Опасность схода лавин прогнозируется в двух районах Сахалина
17:37
Первый этап строительства западного объезда Южно-Сахалинска завершат в 2026 году
17:25
Юные теннисисты со всей России сразятся за медали турнира в Южно-Сахалинске
17:13
В Дальневосточном банке – "Кибернеделя"!
17:05
Сахалинские рыбаки за неделю получили штрафы почти на 50 тыс. рублей
16:58
На Сахалине суд взыскал 30 тысяч рублей с администрации за нападение собаки на ребенка
16:36
Расселенный дом тушили больше 5 часов в Александровск-Сахалинском районе
15:58
Снежная буря накроет Охинский и Ногликский район 2 декабря
15:49
3 декабря на Сахалине почтят память Неизвестного солдата
15:42
Жители Смирныховского района бьют тревогу: к Новому году могут остаться без островных яиц
15:27
Сахалинка заняла второе место на первенстве ДФО по синхронному плаванию
15:25
Первый вице-мэр Южно-Сахалинска получил госнаграду
15:20
Дорогу в Углегорском районе закроют на время взрывных работ
15:09
Курильчанка предстанет перед судом за повторное вождение в пьяном виде
14:57
Две школы в Макаровском районе закрыли на карантин
14:49

Огонь как искусство: как сахалинские фаерщики превращают риск в хореографию

Как творческий коллектив Южно-Сахалинска дарует огню форму и смысл (ФОТО)
Выступления сахалинского коллектива FireUp пресс-служба Музейно-мемориального комплекса "Победа"
Выступления сахалинского коллектива FireUp
Фото: пресс-служба Музейно-мемориального комплекса "Победа"
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

SakhalinMedia, 1 декабря. Коллектив FireUp из Южно-Сахалинска уже почти десять лет создает фаер-шоу, превращая опасный огонь в хореографию. Сейчас в группе шесть человек: двое молодых, присоединившихся пару лет назад, и четверо опытных — бывших учеников основателя Виктора Руднева. О том, почему люди выбирают столь рискованное хобби, как коллектив развивается и почему лучше "играть" с огнем под присмотром профессионалов, в интервью рассказал один из участников FireUp Алексей.

— Алексей, расскажите, откуда появился FireUp и как организована работа коллектива?

— Творческая группа FireUp была создана Виктором Рудневым примерно в 2014–2015 годах. Он долгое время возглавлял коллектив и сотрудничал с крупными пиротехническими фирмами города. Но примерно с 2020 года Виктор Евгеньевич отошел от дел, и мы, его ученики, решили, так сказать, подхватить знамя.

При этом для каждого из нас это больше хобби, что, конечно, накладывает определенные отпечатки на нашу деятельность. Работаем мы без единого руководителя, на равных, и каждый занят в своей сфере: кто-то ведет соцсети, кто-то отвечает за административно-финансовую часть, кто-то за инвентарь. При этом мы периодически друг друга подменяем. Можно сказать, мы как живой организм дополняем друг друга.

— Вы на каждое выступление готовите новую программу. Расскажите, почему вы выбрали именно такой подход?

— Это обусловлено нашим форматом. Готовые номера — это хорошо, но их нужно постоянно репетировать и поддерживать, а у нас неизвестно, кто в следующий раз будет выступать. К тому же показывать одно и то же и на свадьбе, и на Дне города, и на Масленице — странно. Город у нас небольшой, публика почти везде одна и та же, и это приестся.

Главное, что мы понимаем: фаер-шоу — это прежде всего танец. Как говорил один из тех, у кого я учился хореографии — мы делаем музыку видимой. Наш коллектив отталкивается именно от этого. Саундтрек должен быть в духе мероприятия. Заказчик зачастую говорит, что музыка желательна вот такая, или как минимум в таком количестве и направлении. Перенести готовый номер на запрошенную композицию практически нереально, поэтому мы импровизируем. Благо Виктор Евгеньевич подготовил нас в этом плане и у нас довольно большой арсенал — мы много учили разных элементов, сочетаний, связок.

— А как происходит творческий процесс создания номеров?

— Мы собираемся вместе и включаем музыку. Для начала кто-то говорит, что под этот музыкальный фрагмент вот эта связка хорошо подойдет, вот это движение. Если музыка медленная и размеренная, то это какие-то плавные элементы, например, маятники. Если ритмичная, драйвовая, то что-то быстрое, динамичное, с прыжками и движением по сцене.

Потом кто-то говорит: "Нет, сюда больше подойдет вот это". Обсудили, поругались, помирились, и в результате получается что-то, чего изначально никто даже предположить не мог. За это мы такой подход и ценим. Стараемся, чтобы наблюдатель не заскучал. Одно время даже специально углублялись в психологию выступлений — как нужно построить программу так, чтобы зрители не переключились с самого начала и не уснули к концу.

— Ваше творчество опасно?

— Не без этого. Действительно, нужен контроль — контроль инвентаря, но не менее важен и контроль самого себя. Это тонкая грань между страхом и самоуверенностью.

Лет 10 лет назад произошел трагичный случай с одной из знаменитых среди фаерщиков танцовщиц по имени Линда Фаркас. На репетиции они опробовали новый инвентарь. На ней был очень сложный костюм, трудно снимаемый. Пошло не по плану, она не смогла его вовремя снять, вдохнула огонь. Два месяца в реанимации, потом умерла. Это была крайне опытная артистка. Когда мы про это узнали, это для меня навсегда стало красным флагом. Никогда не думай, что ты достаточно крут для того, чтобы пойти на какие-то безумные вещи. Это может стать последним выступлением.

пресс-служба ГБУК «Сахалинский областной художественный музей»

Выступления сахалинского коллектива FireUp. Фото: пресс-служба ГБУК «Сахалинский областной художественный музей»

Новое нужно пробовать, но, разумеется, с многократной подстраховкой. Например, если мы хотим привлечь новых людей, то даем им самый безопасный инвентарь и базовую связку из нескольких элементов. Когда они уверенно начинают ее выполнять, не попадая по себе и окружающим, тогда постепенно переходим на что-то более приближенное к реальным выступлениям.

— Вы выступаете с интерактивами со зрителями. Как это происходит?

— Мы приглашаем на сцену людей из публики, всех желающих. Всегда выстраивается целая очередь. Первые разы, когда мы так делали, опасались, что никто из зрителей не захочет в таком участвовать, но все получилось совершенно иначе. Меня каждый раз удивляет то, с каким доверием люди выходят и позволяют крутить огонь в нескольких сантиметрах от их головы. Это большая честь для нас. Ни разу не было форс-мажоров, но ответственность и "нервы" очень большие. Я ведь понятия не имею, что человек выдаст.

Иногда на сцену хотять выйти дамы с распущенными волосами, в синтетических платьях, которые быстро плавятся. Подобный внешний вид хоть и красив, но для выступлений очень рискован. Участники нашего коллектива, которые контролируют очередь желающих, конечно же так или иначе отсеивают "опасных" людей и просят хотя бы голову закрыть, подол придержать, или что-то надеть сверху. Иначе приходится просто не пускать на сцену. 

Ну и, конечно, перед выступлением каждый раз тренируемся — на манекенах, друг на друге, насколько это возможно. Просто самому страшно крутить огонь вокруг незнакомого человека.

— Сколько человек в вашем коллективе и какие люди обычно приходят к вам?

— Тех, кто остался от предыдущего состава, у нас четверо. Но всем четверым собраться получается не всегда. В лучшем случае трое, иногда даже по одиночке выступаем. К счастью, у нас есть два представителя более молодого поколения. Один из них начинал заниматься фаер-шоу во Владивостоке, пока был студентом, потом вернулся в Южно-Сахалинск и продолжает здесь, с нами. Только он в нашем коллективе умеет ходить на ходулях, жонглировать различным инвентарем, и может этому обучать желающих. Еще одна представительница нашей молодежи — студентка Сахалинского колледжа искусств, единственная из нас, кто профессионально готовится выступать на сцене. Наверняка скоро ей самой будет чему нас поучить.

Почти каждого из нас привлекает риск, стремление быть в центре внимания, вызывать восхищение. К нам зачастую приходят люди с похожими интересами — те, кто готов выйти за рамки обыденного. Те же, кто стесняется или даже боится внимания, редко решаются на выступления перед зрителями, однако это ничуть не мешает им тренироваться ради саморазвития. Наши занятия развивают координацию, улучшают контроль над телом и помогают чувствовать себя увереннее.

— В вашем арсенале, кроме огня, есть еще и выступления со световыми элементами. Расскажите, в чем разница и сложности?

— Разница между пламенем и электрическим светом существенная. Огонь привлекает тем, что он опасен, и это завораживает публику, со световым же реквизитом опасности, очевидно, нет. С одной стороны это позволяет выступать в помещении, на сильном ветру и вообще там, где огонь недопустим. Но с другой, нужно уметь гораздо точнее использовать рисунок света и хореографию, чтобы обыграть музыку. Важно создать на сетчатке у зрителя максимально сложный, но четкий отпечаток.

Современный пиксельный инвентарь позволяет создавать даже надписи в воздухе. Артист вращает эти пои [шары, подвешенные на пальцы с помощью цепей или других гибких соединений, инвентарь для вращения и жонглирования — прим.ред.], а зритель видит неоновый след, например, "С Новым Годом!". Если уметь настраивать пиксельный инвентарь, он создает рисунки на порядки более сложные, чем огонь, и общее впечатление может быть даже местами круче. Но мы в этой сфере пока только на пути освоения.

— Как вы учитесь?

— Школа — это мы сами. Все начиналось с видеоуроков. По всему миру есть те, кто умеет многое, изобретает новые элементы и хочется этим поделиться, часто даже бесплатно. На просторах интернета можно найти много каналов даже с видео из девяностых, оцифрованных с видеокассет.

Когда позволяет работа, мы путешествуем в другие регионы. Например, ездили во Владивосток, Хабаровск, Нижний Новгород, Владимир, пересекались с фаерщиками из Москвы и Санкт-Петербурга. Если прийти к ним на тренировку, никто не откажет. Наоборот, похвастаются: "Смотри, как я умею!" А я: "О, ну-ка, дай-ка попробую!" Так мы привезли множество элементов из этих командировок и пытаемся передавать их ученикам.

Сотрудничаем мы со всеми, никаких "это наша техника" я никогда не встречал. Южно-Сахалинск периодически навещают фаерщики из Благовещенска. В первую очередь, конечно, они приезжают на исторический фестиваль “Железная Воля” (16+). Они реконструкторы и фаерщики одновременно. Ребята действительно крутые, международного уровня. Ездили выступать в Китай, Корею, Японию, участвовали в конкурсах, занимали места. Нам, любителям, точно есть чему у них поучиться.

— Как начать тренироваться? Какие требования?

—  Свяжитесь с кем-то из нас, скажите, что хотите попробовать, мы пригласим на тренировку. Первое занятие бесплатное. Понравилось — приходите еще. Для начала вы получите наш тренировочный инвентарь.  Если хотите, можете продолжать с нашим, но лучше сделать свой, чтобы можно было тренироваться самостоятельно. Мы расскажем как.

Физическая подготовка совершенно необязательна. Конечно, чем человек гибче, акробатичнее, тем лучше, и возможностей это даст больше. Но в целом, если нет тяжелых хронических заболеваний опорно-двигательного аппарата, то и препятствий нет. С абсолютно любым ростом, весом и их соотношением можно заниматься.

Разумеется, до более-менее ответственного возраста огонь человеку не даем. Если хочет тренироваться на “холодном” инвентаре, пожалуйста. Опять же есть и световой реквизит.

— Почему не стоит самостоятельно пробовать играть с огнем?

— Попытки самостоятельно, без наставника, освоить с нулевого уровня огненный инвентарь могут закончиться крайне негативно и испортить все дальнейшее впечатление. Потом будет страшно тренироваться. Если делать это правильно и постепенно, можно тренироваться без ущерба и с удовольствием.

Травматичным может быть даже тренировочный инвентарь, если не знать, как правильно его изготовить. Некоторые собирают пои, например, из теннисного мячика и металлической цепи. Такое изделие разбалансировано и с большим трудом поддается контролю. Очень часто поначалу попадает и по тому, кто его крутит, и по окружающим. Запросто можно что-то серьезно повредить.

пресс-служба Музейно-мемориального комплекса

Выступления сахалинского коллектива FireUp. Фото: пресс-служба Музейно-мемориального комплекса "Победа"

Если уж вы взялись тренироваться дома самостоятельно, то лучше возьмите длинный плотный носок, насыпьте туда крупы граммов 100–200, завяжите узлом. Все, готов тренировочный инвентарь, который практически безопасен даже при попадании по чувствительным зонам. Однако, как и в любой другой сфере деятельности, тренируясь, пусть и с относительно безопасным инвентарем, но без опытного наставника, вы, скорее всего, привыкнете делать неправильно, и затрудните себе дальнейшее развитие. Да к тому же потратите больше времени и сил.

Про огонь вообще отдельный разговор. Например, при попытке изготовить рабочий инвентарь из подручных средств типа ткани или веревки, мы получим лишь много дыма и мелких горящих кусков, разлетающихся во все стороны, и в первую очередь в того, кто этот инвентарь крутит. Поэтому первые разы с огнем всегда должны проходить под контролем опытного человека.

— Какие у вас планы на развитие?

— Когда-то у нас была мечта иметь свой склад, мастерскую, помещение, где можно было бы тренироваться при любой погоде. В то время мы хранили реквизит на балконе, а репетировали в сквере Асахикава. Даже при -25°С. Потом, примерно в 2018 году, наши друзья из клуба исторического фехтования "Скиф" предложили снимать помещение вместе. Мечта стала планом, а затем явью. Появились мастерская, кладовая, место для тренировок.

После пандемии был план набрать стабильную группу учеников и преподавать. Увы, сейчас это все на уровне мечты, потому как что-то постоянно случается — то мы сами все в работе, то ученики заняты своими делами, то помещения подходящего найти не можем. Видимо, недостаточно хотим.

Вообще, конечно, хотелось бы чаще путешествовать всем коллективом, выступать в других городах, участвовать в конкурсах. Может быть, когда-нибудь мы сможем перевести наше хобби на самоокупаемость и охватить большую географию — не только российскую, но и международную. Но пока это не столько план, сколько мечта.

— Как вас найти?

Пока что через социальные сети (12+). Там указаны номера контактов. Также мы раздаем визитки на мероприятиях. В теплое время года, как правило, тренируемся в парке, стараемся на самом видном месте. Хотим делать живую рекламу самим себе.

223747
64
43