Южно-Сахалинский аэропорт в своих нынешних границах
Фото: airportus.ru

80 лет в небе: путь сахалинского аэропорта от военной базы до воздушных ворот России

От бомбежек 1945 года до современного авиахаба — история воздушной гавани, которая соединила остров с миром

Сегодня международный аэропорт Южно-Сахалинска имени Антона Чехова обслуживает более полутора миллионов пассажиров в год, располагает самым крупным терминалом на Дальнем Востоке и принимает самые современные авиалайнеры. Но путь от разрушенного японского аэродрома до статуса главных воздушных ворот региона занял восемь десятилетий — и эта история полна драматических поворотов, технических прорывов и человеческих судеб. Подробнее об этом в материале ИА SakhalinMedia.

Рождение из пепла

20 сентября 1945 года стало днем рождения сахалинского аэропорта. На место разрушенного бомбежками японского аэродрома "Осава", расположенного западнее поселка Большая Елань, из Хабаровска прибывают первые советские авиационные специалисты. Среди них — капитан ГВФ К.И. Бичун и старший лейтенант К.И. Полозов, которому суждено было стать первым начальником нового аэропорта.

В двухэтажном деревянном здании японской постройки разместилась первая авиационная администрация Сахалинской области. Символично, что в восстановлении посадочной площадки участвовали и пленные японцы — один из них, бывший летчик-камикадзе по имени Фарисади, хорошо знавший русский язык, помогал советским специалистам разобраться с техническими коммуникациями.

Государственный архив Сахалинской области

Здание деревянного аэровокзала Большой Елань с диспетчерской вышкой, конец 1950-х. Фото: Государственный архив Сахалинской области

С октября 1945 года начались первые регулярные полеты, связавшие Южно-Сахалинск с Хабаровском, Александровском-Сахалинским, Охой и Курильскими островами. На территории аэродрома открылись билетная касса и ресторан, были созданы службы управления воздушным движением, инженерно-авиационная служба, служба спецтранспорта и ГСМ.

Эпоха больших перемен

1947 год стал переломным в истории сахалинской авиации. По приказу Дальневосточного управления ГВФ произошло объединение аэропорта "Южно-Сахалинск" и 198-го летного отряда. В оперативное подчинение вошли все аэропорты и посадочные площадки области. 15 июня того же года был создан 38-й авиатранспортный отряд ГВФ СССР под командованием М.И. Приходовского.

К 1951 году аэродром был подготовлен к приему самолетов Ил-12, что открыло возможность выполнять пассажирские перевозки в Москву. Правда, полет занимал около 28 часов и проходил с дозаправками в Хабаровске, Магдагачах, Чите, Улан-Удэ, Иркутске, Красноярске, Новосибирске, Омске, Свердловске и Казани.

В 1957 году в аэропорту в Большой Елани началось строительство нового аэровокзала с диспетчерской вышкой, а взлетно-посадочная полоса была удлинена до 1000 метров. К 1961 году завершилось строительство перрона, мест стоянки самолетов, зданий аэровокзала и столовой.

Переезд на новое место

Самым значительным событием в истории аэропорта стало строительство нового аэродрома в районе Хомутово. 20 февраля 1964 года новый аэродром был допущен к эксплуатации. Железобетонная взлетно-посадочная полоса длиной 2200 метров позволила принимать самолеты типа Ан-10 и Ил-18.

Новые возможности аэродрома кардинально изменили географию полетов. Время беспосадочного перелета в Москву сократилось до 16 часов с одной технической посадкой в Красноярске. В 1965 году было завершено строительство современного аэровокзала с залом ожидания, стойками регистрации, рестораном и служебными помещениями.

airportus.ru

Открытие аэродрома Хомутово, 20 февраля 1964 года. Фото: airportus.ru

На пути к международному статусу

1980-е годы принесли новый технический прорыв. В 1987 году была завершена реконструкция по удлинению ВПП на 500 метров — общая длина составила 2700 метров, что позволило принимать самолеты Ту-154Б. Вскоре аэропорт получил разрешение на эксплуатацию Ил-62 по маршруту Москва — Южно-Сахалинск — Хабаровск — Москва со временем беспосадочного полета 8 часов 5 минут.

Кульминацией технического развития стал 1990 год, когда Министерство гражданской авиации СССР приняло решение об открытии аэропорта для международных полетов. Международные рейсы связали Сахалин с Кореей, Японией, Китаем, Канадой и США.

Современная эпоха

XXI век ознаменовался масштабной модернизацией. В 2000 году завершено строительство южного участка ВПП, общая длина которой составила 3400 метров. В 2017 году аэропорт получил разрешение на прием широкофюзеляжных Boeing-747 и грузовых Ан-124-100 "Руслан".

airportus.ru

23 октября 2017 г. состоялась торжественная церемония начала строительства нового аэровокзального комплекса в аэропорту «Южно-Сахалинск». Фото: airportus.ru

В 2019 году аэропорту было присвоено имя Антона Чехова — великого русского писателя, который в 1890 году совершил путешествие на Сахалин.

Главным событием последних лет стало открытие 7 августа 2023 года нового аэровокзального комплекса стоимостью 12,5 млрд рублей. Терминал площадью почти 47,5 тысячи кв метров стал самым большим в Дальневосточном федеральном округе с пропускной способностью 5 млн пассажиров в год.

3845865.jpgКрупнейший аэровокзал Дальнего Востока открыли на Сахалине

Губернатор Валерий Лимаренко торжественно перерезал красную ленту (ФОТО)

Новый аэровокзал оснащен 26 стойками регистрации, 11 выходами на посадку с телескопическими трапами, 43 кабинами паспортного контроля и 18 пунктами досмотра. Полностью автоматическая система обработки багажа может пропускать более 1200 чемоданов в час.

Взгляд в будущее

Сегодня аэропорт продолжает развиваться. В 2024 году пассажиропоток превысил 1,5 млн человек, увеличившись на 9% по сравнению с предыдущим годом. Завершается строительство новой взлетно-посадочной полосы, рассматриваются проекты строительства грузового терминала площадью более 3200 кв метров.

От небольшого военного аэродрома военных лет до современного международного авиакомплекса — путь длиною в 80 лет. История сахалинского аэропорта — это история самого Сахалина: от периферийной территории до важного звена в системе воздушных сообщений Дальнего Востока. И эта история продолжается.

5342520.pngРуслан Степанец: Создаем счастливые истории, связанные с путешествиями

Генеральный директор АО "Аэровокзал Южно-Сахалинск" рассказал ИА SakhalinMedia о развитии объекта, новых вызовах и достигнутых успехах

201879
Общество