"Филлис" — величайший тайфун в истории острова Сахалина. Дыхание этого страшного бедствия жители Сахалина и Курил почувствовали за несколько дней до того момента, как начало все смывать. Сильные проливные дожди пришли в самом начале августа. К 3-4 числам месяца вода в реках поднялась до пяти метров — это высота двух этажей обычного дома. Сообщалось, что в Углегорске уровень воды в реках поднялся до рекордных шести метров. О том, какие испытания пришлось пережить сахалинцам в борьбе за жизнь в далеком 81-м году во время невероятно мощного тайфуна "Филлиса", вспоминает ИА SakhalinMedia.
Стирается память, растворяются старые страхи, но приходящие на острова тайфуны по-прежнему вызывают у людей панику. Социальные сети каждый год заполняются сообщениями о диких проливных дождях, сдуваемых крышах. В последние годы тайфуны сотрясают Приморье и Хабаровский край, заливая там огромные территории. При этом, тем сахалинцам, кто постарше, есть с чем сравнивать. Ужасы стихийного бедствия августа 81-го останутся навсегда в памяти его свидетелей. Пожелтевшие страницы газет сохранят рассказы о самых страшных часах и днях того времени.
В начале августа 1981 года над Тихоокеанским регионом столкнулись две воздушные массы. Создался своеобразный "коридор", по которому массы холодного воздуха хлынули на юг, достигнув Японии, Кореи, южных районов Тихого океана. Навстречу им со скоростью 20-25 км/ч, неся теплые перенасыщенные влагой потоки, двигался тайфун "Филлис". Тайфун накрыл юг Татарского пролива, Сахалин и Южные Курилы. Ветер мчался со скоростью 25-30 м/c. В отдельных районах дошел до ураганного.
Во время прохождения тайфуна и после него газеты пестрили сообщениями о разрушениях и призывами объединиться в части ликвидации последствий стихии. Последствий оказалось действительно много. В газете "Советский Сахалин" тогда написали, что из-за выхода на Сахалин и Курильские острова 3-6 августа глубокого циклона и тайфуна с колоссальной разрушительной силой большинство районов области подверглись небывалому жесткому воздействию стихии. В южной части Сахалина и на Курилах за короткий период выпало от 200 до 300 мм осадков, что составило третью часть годовой нормы.
Обильные ливни и ураганные шквальные ветры повсеместно вызывали резкий катастрофический подъем уровня воды в реках, разрушение жилых домов и производственных объектов, затопление сельскохозяйственных угодий. Полностью или частично оказались затопленными города Углегорск, Красногорск, Анива, Горнозаводск, Южно-Сахалинск, Долинск, Корсаков, Макаров, Поронайск, Холмск, Невельск, многие рабочие поселки и другие населенные пункты.
В островном регионе оказались парализованными автомобильное и железнодорожное сообщения, телефонная связь. Водными и селевыми потоками были смыты многие участки автомобильных дорог и железнодорожного полотна, мосты, в результате оползней на дорогах образовались многометровые завалы.
Крупный урон был нанесен сельскому хозяйству. Тайфун уничтожил 3-4 тысячи га посевов картофеля, овощей и кормовых культур, на больших площадях смыл посевы однолетних и многолетних трав, заготовленное сено, затопил пастбища, разрушил многие животноводческие помещения. Погибло значительное количество скота.
Сильно пострадало городское хозяйство. Дольше недели не работало большинство шахт, целлюлозно-бумажных и рыбообрабатывающих заводов, леспромхозов, других предприятий и строек. Были и человеческие жертвы...
Как отмечали в газете "Советский Сахалин" тех дней, на борьбу со стихией встали тысячи людей, были сформированы десятки аварийно-спасательных отрядов. Совместными усилиями пытались поправить ситуацию сотрудники отделов внутренних дел и народные дружинники.
Жители Долинского района приняли один из самых тяжелых ударов стихии. Очень ярко воспоминания людей описаны на страницах газеты "Молодая гвардия" тех дней. Не подозревая о надвигающейся беде, кормозаготовители целлюлозно-бумажного завода, долинского торга и отдела внутренних дел после тяжелого рабочего дня спокойно легли спать. Люди думали, что пройдет очередная серия дождей, которых было не мало в тот год. Не смутила народ и поднявшаяся река Найба, которая всего метр не доходила до уреза, но так бывало не раз.
Вот что рассказал сушильщик долинского ЦБЗ Валентин Кожевников:
"Под утро кто-то проснулся от плеска воды в палатках. Люди выскочили прямо в потоки грязной воды, хлынувшей из реки на луга. Кто взобрался на крышу ближайшей летней площадки для скота, кто полез на деревья. Особенно трудно пришлось одной семье: мужу, жене и их ребенку. Чтобы маленький не сорвался в воду, пришлось посадить его в рюкзак и привязать к дереву. Так и провели остаток ночи. Как только развиднелось, прибыли амфибии и сняли людей. Спасли более ста человек".
Ущерб в Долинском районе оказался очень большим. В совхозе "Долинский" под водой осталось более 40 га капусты, около 60 га — корнеплодов, свыше 600 га — лугов и пастбищ, половина площадей, занятых картофелем. В сложнейшей обстановке шла эвакуация скота с летних площадок. Животные метались по брюхо в воде, некоторых унес бушующий поток. В городе в определенный момент прекратилась подача питьевой воды. На месте аварии на насосной станции специалисты обнаружили, что электромоторы и насосы оказались в воде, фильтры забились илом. Оборудование пришлось в этих условиях демонтировать и доставлять на ремонт электрикам ЦБЗ.
Почти в то же время стало известно, что размыто железнодорожное полотно на ветке Быков — Долинск. Из-за отсутствия порожняка остановилась шахта "Долинская". На помощь путейцам были направлены 40 горняков. Сменяя друг друга, около ста человек день и ночь наращивали полотно, ремонтировали колею. Срывались с перекошенных рельсов платформы с камнем, но люди продолжали работу.
В результате тайфуна под удар попала даже рыба. Стена воды вынесла ее на поля совхоза "Долинский".
В течение нескольких дней в штаб приходили сводки со всех районов юга острова. Многие сообщения свидетельствовали о сильных разрушениях. Самую большую сложность вызывало то, что была разрушена инфраструктура. От мира оказались отрезанными десятки городов, поселков, сел. Сильно пострадала инфраструктура по западному побережью и город Красногорск в Томаринском районе. Часть города фактически осталась под водой. Снесло мост и река разделила город надвое. Местные отряды добровольцев в срочном порядке наладили лодочную переправу. Людей снимали с крыш и чердаков, перевозили в безопасное место. В условиях бушующего тайфуна принимались меры по наведению временного моста.
Надо отметить, что эвакуация людей проводилась все дни. На помощь в спасении мирных жителей пришли военные. Служащие сахалинского гарнизона за время стихии спасли более тысячи человек.
Тайфун был такой силы, что находилось место и героическим подвигам. Когда тягач с 12-ю спасенными женщинами и детьми стал пробиваться к суше, его развернуло течением и прибило к затору в середине реки. Люди, только что пережившие опасность и поверившие в свое спасение, вновь оказались в критической ситуации. Прапорщик, который вел автомобиль, успокоил их и принялся сооружать из подручных средств плот. С его помощью военный начал переправлять женщин и детей на крышу стоявшего неподалеку сарая. Вдруг случилось непредвиденное: одна из женщин не удержала ребенка и выронила его в воду. В тот же миг прапорщик прыгнул за ним вслед. Ему удалось поймать девочку, но течение потащило обоих в сторону от спасительного сарая. Пришлось взять ребенка зубами за одежду, чтобы, освободив руки, начать борьбу за жизнь. Из последних сил он все-таки добрался до сарая. Через час люди были переправлены на резиновой лодке в безопасное место.
Стихия навсегда изменила и облик Южно-Сахалинска. Сильно затопленными оказались западные районы города, в частности Владимировка. Но потоки воды шли повсеместно. Как отмечают на сайте Городского парка культуры и отдыха имени Юрия Гагарина, тайфун "Филлис" практически уничтожил парк и его сооружения. Обычно спокойную и мелкую реку Рогатку нескончаемый ливень превратил в бурный поток, смывающий все на своем пути. Были снесены мостики, лодочный причал. Из‐за разрушения дамб перестали существовать Верхний и Нижний пруды. Их котлованы разбушевавшаяся река занесла илом и мусором. Ураганный ветер вывернул с корнем и поломал сотни деревьев, повалил заборы, сорвал со зданий кровлю. После урагана парк представлял собой грязное месиво, усеянное поваленными деревьями, но спустя несколько дней здесь начались восстановительные работы. Штаб по борьбе с последствиями стихийного бедствия, организованный при горисполкоме, направлял в парк представителей почти всех трудовых коллективов города. На помощь пришли даже школьники. В итоге аллеи были расчищены, аттракционы отремонтированы, высажены деревья и кустарники.
Люди в дни стихии и после нее работали на износ. Нужно было срочно налаживать работу жизненно-важных артерий и производств, спасать тех, кто оказался в западне. Несколько дней из аэропорта Южно-Сахалинска не мог взлететь ни один самолет — с трех сторон взлетное поле обступила вода. Были затоплены приводные радиостанции. Но, как только стихия отступила, и горизонт стал чистым, в небо поднялся вертолет МИ-2. С воздуха он обследовал подвергшиеся стихии южные районы острова. Картина, открывшаяся пилотам и председателю облисполкома Захарову, была ужасающая. Поврежденные мосты по автомобильной трассе, размытые железнодорожные пути, нарушенные линии связи. Как написали в газете "Советский Сахалин", ураган принес небывалые разрушения, к увиденному было трудно привыкнуть. Привычные зелено-голубые воды Анивского залива были коричневыми. Обычно четкое русло реки Сусуя было невозможно определить. Разлившаяся река затопила поля пригородных совхозов, наполовину под воду ушло село Новотроицкое. Гордость хозяйства — ягодные плантации — оказалась под слоем коричневой воды.
Вертолетчики летали несколько дней подряд, эвакуируя попавших в беду людей, доставляя продовольствие, проводя мониторинг.
Энергетики в числе первых на себе испытали всю тяжесть нахлынувшей стихии. С заготовки кормов, а это была обычная практика, были отозваны все ремонтники. Строймонтажные организации также помогли специалистам. В первые же дни стихии началось массовое отключение отходящих линий. Бригады ремонтников работали и днем и ночью. Южно-Сахалинская ТЭЦ оказалась отрезана от артерии, по которой поставлялся уголь. Поэтому энергетики были вынуждены экономить топливо, что было сложно с учетом того, что запасы были сильно влажными и плохо горели.
Тайфун "Филлис" для островного региона действительно был самым ужасным за весь период наблюдения. Катастрофические последствия сложно было предсказать. Большинство сахалинцев и курильчан оказалось застигнуто врасплох. Небывалый по силе ураган принес большие разрушения. Советские граждане, которые встали на защиту своего и, как тогда говорили, "народного" добра, зачастую проявляли мужество и героизм. Спасательные операции, эвакуацию, ремонтные работы осуществляли простые люди, не отдыхая по несколько суток, работая, не покладая рук, в тяжелейших условиях.
Нам, потомкам, остается только верить, что на остров больше не придет подобная стихия, а в случае чего сахалинцы и курильчане подадут друг другу руку помощи, как тогда — 36 лет назад.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: