Ученые Курильского заповедника подводят итоги летних экспедиционных энтомологических сборов. Как оказалось, в августе 2015 года сотрудниками заповедника Юрием и Ларисой Сундуковыми была сделана новая находка короткокрылой жужелицы Bembidion ruruy. Одного из немногих энедемиков острова руруйского бегунчика обнаружили на мысе Ловцова, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на сайт заповедника.
Начало этой истории положено два года назад, в августе 2013 года, когда в одном из береговых каньонов к западу от мыса Нелюдимый, энтомологическим отрядом в составе Кирилла Макарова (МГПУ, г.Москва) и Юрия и Ларисы Сундуковых было сделано открытие неизвестной для науки, короткокрылой жужелицы из рода Bembidion (семейство Carabidae), названной в честь самого труднодоступного вулкана Кунашира – руруйский бегунчик (по латыни Bembidion ruruy Makarov, Sundukov, 2014). Жуки нового вида были найдены в толще пропитанной водой щебнисто-глиноземной смеси и в щелях сырого скального обрыва на берегу горного ручья, протекающего в глубоком каньоне, образованном сошедшими селями.

Руруйский бегунчик. Фото: Фото: Сайт Курильского заповедника
Уникальность находки заключалась в том, что в огромном роде Bembidion, насчитывающем в мире около 1,2 тысячи видов, известно лишь несколько короткокрылых форм, населяющих самые удаленные уголки мира, такие как Гренландия, Таити или острова Вест Индии. Возникновение бескрылых форм в группе хорошо летающих видов всегда указывает на их длительную изоляцию, приспособление к неблагоприятным для предкового вида климатическим условиям и длительному, глубокому процессу эволюции.
При рассмотрении возможных путей происхождения руруйского бегунчика от крылатой предковой формы, некогда населявшей Кунашир, были проанализированы не только особенности его морфологии и географическое распространение близких к нему видов, но и геологическая история, изменения климата и вулканическое происхождение островов Японии и Южных Курил.

Вид с моря на ручей западнее мыса Нелюдимый. Фото: Фото: Лариса Сундукова
Анализ литературных источников показал, что на протяжении всего плейстоцена Кунашир практически постоянно был связан с Хоккайдо, являясь его северным полуостровом. Например, к началу плейстоцена (2,588 млн лет назад) Сахалин, Хоккайдо и Южные Курилы образовывали большой полуостров, связанный с континентом, а береговая линия Охотского моря в раннем плейстоцене (1,8 млн лет назад) была близка к современной, поэтому, дальнейшие изменения площади суши зависели только от климатических изменений.
Глобальное потепление климата в позднем плейстоцене (130-70 тысяч лет назад), вызвало самую значительную трансгрессию моря, отделившую Кунашир от Хоккайдо, но последовавшие вслед за этим две волны похолодания (60-40 и 22-11 тысяч лет назад), разделенные умеренно-климатическим периодом, вновь образовали из них единую сухопутную систему. В конце вюрмского оледенения (15-13 тысяч лет назад) началось быстрое потепление климата, при котором таяние ледников и, следовательно, повышение уровня мирового океана, значительно запаздывало за изменениями климата. Именно в это время происходила наиболее интенсивная миграция теплолюбивых видов с Хоккайдо на Курильские острова до того, как подъем уровня моря привел к последовательной изоляции островов к середине голоцена.

На берегах этого ручья жуки рождаются, взрослеют, находят себе пару и умирают. Фото: Фото: Юрий Сундуков
Современная флора и фауна южных Курильских островов характеризуется высоким видовым разнообразием, но низкой степенью видового эндемизма. При этом главную роль в формировании биологического разнообразия Южных Курил играют миграционные процессы с Хоккайдо, а современный таксономический состав каждого из островов в немалой степени зависит от пионерной роли вулканических ландшафтов и присутствия на склонах вулканов рефугиумов в виде термальных вод и сольфатарных полей.
Географическое распространение, морфология и изложенная выше хронология геологических и климатических событий предполагают, что предком Bembidion ruruy следует считать представителя подрода Plataphodes, возможно – Bembidion tetraporum. В настоящее время этот подрод распространен в бореальной зоне Голарктики, причем большинство его видов населяет северо-восток Азии. Можно предположить, что во время начала позднеплейстоценового похолодания предковая форма руруйского бегунчика была широко распространена на едином массиве суши, образованном Сахалином, Хоккайдо и Южными Курилами, а ко времени ледникового максимума его ареал сократился до одного или нескольких фрагментов, приуроченных к склонам действующих вулканов. Видимо, именно в этот период одна из предковых популяций перешла к обитанию в толще скальных и щебнистых грунтов на прогреваемых участках близ фумарольных полей и выходов термальных вод, что привело к редукции крыльев и другим морфологическим изменениям.
Все это позволяет рассматривать Bembidion ruruy как реликт фауны Кунашира, вероятно позднеплейстоценового возраста.
Новая находка этого вида на крайнем северо-востоке Кунашира, на мысе Ловцова, не противоречит озвученным выше выводам. По данным палеогеографов, вулканические ландшафты хребта Докучаева и полуострова Ловцова относятся к наиболее древним на Кунашире и датируются ранним плейстоценом.