Юрий Гуршал. Идеально чистая прозрачная вода Охотского моря, высокий скалистый берег с арками, гротами и водопадами, побережье с огромными валунами и причудливыми островками, хвойный вековой лес, стаи птиц, а в путину – море полное лососевых, тюленей и жирных нерп – таким предстает перед туристами мыс Великан. Своими впечатлениями и фотографиями от второго путешествия в этот заповедный край делится с читателями корр. ИА SakhalinMedia.
В отличие от позапрошлогоднего спонтанного путешествия, вторая поездка была спланирована заранее. Чтоб не быть обузой для своих знакомых, подключили одно из островных турагенств.
карта. Фото: фото с сайта
К делу они подошли профессионально, и в выбранный нами день и час, джип с огромными колесами и всеми атрибутами супервездехода стоял у подъезда. Передвигаться на нем было довольно комфортно, а еще больше тешило самолюбие то, с каким уважением на дороге относились к нам владельцы легковушек.
Дорога выдалась не утомительная и через два часа были уже на месте. Чистое синее небо и яркое солнце встретили нас, что не совсем характерно для заповедника. Здесь часто царит серость из-за туманов и низких туч, которые порождает температурный контраст между холодным морем и жарким воздухом.
В этом месте море тысячелетиями наступало на скалистый берег. Более легкие породы размывались первыми, а наиболее стойкие образовали каменные арки, столбы, гроты.
Как сообщают на сайте областного минспорта: "Название мысу дал Иван Крузенштерн. На своем корабле "Надежда" он исследовал юго-восточные каменные скульптуры памятника природы "Мыс Великан": побережье Сахалина от мыса Анива до залива Терпения, вел съемку берега. Проплывая мимо мыса Великан, Иван Крузенштерн был восхищен красотой и величием скал, дав им соответствующее название. По другой версии, название произошло от трансформации японского слова "уэрикан"".
Мы доехали почти до мыса Великан. Оставив авто, двинулись пешком по ухоженным тропам, вначале на видовые площадки, а затем спустились на берег. Свежий морской ветер, бездонное ультрамариновое небо с сотнями птиц, водопады, кристально-чистые ручьи и удивительной красоты прибой, начинающийся из серой стены тумана – это лишь краткое описание той красотищи, которая пробрала бы даже самых невозмутимых. Вдалеке виднелся мыс Птичий.
"Мыс Птичий (входит в состав особо охраняемых природных территорий "Мыс Великан") – уникальное место. Возле берега находится множество останцев в виде арок и каменных столбов, на которых располагаются птичьи колонии. На территории мыса отмечается скальная и супралиторальная растительность побережья, в том числе виды, включенные в Красные книги Российской Федерации и Сахалинской области: можжевельник Саржента, аралия сердцевидная. Даже на поверхностях прибрежных камней кудрявятся длинные стебли живучих трав – в том числе родиола розовая. В елово-пихтовых лесах обитает лесной лемминг, сахалинская кабарга (оба вида занесены в Красную книгу Сахалинской области). На побережье мыса яркими представителями животного мира являются чайки, бакланы, стрижи. На крупных озерах маршрута в период сезонных миграций можно увидеть белоклювую гагару (вид занесен в Красную книгу Сахалинской области)".
На пляже нас ожидали температурные контрасты – жаркое солнце, раскаленный песок, довольно прохладный ветер и ледяное море. Купание, точнее — окунание сводило мышцы и вызывало боль. После этого еще одним испытанием было передвижение по раскаленному песку на негнущихся ногах. Долго нам находится на одном месте не дали — вокруг летали птицы и сновали многочисленные экскурсанты.
В перерывах между группами туристов, двинулись на осмотр каменных достопримечательностей. Одиночные скалы в прибое, похожие на палец гиганта, слона, арочные композиции, воинов и многие другие фигуры поражали своими размерами. На большинстве из них гнездятся чайки различных размеров и оттенков белого. Крутые береговые склоны оккупировали стрижи и тихоокеанские чистики с ярко-красными лапками, напоминающими знаменитые лабутены. В отличие от грациозных стрижей, полет их неуклюж и прямолинеен. Птенцы этих "модников" повылазили из норок-гнезд и терпеливо дожидались еды от своих родителей, крепко обосновавшись на небольших выступах.
Нам повезло – был отлив и пройти по кромке между скалами и прибоем можно было почти везде. А благодаря малой воде, в огромном каменном гроте образовалось небольшое озерко с относительно теплой водой, где мы вдоволь накупались.
Лишь в одном месте пришлось преодолевать скалу по морю, что было не совсем удобно – туристов поджидала метровая глубина, в которой змеились длинные скользкие косы морской капусты и прятались валуны. Был еще один альтернативный вариант перехода – взобраться по канату на вертикальную стену и затем спустится с другой стороны, но он больше подходил для молодых.
Вдоволь нагулявшись, накупавшись, набив синяки, набравшись впечатлений, мы возвратились довольные домой.