Анна ОМ и Денис ТАУШКАНОВ. Владелец южно-сахалинской типографии "Копирка" 28-летний Андрей Лисневский с 2013-го года профессионально занимается оперативной полиграфией. Молодой человек с детства любил коллекционировать красивые тетради и ежедневники. Постепенно любовь к бумаге и печати переросла в хобби, а затем и в собственный бизнес. О том, как добиться успеха в любом деле, а также о своих планах на будущее Андрей Лисневский рассказал в интервью с корр. ИА SakhalinMedia.
— Почему решили заниматься именно таким бизнесом?
— Всегда нравилась бумага. Не могу сказать, что люблю рисовать или писать. Но очень нравятся сами альбомы, тетради, блокноты и так далее. Сейчас у меня большое количество разных ежедневников, хоть я ничего в них и не пишу. Они просто красивые, и я их коллекционирую.
— То есть вы всегда хотели заниматься именно этим делом?
— Нет. По окончании школы я совершенно не знал, где и кем хочу работать. Потрудился немного и там, и там. Честно признаюсь, мне было все равно, чем заниматься. Просто хотелось делать что-то реальное, где можно видеть результаты своего труда. Хотелось, чтобы это была компания, где всем не наплевать на свою работу. И я ушел... Собрал немного денег и решил заняться печатью. Один знакомый помог втянуться в это нелегкое дело, многому научил, за что я очень благодарен.
— Сколько лет вам было, когда появилась эта типография?
— Сейчас мне 28 лет. Веду деятельность с 2013 года. Несложно посчитать...
— Тяжело было в первое время?
— Было очень тяжело. Бизнес целый год не приносил денег. Приходилось только вкладываться. Но постепенно все изменилось. К тому же, появился опыт. Я много читал, узнавал, пробовал, делал, смотрел, как работают другие компании.
— Сразу открыли типографию или занимались мелкой работой, которая постепенно переросла в собственный бизнес?
— У меня было чуть меньше проблем, чем у других. Это связано с арендой помещения. Денег было немного. На тот момент накопил только 150 тысяч рублей. Имелся сторонний заработок. Пусть небольшой, но на него можно было жить. И самое главное — было помещение. Оно не принадлежало мне полностью, но я мог там спокойно и свободно работать. Именно это и позволило мне сразу закупиться оборудованием и начать бизнес.
Потом дело стало приносить несущественную прибыль. Нормально вложиться в этот бизнес я не мог, так как возможности не было. Сейчас думаю, может это и к лучшему. Иначе накупил бы много всего ненужного.
Единственный минус отсутствия денег заключается в том, что сначала пришлось приобретать оборудование низкого качества. Работать на нем, как потом понял, почти невозможно. Пришлось в дальнейшем покупать новое, а от старого избавляться.
— Много ли подводных камней встретилось на пути?
— Хороший вопрос. Многие представляют в своей голове будущий бизнес совсем не таким, какой он будет на самом деле. У них все больно красочно получается.
И я был таким же. Но сейчас могу совершенно точно сказать, если у вас нет в кармане лишних минимум 5 млн рублей, вам нечего делать именно в этом бизнесе. Но даже с 5 млн рублей вы купите для работы в типографии уже бывшее в употреблении оборудование. На новое вам просто не хватит.
Повторюсь, у меня в начале пути было бесплатное помещение и опыт работы с подобным оборудованием. К тому же, у меня не было сотрудников, поэтому никому не нужно было платить. Себе зарплату не выделял, а всю небольшую прибыль снова вкладывал в дело. Если же у человека нет ни денег, ни технических знаний и навыков, то он попусту потеряет время и средства.
Если денег нет, но есть большой опыт, можно попробовать. Однако надо быть готовым к многочисленным трудностям.
— Как научились самостоятельно обслуживать технику? Наверное, часто случаются какие-то поломки или сбои?
— Перед тем, как обзавестись типографией, я занимался ремонтом мелкой техники. Опыт был. Но я не знал, что крупное оборудование для типографии — это совсем другое дело. Думал, что уже разбираюсь во всем, но это было не так.
Я столкнулся с трудностями, когда купил первое свое серьезное оборудование. Специалисты "заламывали" высокие цены, но и мне интересно было разбираться самостоятельно.
Конечно, к каждому оборудованию прилагается документация, но она вся на английском. Можно "загуглить" в Интернете, но там можно нарваться на особых "умников" и обзавестись еще большими проблемами.
Тратил время на книги. Сидел ночами и пытался во всем разобраться. До сих пор помню это чувство, когда утром надо отдать заказ, а у тебя оборудование поломано, и ты ничего не можешь с этим поделать. Думаешь: "Ну, вот и все..."
— Помните своего первого крупного клиента?
— Да, конечно. Этот клиент и сейчас со мной — хлебокомбинат имени И. И. Кацева. Южно-сахалинский хлебокомбинат — сейчас так называется. Это тот клиент, на котором я, если можно так выразиться, вырос во многом.
У меня и до этого были солидные заказчики, но они не просили изготовить товар в том объеме, в каком хотелось бы. А хлебокомбинат купил огромное количество изготовленных мной магнитов. Это был очень большой заказ, над которым я работал с интересом. Да и оборудование для магнитов у меня уже в то время стояло хорошее.
— Что чувствовали, когда получили первый крупный заказ?
— Очень боялся сделать что-то неправильно, ведь это такая ответственность. "Вдруг я сделаю магниты, а они через неделю расклеятся у людей", — такие мысли крутились в моей голове.
В то время я еще не был уверен в себе, сильно боялся "облажаться".
— А были случаи, когда подводили клиентов?
— Конечно. Ни одно дело не обходится без ошибок. Но в таких моментах я предпочитаю не спорить, признаю вину и стараюсь исправить.
— Сейчас много крупных клиентов?
— Да. Крупных клиентов достаточно.
— Бывают необычные заказы или те, с которыми вы не согласны?
— Бывают. И я от таких отказываюсь. Люди могут просить разные глупости. Например, сделать нелепую и безвкусную обработку. Вежливо пытаешься им объяснить, но они стоят на своем. Тогда я просто отказываюсь от заказа.
Если бы у меня здесь сидели сотрудники, сказал бы: "Вот, берите и делайте, но чтоб мои глаза это не видели". А сам я делать подобные вещи не желаю.
— Но ведь клиент платит деньги. Это не главное?
— Все дело в том, что потом его спросят: "А кто это делал?" И он ответит: "В "Копирке"". И люди не будут уже разбираться в деталях, а просто сделают вывод обо мне и моей работе и не придут.
Деньги — это, конечно, главное в бизнесе. Но есть еще имя и репутация.
— Какие услуги вы оказываете в своей типографии?
— У меня нет цели объять необъятное. Никакой наружной рекламы. Никаких баннеров. Никаких световых коробок и вывесок.
У меня есть своя ниша: я концентрируюсь на бумаге. Сделаю тетради, календари, блокноты, книжки, удостоверения, листовки и практически все, что угодно, связанное с бумагой. Кроме того, у меня часто заказывают пластиковые карты, магниты, кружки с нужным изображением, флажки на разные мероприятия и праздники и многое другое. Список на самом деле большой.
— Но принимаете вы только крупные заказы?
— Да, мелкие стараюсь не делать. Это очень неудобно. Чтобы принимать мелкие заказы, надо по-другому перестраивать бизнес. Нужно более экономичное оборудование. Это невыгодно.
Конечно, есть люди, которым я не отказываю в мелких заказах. Например, некоторые общественные организации. Иду на уступки, так как сам хочу им помочь.
— И все это вы делаете в одиночку?
— Сначала у меня были сотрудники, но потом я стал работать один. Меня это устраивает. Ничего менять не собираюсь.
Однако время от времени приходится прибегать к услугам дизайнера. Конечно, я имею навыки работы с графическими программами, но это совершенно другая сфера, поэтому ее нужно отдавать знающему человеку.
Специалист сделает это лучше меня. К тому же, я весь день работаю над заказами, отвечаю на звонки, поэтому садиться поздно вечером обессиленным за компьютер и делать еще какой-то проект — это пустая трата времени. Представляете, что из этого получится?
— Какие вы видите перспективы для своего бизнеса?
— Если честно, я вообще не вижу перспектив в этой отрасли. Во-первых, через лет 5-7 встанет вопрос постройки моста на материк. Мы столкнемся с конкуренцией с материка.
Во-вторых, эта отрасль на Сахалине вообще деградирует. Нет специалистов, очень мало людей с нужным образованием. Результат — потеря знаний и технологий. Набираются на работу приезжие из Средней Азии, которые готовы трудиться за копейки. Сегодня они полиграфисты, завтра — кладут дорогу, а послезавтра — повара. Выходит, что они не являются специалистами ни в одной отрасли.
В-третьих, деградирует и парк оборудования из-за своей дороговизны. Людям приходится покупать технику, которая уже была в пользовании. Позволить новое не может никто, даже если в кармане завалялись лишние несколько миллионов рублей. Если даже наша областная типография не может приобрести красочную офсетную машину, то о нас и говорить нечего.
В-четвертых, все оборудование для типографии делается в Азии или в Европе. Мы не можем покупать новейшие машины и работать на всю страну.
Именно поэтому я и не планирую никаких расширений. В случае кризиса я всегда смогу "ужаться", так как работаю один.
— Но вам же только 28 лет. Если вы так уверены в бесперспективности этой отрасли, наверное, уже придумали для себя что-то новое?
— Это все произойдет не завтра и даже не послезавтра. Пока мои дела идут хорошо. Мой бизнес меня кормит. За это время есть возможность найти себя в другой деятельности.
Конечно, я думаю о будущем. Именно поэтому сейчас уже параллельно со старым начинаю новое дело. Это будет бизнес для души. Старт через несколько месяцев. Возможно, в дальнейшем из забавы он выльется во что-то стоящее и серьезное.
— То есть вы не советуете молодым людям открывать свои типографии?
— Нет, почему же? Если они хотят это сделать, если есть опыт и деньги, то пусть открывают. Может быть, они смогут сделать этот бизнес делом своей жизни.
— Можете назвать первые пять шагов молодого предпринимателя?
— Первое — нужно четко решить, какая это будет сфера деятельности. Не надо пробовать объять необъятное.
Второе — необходимо все правильно просчитать. Если гнаться за всем и сразу, то 100% не угадать. Если бы мне в свое время сказали, на каком именно товаре я буду зарабатывать, я б не поверил. Раньше я считал, что люди будут заказывать то, что нравится мне. Но я ошибался.
Надо представлять сценарии и заранее обдумывать, сможете ли выпутаться из такой ситуации, какие будут потери, какие риски.
Третье — не медлить, а начинать действовать.
Четвертое — зарегистрироваться. На самом деле это не так уж и сложно. В первый раз будет непонятно, но стоит однажды разобраться в документах, дальше будет легко.
Пятое — ждать оборудование и сырье, если речь идет о моей сфере деятельности, начинать работать. Было бы желание.
— Каждый может быть бизнесменом?
— Конечно, нет. Я часто встречаю людей, которые входят в бизнес как на какую-то прогулку. Они думают, все будет просто. Они уверены, что все рассчитали правильно, поэтому еще немного и работа "попрет".
Они спрашивают: "Сколько нужно тратить денег на рекламу?" Как можно задавать такие вопросы? Пока у тебя нет клиентов, трать деньги на рекламу. Когда заказов будет столько, что не сможешь обработать, можно, наверное, и не тратить.
Наверное, многие видели в Интернете вопросы наподобие: "Хочу поставить тележку с хот-догами. Как думаете, стоит?" Что это за вопросы-то такие? Человек с таким мышлением должен не бизнесом заниматься, а где-то заборы красить. Если ты задаешь такие вопросы, то лучше сиди-ка дома и не высовывайся лишний раз... То есть успешный бизнесмен должен иметь особый склад ума.
Бизнесмен должен уметь сказать: "Нет". Не все люди по типу своего характера готовы оказывать услуги только за деньги. А бизнес — это в первую очередь деньги. Если вы будете что-то делать родственникам и знакомым за "Спасибо", то у вас будет много работы и мало денег.
Бизнесмен не боится. Он знает себе цену. Для одних людей тысяча рублей — это много, для других миллион. Но если ты знаешь, что твоя работа объективно и заслуженно стоит миллион, ты должен взять этот миллион.
УСПЕХОВ ВАМ, ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: