Процесс оттока населения из дальневосточных регионов РФ продолжается. Ориентация экономик субъектов на добычу ресурсов и экспорт сырья делает региональные бюджеты заложниками конъюнктуры мировых рынков, и, соответственно, не создает предпосылок для развития собственных производств. Крупный экспортно-сырьевой бизнес – в том числе и рыбодобывающий – не склонен обеспечивать работой местных жителей, предпочитая эксплуатировать труд сезонников и вахтовиков, сообщает РИА PrimaMedia.
Опасные для ДВ-регионов тенденции отметил президент РФ Владимир Путин в ходе посещения 16 июля Сахалинской области.
"У нас достаточно много регионов, которые нуждаются в особом внимании и в которых темпы роста, несмотря на внешнюю привлекательность этих регионов, пока являются слабыми, да и показатели по другим направлениям, не только темпам роста, пока нас удовлетворить не могут. И это не очень хорошо.
Мы говорим о том, что у нас улучшается демография. Это действительно так и есть. Показатели в этом смысле хорошие. И, тем не менее, естественный прирост населения здесь, на Сахалине, за январь–март – минус 1,6%. Отток населения продолжается, депопуляция продолжается на всем Дальнем Востоке, и здесь тоже. И это несмотря на то, что Сахалин по сравнению с другими дальневосточными территориями сделал существенный рывок в своём развитии", - заявил Владимир Путин на совещании о комплексном социально-экономическом развитии Сахалинской области.
Президент отметил, что область обладает приличным потенциалом в обрабатывающих отраслях, в агропромышленном комплексе, прежде всего в рыбном хозяйстве, и в целом демонстрирует неплохие темпы.
"Правда, в последнее время несколько показатели припали практически по всем направлениям. Рост сохраняется в сельском хозяйстве, но чуть-чуть меньше даже, чем в целом по стране.
Наша задача – реализовать потенциал, который имеется в регионе, поддержать проекты, нацеленные на диверсификацию экономики региона, создание новых рабочих мест, укрепление социальной инфраструктуры, сделать так, чтобы качество жизни людей неуклонно росло", - сообщил Путин.
Кроме того, в ходе совещания президент РФ раскритиковал работу региональных чиновников по выполнению декабрьских поручений, касающихся развития Дальнего Востока, отметив, что около 80% из них не выполнено.
Вместе с тем, по данным Сахалинстата, население области неуклонно продолжает уменьшаться. Естественная убыль за январь-май 2013 года составила 291 человека. Миграционная убыль за тот же период составила 713 человек. В целом же за 10 лет население области сократилось на 51705 человек, сообщает Сахалинстат.
По мнению экспертов-демографов такая отрицательная динамика обусловлена прежде всего тем, что на территориях Дальнего Востока нет роста собственно производств, а традиционные для региона отрасли приобрели экспортно-сырьевую направленность, особенно ярко проявляющуюся в рыбохозяйственном комплексе.
Как ранее сообщало агентство, рыбная отрасль Дальнего Востока РФ все ближе к тому моменту, когда она станет российской лишь номинально. Получив в 2008 году квоты на вылов национального ресурса и множество преференций от государства, рыбодобытчики превратились в поставщиков сырья для мощной индустрии рыбопереработки стран АТР.
Кроме того, недавно принятый закон "Об аквакультуре", освободивший рыбодобытчиков - "прибрежников" от обязанности доставлять уловы для переработки на российский берег, по мнению экспертов, может нанести еще один удар по демографии "рыбных регионов" ДВ, поскольку крупному рыбодобывающему бизнесу гораздо выгоднее отправлять сырье на экспорт, а не развивать береговую переработку. Кроме того, "освобождение прибрежки" может лишить сырья и обанкротить еще существующие рыбоперерабатывающие предприятия Дальнего Востока, как это уже произошло на Камчатке и в Приморье.
Между тем взгляды так называемого "рыбного лобби" ДВ точно и недвусмысленно выразил его яркий представитель – сенатор от Сахалинской области Александр Верховский, сам владеющий одной из крупнейших экспортнонаправленных рыбодобывающих компаний ЗАО "Гидрострой". Рыбными ресурсами России – и особенно Дальнего Востока – должен распоряжаться только бизнес, имеющий к ним доступ. Госконтроль в рыбной отрасли необходимо свести к минимуму, а законодательное регулирование осуществлять в интересах рыбопромышленных "игроков", считает Верховский.