Роман Худжаниязов. В 2017 году исполняется 220 лет со Дня рождения и 40 лет со дня общецерковного прославления известного православного миссионера и просветителя равноапостольного Иннокентия (Вениаминова). Эта личность, в которой объединились два главных качества русского человека – любовь к Богу и людям с любовью к своей Родине. Его жизненный подвиг – и сейчас может являться примером стойкости, милосердия, высокого интеллектуального развития и жертвенности во имя людей и Отечества. 6 октября — День памяти святителя Иннокентия Московского, апостола Сибири и Америки, а еще – престольный праздник храма, названного в честь этого святого. О святом, храме в его честь, его прихожанах и церковной жизни рассказал настоятель храма на Пограничной протоиерей Виктор Горбач.
— Расскажите, кто такой митрополит Иннокентий (Вениаминов) и почему к его личности сегодня такое внимание?
— Это один из немногих святых в Русской Православной Церкви, который был канонизирован как равноапостольный. То есть, его служение признается Церковью наравне со служением апостолов.
— А чем конкретно он запомнился миру?
— Он много сделал для того, чтоб народы, которые проживали на Дальнем Востоке и на Аляске, узнали о православной вере. Строил храмы, учил детей…
— Строил?
— Будучи еще простым священником, он непосредственно участвовал в строительных работах. Святитель, кстати, научил северные народы делать кирпичи, плинфу, то есть принес, говоря современным языком, в их жизнь элемент инноваций.
— Передача технологий – так это сегодня называется (оба смеемся).
— Можно и так сказать. Также он стал изучать языки местных народов, перевел для них Священное Писание, создал алфавит для алеутского языка. Целый алфавит, вы себе можете представить! Святитель очень много путешествовал. Вообще, когда читаешь его жизнеописание, то удивляешься, как за время земной жизни в условиях, когда не было ни машин, ни самолетов, ни мобильной связи, человек так много успел сделать.
— Еще интересный факт в его биографии – тот, что митрополит тесно общался с генерал-губернатором Муравьевым-Амурским. В частности, ездил с ним вместе на подписание мирного договора с Китаем. Как завязалась их дружба?
— Ну, здесь нет ничего необычного, на самом деле. Один был дальневосточным губернатором, другой – епископом. К тому же оба были патриотами и считали очень важным моментом освоение и закрепление на дальневосточных землях.
— То есть, это все по долгу службы?
— Можно и так сказать, но не только. Святитель Иннокентий был немного старше Муравьева-Амурского и оказывал на него серьезное духовное влияние. Святитель обладал стратегическим взглядом на многие вещи и по мере своих сил, осмысляя Священное Писание, осмысляя Православную культуру, помогал губернатору принимать те или иные политические решения.
— Например?
Например, по замыслу святителя и с его благословения губернатор Восточной Сибири Муравьев-Амурский основывает на реке Амур, почти на границе с Китаем, город Благовещенск.
Под контролем Муравьева-Амурского и духовным окормлением святителя Иннокентия возникает город Владивосток и еще множество селений Приамурья и Приморья. Но главное, что там появляются православные храмы и часовни, строятся монастыри.
Кстати, приморский Свято-Троицкий мужской монастырь в Шмаковке, открытый Указом Государя Николая II в 1899 году, тоже задумывался еще святителем Иннокентием.
Митрополит Иннокентий Московский. Фото: предоставил протоиерей Виктор Горбач
— Почему Святителя Иннокентия называют небесным покровителем Сахалина?
— Когда святитель был епископом Камчатским, Курильским и Алеутским, его епархия распространялась, в том числе, и на территорию Сахалина и Курильских островов. Да и обстоятельства, при которых святитель оказался на острове многие называют "Промыслом Божиим". В своих дневниках, отчетах он пишет о том, что неоднократно отправлял миссионеров на Курилы, и мы знаем, что проживающие на острове Парамушир коренные народы были крещены и сохранили Православную веру вплоть до своего исчезновения, когда находились под властью японцев.
— О каких народах вы говорите?
— Об айнах.
— Но айны существуют до сих пор.
— Но не на Курилах, где в результате политики японского правительства они полностью исчезли. Я говорю конкретно о Парамушире.
— Хорошо, вернемся к святителю Иннокентию и его связи с Сахалином.
— В 1861 году он побывал на Сахалине. Корабль, на котором он плыл, попав в сильный шторм, выбросило на мель. Так он и оказался на нашей земле. И для верующих православных людей этот его визит, пускай и незапланированный лично святителем, имеет, конечно же, огромное значение. Важно, что такой человек при таких непростых обстоятельствах побывал на нашем острове, поэтому мы и считаем его небесным покровителем Сахалина и Курил.
Митрополит Иннокентий. Фото: предоставил протоиерей Виктор Горбач
И когда возникла Южно-Сахалинская и Курильская епархия, то одним из первых храмов у нас появился храм во имя святителя Иннокентия Московского на улице Пограничной. Также еще есть храм на острове Парамушир в Северо-Курильске, также посвященный Иннокентию.
Храм на улице Пограничной в Южно-Сахалинске. Фото: предоставил протоиерей Виктор Горбач
— Сколько лет Южно-Сахалинскому храму на ул. Пограничной?
— С 1993 года, когда образовалась самостоятельная епархия, здесь находилась канцелярия, проживал епископ, а часть помещений было отдано под храмовое пространство. Затем епархиальное управление переехало в другое место, а здесь был зарегистрирован самостоятельный приход. Мы берем отсчет жизни нашей общины с 1994 года.
Вообще, в помещении, где первоначально размещался приход был жилой дом.
— А что случилось с жителями этого дома?
— Жильцам дали нормальные квартиры, а полуразрушенный барак мэрия отдала церкви.
— Полуразрушенный? То есть, епархия его восстанавливала?
— Да, конечно, а кто ж еще. Изменили планировку, красили, белили, меняли трубы, провели канализацию. Участвовал и как священнослужители, так и прихожане. Казаки помогли. Часть работ выполнила компания "Сфера" (Некоммерческая организация выполняет функции иностранного агента).
Храм на улице Пограничной в Южно-Сахалинске. Фото: предоставил протоиерей Виктор Горбач
— Вы лично принимали участие в строительных работах? Как святитель Иннокентий, например.
— Нет, я тогда не был настоятелем этого прихода. (смеется)
— А где вы были?
— Учился в школе. Мне было 15 лет.
— И, как я понимаю, этот дом стоит и по сей день?
— Вы абсолютно верно понимаете (улыбается). Только сам храм переехал в другое здание, рядом. Специально построенное.
Храм в Южно-Сахалинске на улице Пограничной. Фото: предоставил протоиерей Виктор Горбач
— Это потому что тот старый дом пришел в негодность?
— Нет. Дом был переделан под православный лекторий. Именно в нем мы сейчас с вами и сидим, беседуем.
— Почему тогда вы переехали в другое здание?
— Потому что места стало мало, людям негде было стоять. Помещение вообще не было приспособлено для богослужений.
— Что это значит?
— Потолок был низкий, быстро становилось душно. Иногда, пожилые люди во время воскресной службы падали в обморок. Ну и, конечно, было понятно, что нужно строить новый храм большего размера.
Не обошлось без сложностей, конечно. Встал вопрос с землей, было неоднозначное отношение депутатов Городского собрания, мы писали обращение к мэру, собирали подписи. Они даже где-то тут в лектории до сих пор лежат, несколько тысяч. В 2007 году мы получили это разрешение, как раз буквально за несколько дней до престольного праздника нашего храма (6 октября – прим. автора).
— В каком году храм был полностью готов?
— В 2009-ом.
— На чьи деньги он строился?
— Нам помогла компания "Сфера" (Некоммерческая организация выполняет функции иностранного агента). Они же и проводили строительные работы.
— Сколько прихожан сюда ходит?
— По-разному. Вечером в субботу — человек пятьдесят. По воскресеньям — порядка ста человек. На двунадесятые праздники – до двухсот. На Пасху, Рождество Христово и Крещение Господне храм полностью заполнен.
Каждую субботу и воскресенье, а также в дни двунадесятых и великих праздников, совершается Божественная литургия. На приходе есть и свои святыни перед которыми регулярно совершаются молебны. Это иконы с мощами святителя Иннокентия Московского, с частицами мощей благоверных Петра и Февронии, с частицей мощей мученика Вонифатия.
Еженедельно по четвергам в храме проходят молебны перед иконой Божией Матери "Неупиваемая Чаша" о страдающих недугом алкогольной зависимости. Каждый вторник совершаются особые службы о болящих онкологическими заболеваниями перед иконой Божией Матери "Всецарица", которая также является одной из святынь прихода.
Храм на улице Пограничной в Южно-Сахалинске. Фото: предоставил протоиерей Виктор Горбач
— Сколько постоянных прихожан?
— Постоянных около двухсот пятидесяти человек. Но помимо этого постоянно кто-то приходит, например, покреститься. Каждую неделю крестится в среднем около пяти человек.
— Кто эти люди? Они взрослые? Либо же мамы и бабушки приносят младенцев?
— В основном, крестят детей. Но бывает, принимают Крещение и взрослые.
— Какой процент молодежи среди прихожан?
— Где-то около трети. Многие из них, кстати, в Братстве (Александра Невского – прим. автора). К слову, Братство здесь и образовалось, можно сказать.
— Расскажите подробнее.
— У нас было два прихожанина, которые занимались спортом. Однажды они подошли ко мне и сказали, что хотят открыть спортивную секцию. Я предложил им создать не просто секцию, а общественное движение. Часть ребят из этой "секции" увлекалась спортом, часть — изучала Православие. Потом компания разделилась на спортсменов и тех, кого больше интересовался религией. Последние стали проводить общественные акции, заниматься просветительской деятельностью. Из них и сформировалось Братство Александра Невского.
Храм на улице Пограничной в Южно-Сахалинске. Фото: предоставил протоиерей Виктор Горбач
— Из кого состоит Братство?
— Это молодежная организация. Состоит преимущественно из молодежи, но есть и представители среднего возраста.
— Чем занимается эта организация?
— Как я уже и говорил, общественными мероприятиями, благотворительной и просветительской деятельностью. Например, каждый год в день Крещения Руси мы проводим акцию "Мы называем себя православными, а надо ими быть". Рассказываем горожанам об истории праздника, о его сути и значении в жизни человека. Есть также акции патриотической направленности: каждое 4 ноября мы проводим праздничное молодежное шествие. Или, например, проводим акцию "Сотвори свое чудо", когда каждый год перед праздником Рождества мы собираем деньги на подарки детям-сиротам и детям из малообеспеченных семей. Потом ездим по детдомам с развлекательной программой, рассказываем детям о Рождестве. Ну и, конечно же, организуем "Берег притяжения".
— Это тоже организует Братство?
— Да. Ежегодно в июле в селе Дуэ Александровск-Сахалинского района. Как раз на том берегу, на котором незапланированно высадился (улыбается) святитель Иннокентий. Это самое крупное наше мероприятие — палаточный лагерь.
— Сколько человек туда приезжает?
— Среднее количество участников лагеря — 100 человек. В целом за 10 лет существования лагеря там побывало около 1000 молодых людей.
Побережье в Дуэ на севере Сахалина. Фото: предоставил протоиерей Виктор Горбач
— Кто приезжает в лагерь? Это дети из православных семей или в том числе из светских?
— Приезжают самые разные ребята. Большинство из них, конечно, интересуются православной культурой. Есть даже те, кто специально приезжают в наш лагерь, чтобы принять Крещение. Это, как раз, дети из светских семей.
— И как меняется их жизнь после лагеря? Они становятся более воцерковленными?
— Дети постепенно воцерковляются еще до принятия таинства Крещения, как правило. Само крещение – это уже кульминационный момент. Они к этому подходят с осознанием и решительностью.
— Вернемся к храму. Вот это вот здание, в котором мы сейчас находимся, лекторий. Для чего он?
— Здесь мы проводим различные встречи: Евангельские и огласительные беседы (для тех, кто хочет креститься). Здесь также располагается воскресная школа. По понедельникам здесь проводятся те самые собрания Братства Александра Невского.
Еще здесь проходят собрания организации "Трезвый Сахалин", куда приходят люди, которые пострадали от алкоголизма или наркомании или их родственники. Им оказывают помощь, дают консультации.
Еще проводятся занятия для молодых семей о воспитании детей и так далее. Также при храме работает консультационный центр по поддержке людей пострадавших от деятельности деструктивных культов, тоталитарных сект.
— Расскажите про братию храма, про его певчий состав, про чтецов.
— В нашем приходе кроме меня служат еще два священника. Протоиерей Александр Пежемский и иерей Юрий Добренко.
Хор полностью состоит из волонтеров.
— То есть, деньги они не получают?
— Они приходят участвовать в богослужениях не ради денег. У них есть работа, а в свободное от нее время они посвящают себя Церкви. И я хочу сказать, что это заслуживает большого уважения. И я сейчас говорю не только о певчих.
— О ком еще?
— Люди приходят для того, чтоб помочь с уборкой по храму. Кто-то помогает с ремонтом. А по поводу певчих хочу отметить, что это немалый труд. Здесь нужно непрерывно участвовать в богослужении, нельзя отвлекаться ни на минуту, как это может случиться с другими прихожанами. Нужно включаться в службу, понимать, о чем идет речь, какое песнопение будет следующим. Все тексты написаны на церковно-славянском языке. Значит, еще и язык надо знать. Дело сложное, но почетное.
Как видно храм – это не просто здание, а настоящее живое сердце. Это центр притяжения, который собирает вокруг себя всех, кому нужна помощь: духовная, моральная, физическая, материальная, и кто эту помощь хочет и может оказывать. Это место, где можно себя реализовать и детям, и молодежи, и людям среднего возраста, и пожилым.
Совсем скоро, а именно 6 октября — в день памяти небесного покровителя нашего прихода и небесного покровителя всего Сахалина святителя Иннокентия Московского — в нашем храме пройдет престольный праздник, на который мы приглашаем, чтобы разделить с нами радость торжества, испросить помощи святителя Иннокентия, который является молитвенником за всех нас перед Господом.