Татьяна Бугаенко. Недолюбленные, непонятые своими родителями "взрослые дети" пытаются строить собственную жизнь. Ими движет желание заполнить чем-то душевную пустоту, приобрести то, чего они не получили в своем прошлом. При этом практически каждый из героев помнит лишь о собственных желаниях и потребностях и не задумывается о том, какую боль могут причинить окружающим его "жестокие игры". Таков спектакль московского режиссера-постановщика Александра Созонова, показанный на сцене Чехов-центра гостями из Ярославля — артистами Российского государственного академического театра драмы имени Федора Волкова, сообщает корр. ИА SakhalinMedia.
Несмотря на то, что пьеса Алексея Арбузова, по которой поставлен спектакль, написана в 1978 году, она не утратила своей актуальности и в наши дни. Проблемы отцов и детей, непринятие ответственности, юношеский максимализм, чувство одиночества характерны как для прошлого, так и для нынешнего века. Изменилось время. Современный человек с трудом может представить свою жизнь без интернета и мобильного телефона, но он по-прежнему проходит те же этапы личностного развития.
Режиссер спектакля практически не изменил текст произведения. Он лишь выбросил архаизмы и перенес действие в наше время, добавив некоторые детали. Так, например, в оригинале Арбузова увлечением Кая было рисование. В спектакле Созонова его так же интересует живопись. Только в руках героя нет кисти, ее заменяет фотокамера мобильного телефона. Кроме того, современный Кай играет на электрогитаре, вместо "Старка" он предлагает Нелли "Хеннесси", а в комнате героя висят плакаты актеров, рок-звезд и прочих знаменитостей.
А когда-то здесь было красиво. Стояла елка, Дед Мороз приходил и красивая женщина в белом платье...
Старые коричневые обои, местами отстающие от стен, это не следствие бедности, ведь Кай, хозяин дома, достаточно обеспечен. Интерьер квартиры отражает одиночество ее постояльцев. Двери в доме никогда не закрываются. Люди уходят и приходят, но в квартире нет настоящего домашнего тепла, она кажется пустой. Каждый из героев погружен в свои проблемы. Они живут прошлым, пытаясь компенсировать свои обиды, которые тянут их назад, не позволяя открыться настоящему. Стеклянная витрина с множеством разнообразных игрушек и маленькое деревце, которому еще предстоит вырасти, очередной раз подчеркивают то, что герои в душе остаются обиженными детьми.
Три друга детства, у каждого из которых своя боль, один из них — Кай, остальные его частые гости. Кай, которого в реальности зовут Юлий, ощущает безразличие родителей. Мать Юлия вместе с его отчимом уехала в Исландию. В последний раз он виделся с ней полтора года назад. Родной отец оттолкнул Юлия после ухода матери. Смешливый, добрый Юлик стал другим, в тот момент он превратился в мальчика с ледяным сердцем, в Кая. В спектакле мы видим, как через отчима он получает "разнообразные дары" от матери, которые летят в мусорное ведро, и письмо, написанное на печатной машинке. Напечатанное — значит бездушное.
В жизнь Терентия, как в прочем и Никиты, также присутствуют семейные неурядицы. У Терентия весьма сложные взаимоотношения с отцом. Константинов старший практически каждый день приходит к Каю в надежде, что сын одумается и вернется домой. Но Терентий не придает значение его просьбам. Он с пренебрежением относится к своему родителю, и практически не общается с отцом, нехотя отвечая на его вопросы.
Как выясняется причина такого поведения Терентия кроется не в желание освободиться от опеки и жить самостоятельной жизнью, за ней стоит нечто более трагичное. Кстати, намек на это есть в начале пьесы, когда Терентий обращает внимание на открытую бутылку, из которой пила Нелли при первой встрече с Каем.
Пил я, ребятки. Нещадно пил. Когда напивался до синих огней, руки распускал. Колотил мать его. А он отсидится в сарайчике во дворе, а дома на свой диванчик пробирается. Мать умерла, жена моя, то ли от кулаков моих, то ли от горя, — признается Констатинов.
У Никиты все обстоит, иначе у него "образцовая, перспективная" семья, но в ней отсутствует единство. Каждый родственник живет сам по себе, видятся они редко, по воскресеньям. Никита пытается заслужить похвалу. Хорошо учится, добивается успехов в общении, но ему "никто не радуется". В День рождения, который Никита празднует у Кая, к нему приходит сестра, но она не рада брату, ее возмущает, что родственники, впрочем как и она сама, выделили время в своем графике, чтобы встретится с ним, а он не пришел.
Жизнь героев кардинально меняется после того, как в нее врывается Неля. Молодая девушка провалила экзамены в институт, а покидать столицу и возвращаться домой она не намерена. Знакомые направляют Нелю к Каю. Собрав чемодан, в сопровождении своей куклы, которую она называет дружочком и с которой не расстается в течение 15 лет, Неля приходит в его дом.
Девушка, словно возрождает жизнь в одинокой квартире. Она дает трем друзьям милые, добрые клички. Кай становится Лодочкой, Никита — Бубенчиком, Терентий — Опенком. Постепенно Неля вживается в компанию молодых людей, которые уже не могут представить свою существование без нее. Добрая, приветливая девушка, как выясняется, пережила трагедию. Один необдуманный поступок стоил ей очень дорого. В юности Неля, которую на самом дели зовут Еленой, забеременела, но правильные родители заставили ее избавится от малыша. Она их возненавидела.
Свою историю Неля рассказывает страстным танцем, но не Каю, не Терентию, и даже не Никите, в которого она влюбляется с первой встречи. Нет, девушка открывает свою душу Михаилу, двоюродному брату Кая. С ним она предельно откровенна, через танец Неля делится с Михаилом самым сокровенным.
Ведь так поверить хочется, что есть настоящее: и нежность и дружба... А я живу, живу, живу, а так и не встречаю, — вырывается крик души.
Михаил представляется для нее светлым, добрым, разумным человеком, в нем Неля видит свое спасение. Он для нее как светлый луч, который освещает жизнь. Неля привязывается к ребенку Михаила, дарит ему свое тепло и заботу, словно восполняет пустоту, которая осталась в ее душе. Маленькая Леся, как будто заменяет ее дочку, которая так и не появилась на свет. Пока жена Михаила не проникается родительскими чувствами, Неля нежно заботится о ребенке.
Показанная история не оставляет равнодушным. Вместе с героями зрители переживают трудности, встречающиеся на их пути. Каждый находит в спектакле, что-то близкое и знакомое. Местами жесткий, правдивый он побуждает к размышлению, заставляет задуматься о многих моментах. Режиссер играет на чувствах зрителя на протяжении всего действа, пробуждая душу. После перенесенного эмоционального потрясения светлый финал создает ощущение счастья. "Самое главное сказку не спугнуть, миру бескрайнему окна распахнуть", — доносятся до зрителя добрые знакомые строчки.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Я всегда +1 к человечеству — Евгений Гришковец в ночном моноспектакле на Сахалине
Время от рассвета и до открытия магазинов показал ярославский театр на сцене Чехов-центра