывести на рынок дополнительно, — рассказала Сухарева. — Если же говорить про биржу, то мы здесь для себя на данном этапе не видим перспектив. И у нас есть опасения по поводу падения качества продукции.

Александра Сухарева. Фото: ИА PrimaMedia
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов призвал не рассматривать инструмент биржевой торговли как абсолютную "панацею" при решении проблем насыщения внутреннего рынка рыбопродукцией. Здесь, по оценке главы рыбацкого региона, гораздо действеннее налаживание диалога между рыбаками и другими участниками оборота рыбы, строительство современной логистической — в том числе и портовой — инфраструктуры, а также — развитие альтернативных маршрутов доставки рыбы к потребителю, например, Севморпути.

Владимир Солодов. Фото: ИА PrimaMedia
В итоговой части дискуссии Савелий Карпухин выступил с рядом предложений по увеличению потребления рыбы в России. Председатель совета директоров РРПК, в частности, считает, что большую роль здесь должна играть социальная реклама, заказчиком которой должно выступать государство, при этом с маркетингом и логистикой для обеспечения возросших потребностей населения в рыбопродукции бизнес справится сам.
— Второе: нужно удешевлять логистику. У нас огромная страна, и довезти из региона добычи в центральные регионы, где большинство потребления, стоит очень дорого. Здесь было бы большой помощью расширить программу субсидий на перевозку рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть страны, — предложил господин Карпухин. — И третья вещь — это нам с переработчиками домашнее задание — нужно больше удобных, понятных, легких в приготовлении продуктов из рыбы. И здесь можно предусмотреть для переработчиков, которые всегда очень рискуют, запуская новый продукт на рынок, льготное долгосрочное финансирование на инновации, на создание новых продуктов.

Савелий Карпухин. Фото: ИА PrimaMedia
Еще одной мерой поддержки роста потребления рыбы населением Савелий Карпухин считает участие бизнеса в государственных программах школьного и социального питания.
— Мы с Олегом Николаевичем Кожемяко (губернатором Приморского края — ред.) на прошлом Дне рыбака принципиально договорились делать плотный проект по школьному питанию здесь, в Приморском крае. Не очень простой проект, мы понимаем, что есть много других приоритетов, и этот проект потребует времени. Но это, на мой взгляд, правильное решение для развития — санаторное, курортное, школьное, спортивное питание. В общем, государству есть где поддержать потребление своими какими-то дополнительными каналами спроса.
Реклама. Рекламодатель: Общество с ограниченной ответственностью "Русская Рыбопромышленная Компания", ИНН 7731414433, юр. адрес — 690001, Приморский край, г. Владивосток, ул. Пушкинская, д. 87, офис 7А.