Эксперты консалтингового бюро (КБ) "Стрелка" проанализировали доходы и расходы столиц регионов России и разделили их на четыре группы — "богатые и самостоятельные", "богатые и несамостоятельные", "бедные и самостоятельные", "бедные и несамостоятельные". При делении столиц на группы аналитики учитывали показатель их дохода на душу населения и финансовую самостоятельность. Южно-Сахалинск признан самым богатым и самостоятельным городом. По данным исследования, доход на душу населения в областном центре составил 100,7 тысячи рублей, а доля безвозмездных поступлений в его бюджет составила 69%. Об этом сообщает корр. ИА SakhalinMedia.
КБ "Стрелка" опубликовало исследование, в котором анализируются доходы и расходы столиц регионов России. Эксперты, исследовав годовые бюджеты муниципалитетов за 2013—2015 годы, разделили 79 городов России по доходам и финансовой независимости на четыре группы — "богатые и самостоятельные", "бедные и самостоятельные", "богатые и несамостоятельные", "богатые и самостоятельные".
Финансовая самостоятельность столиц российских регионов определялась долей безвозмездных поступлений в бюджет, их динамикой и разнообразием собственных доходов. Критерий богатства городов зависел от дохода на душу населения.
Согласно исследованию, Южно-Сахалинск отнесли к "богатым и самодостаточным" региональным столицам России. Доля безвозмездных поступлений в бюджет областного центра составляет 69%, соответственно, доля налоговых и неналоговых доходов — 31%. Кроме того, в Южно-Сахалинске наблюдается максимальное значение безвозмездных поступлений в бюджет расчете на одного человека — 69,3 тысячи рублей. Очевидно, это связано с высокой стоимостью жизни в городе.
В казну Южно-Сахалинска также приносят деньги его жители. Доходы от НДФЛ в расчете на душу населения составляют 17,5 тысячи рублей, что выше среднего значения на 12,1 тысячи рублей (среднее значение — 5,4 тысячи рублей). Для сравнения, крайне низкую долю НДФЛ и самые низкие показатели в расчете на душу населения имеют Махачкала и Элиста (1,1 и 1,9 тысячи рублей соответственно). По мнению аналитиков, причиной этому являются низкие зарплаты.
Как следует из исследования, доходы от НИФЛ (налог на имущество физических лиц) приносят в бюджет Южно-Сахалинска 11,5 тысячи рублей, от аренды и продажи государственного и муниципального имущества (на 1 га площади города) поступает 5,2 тысячи рублей, а доходы от земельного налога в расчете на один гектар площади составляют лишь 1,6 тысячи рублей.
Кроме того, по данным исследования выяснилось, что Южно-Сахалинск лидирует среди других городов по доходам на душу населения. В среднем областной центр зарабатывает в день на одного своего жителя 276 рублей. Чуть больше зарабатывают в день на одного человека, по сравнению с Южно-Сахалинском, только в Нарьян-Маре (320 рублей), Салехарде (349 рублей) и в Анадыре (439 рублей). Меньше всего, по данным аналитиков, на одного жителя зарабатывают в Махачкале (26 рублей), Йошкар-Оле (30 рублей), Нальчике (31 рубль), Владикавказе (32 рубля) и в Омске (36 рублей).
Эксперты КБ "Стрелка" также подсчитали основные расходы столиц российских регионов. Так, в среднем Южно-Сахалинск тратит на одного своего жителя в день 263 рубля. Больше всех тратит на одного человека в день Анадырь (439 рублей), Салехард (354 рубля) и Нарьян-Мар (345 рублей). Меньше всех тратит Нальчик, Йошкар-Ола (по 30 рублей в день соответственно) и Махачкала — 26 рублей в день.
Южно-Сахалинск тратит 33% всех своих доходов на образование. Расходы на образование в расчете на душу населения составляют 31,9 тысячи рублей.
"Южно-Сахалинск тратит на образование на душу населения больше всех других городов, но эти траты занимают в его общих расходах сравнительно малую долю (за счет больших расходов на ЖКХ)", — говорится в материале исследования.
На ЖКХ (в расчете на 1 тысячу кв. метров) главный город Сахалина тратит 1 608 тысяч рублей, что в четыре раза больше по сравнению с Петропавловском-Камчатским. Хотя, как отмечают исследователи, оба города расположены в экстремальном климате, имеют одинаковый по объему жилфонд и располагают большим бюджетом. Таким образом, из бюджета Южно-Сахалинска на ЖКХ приходится 35% (при среднем значении в 14%) — лучший результат среди всех городов, тогда как, например, Челябинск тратит на ЖКХ всего лишь 1,6% своего бюджета.
Расходы Южно-Сахалинска на транспорт и дорожное хозяйство (в расчете на 1 км дорог) составляют 2,5 млн рублей (при среднем значении в 1,5 млн рублей). На общегосударственные вопросы (обеспечение функционирования органов власти и судебной системы города) областной центр тратит 6,2 тысячи рублей (в расчете на одного жителя), а на социальную политику — 4,8 тысячи рублей в расчете на одного жителя. Отметим, к социальной политике относятся социальное обслуживание, социальное обеспечение и охрана семьи и детства.
Наряду с Южно-Сахалинском самыми "богатыми и самодостаточными" столицами российских регионов признаны еще два дальневосточных города — Благовещенск и Хабаровск. К этой же категории отнесены Архангельск, Калининград, Краснодар, Мурманск, Пенза, Тула, Уфа, Ярославль, Екатеринбург, Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Томск и Тюмень.
"Богатыми и несамостоятельными" столицами регионов исследователи назвали Анадырь, Биробиджан, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Якутск, Абакан, Горно-Алтайск, Кемерово, Кызыл, Салехард, Ханты-Мансийск и Челябинск. Если говорить о европейской части страны, то к таким городам относятся Белгород, Великий Новгород, Вологда, Грозный, Калуга, Киров, Нарьян-Мар, Ростов-на-Дону и Сыктывкар.
В этой же части России находятся 85% "бедных и несамостоятельных" городов. К ним эксперты отнесли Курган, Брянск, Владикавказ, Владимир, Волгоград, Ижевск, Йошкар-Ола, Курск, Липецк, Орел, Саранск, Саратов, Тверь, Ульяновск, Чебоксары, Черкесск, Элиста и Курган. "Бедными и самостоятельными" аналитики назвали Владивосток, Читу, Улан-Удэ, Омск, Барнаул, Тамбов, Ставрополь, Смоленск, Самару, Рязань, Псков, Петрозаводск, Оренбург, Нижний Новгород, Нальчик, Майкоп, Кострому, Казань, Иваново, Воронеж и Астрахань.
Добавим, при составлении исследования специалисты КБ "Стрелка" учитывали усредненные показатели городов за три года (с 2013 по 2015 годы), анализировали 237 отчетов об исполнении бюджетов, а также использовали статистические данные Росстата.