Анна ОМ. Спектакль "Москва — Петушки" (18+) по мотивам одноименной поэмы Венедикта Ерофеева представили сахалинскому зрителю артисты Российского государственного академического театра драмы имени Федора Волкова (Ярославль). Режиссер постановки Денис Азаров на сцене Чехов-центра изобразил одну из самых опасных человеческих слабостей — любовь к алкоголю. Он показал зрителю, насколько опасны саморазрушение и страх перед миром. Несмотря на то, что все персонажи постоянно пьют, главная мысль спектакля заключается не в алкоголе, не в поездах и не в женщинах. Актеры на сцене рассказали историю очень умного и доброго человека, который, возможно, был лучше своего окружения, но не смог найти места в жизни. Он искал свою правду в алкоголе, выражал таким образом протест миру и его порядкам и не справился, сообщает корр. ИА SakhalinMedia.
"Первое издание "Москва-Петушки", благо было в одном экземпляре, быстро разошлось. Я получил с тех пор много нареканий за главу "Серп и молот — Карачарово", и совершенно напрасно. Во вступлении к первому изданию я предупреждал всех девушек, что главу "Серп и молот — Карачарово" следует пропустить, не читая, поскольку за фразой "и немедленно выпил" следует полторы страницы чистейшего мата, что во всей этой главе нет ни единого цензурного слова, за исключением фразы "и немедленно выпил". Добросовестным уведомлением этим я добился того, что все читатели, особенно девушки, сразу хватались за главу "Серп и молот — Карачарово", даже не читая предыдущих глав, даже не прочитав фразы "и немедленно выпил". По этой причине я счел необходимым во втором издании выкинуть из главы "Серп и молот — Карачарово" всю бывшую там матерщину. Так будет лучше, потому что, во-первых, меня станут читать подряд, а во-вторых, не будут оскорблены", — так, не отходя от книжного оригинала, начался спектакль "Москва — Петушки".
Режиссер постановки не стал вплетать в свой спектакль нового. Актерам пришлось полностью выучить наизусть поэму Венедикта Ерофева. Также, как и в книге главного героя поэта Венечку (Кирилл Искратов) окружают небесные ангелы — плод больного воображения под действием алкоголя, а также многочисленные пассажиры поезда, двигавшегося по направлению "Москва — Петушки". Помимо них, на сцене постоянно присутствует девушка (Елена Шевчук), в которую так влюблен герой. Она живет в Петушках и в спектакле играет роль воспоминания, а не настоящего персонажа.
...а она — подошла к столу и выпила, залпом, ещё сто пятьдесят, ибо она была совершенна, а совершенству нет предела...
На протяжении всего спектакля главный герой грезит о своей рыжеволосой нимфе и верит, что та его обязательно встретит на Петушинском вокзале. С собой в качестве гостинцев он везет шоколадные конфеты и орехи для больного ребенка, который знает одну букву Ю.
Сцена из спектакля "Москва — Петушки". Фото: Чехов-центр
Поезд следует через станции Серп и Молот, Чухлинка, Реутово, Железнодорожная, далее по всем пунктам, кроме Есино.
2 часа и 10 минут на сцене сахалинского драмтеатра главный герой Венечка только и делает, что употребляет крепкие алкогольные напитки. Сначала один, дожидаясь рассвета, затем в компании незнакомых попутчиков.
Под действием алкоголя в нем просыпаются воспоминания, а мыслей становится настолько много, что все они уже и не могут уместиться в одной больной голове. Все это в совокупности с галлюцинациями и рассказами других пассажиров раскрывает перед зрителем внутренний мир главного героя. Сначала на сцене появляется немного смешной и очень пьяный мужчина, которого заботит только одно: когда же откроются магазины. Но постепенно зритель начинает понимать, что Венечка очень одинок и несчастен. Он ищет любви, понимания, стремится навстречу этому миру, но одновременно с этим ужасно боится его. От того и пьет...
Сам главный герой не пытается каким-либо образом себя оправдать. Он сам понимает, что алкоголь не приводит ни к чему хорошему. Но именно с его помощью он может почувствовать себя немного свободнее, выйти за рамки мира, в которых ему тесно.
"О, тщета! О, эфемерность! О, самое бессильное и позорное время в жизни моего народа — время от рассвета до открытия магазинов! Сколько лишних седин оно вплело во всех нас, в бездомных и тоскующих шатенов. Иди, Веничка, иди".
Автор поэмы описывает своего героя как очень доброго и в меру хорошего человека. И режиссер не забывает показать это зрителю. Венечка с пониманием относится к встречающимся у него на пути пассажирам, хранит в сердце воспоминания о рыжей девушке и очень переживает за больного ребенка, который находится в Петушках. В конце спектакля у Венечки крадут небольшой чемоданчик. И больше всего героя тревожит только то, что в нем были гостинцы для дорогих ему людей.
Режиссер решил не отказываться и от озвучивания названий станций. Как и в поэме, на протяжении всего фильма противный голос проводницы то и дело напоминает пассажирам: "Москва — Серп и Молот", "Серп и Молот — Карачарово", "Карачарово — Чухлинка"… И так до конца пути. Благодаря этому у зрителя складывается впечатление, что он вместе со всеми героями едет в заветные Петушки. С каждой новой станцией у тех, кто не читал Ерофева, нарастает интерес: а что же будет с героем на конечной станции?
— Многие люди, выходя из зала, говорили о том, что спектакль об алкоголизме. Но это не так. На первый взгляд перед нами предстает обычный алкоголик, для которого выпивка — главная жизненная цель. Но на самом деле все это время на сцене находился человек, который намного умнее, добрее и лучше нас. Мы живем в этом мире, нас все устраивает. Или не все, но это уже дело житейское... А душа главного героя рвется на свободу, он не понимает устройства этой жизни. Реальность его душит, и он бежит от нее, окунаясь с головой в алкоголь. А вообще, чтобы понять спектакль, нужно прочитать Ерофеева, — мнение зрителя.
Режиссер умело вплел в свой спектакль музыкальные вставки, во время которых за спинами артистов на большом экране транслировались отрывки знаменитых советских фильмов, герои которых любили спиртное. Несмотря на весь драматизм постановки, известные лица Андрея Миронова, Евгения Лионова, Леонида Куравлева заставили сахалинского зрителя улыбаться.
Петушки сахалинский зритель так и не увидел. Весь спектакль об этом месте рассказывают так, словно это какой-то рай на Земле.
"Петушки — это место, где не умолкают птицы ни днем ни ночью, где ни зимой, ни летом не отцветает жасмин. Первородный грех — может, он и был — там никого не тяготит. Там даже у тех, кто не просыхает по неделям, взгляд бездонен и ясен…"
Весь спектакль главный герой Венечка стремится в Петушки, желает ехать быстрее, мечтает о том, как его встретит возлюбленная. Однако к концу пути мужчина напивается до такой степени, что не замечает, как поезд, дойдя до конечной станции, разворачивается и уезжает обратно в Москву на Курский вокзал. Петушки так и остались для Венечки чем-то далеким, райским, недостижимым.
Сцена из спектакля "Москва — Петушки". Фото: Чехов-центр
Оказавшись в Москве, пьяному герою приходится спасаться от неизвестных. В итоге он умирает от того, что один из нападавших заколол его шилом в горло.
"С тех пор я не приходил в сознание, и никогда не приду".
Интересен тот факт, что автор поэмы Венедикт Ерофеев, если верить интернет-ресурсам, умер от рака горла. Конечно, писатель не мог предвидеть этого, описывая гибель своего героя. Но поэма во многом автобиографичная. Не случайно главного героя тоже зовут Венедиктом Ерофеевым.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Театр из Ярославля приедет с гастролями в Южно-Сахалинск
Я всегда +1 к человечеству — Евгений Гришковец в ночном моноспектакле на Сахалине
Трагический спектакль "Город. Женитьба. Гоголь" перенес сахалинцев в Санкт-Петербург