Денис ТАУШКАНОВ. Театральный костюм — это один из важных элементов для создания образа героя актером. Над платьями, фрачными парами, гусарскими мундирами, брюками, русскими сарафанами месяцами трудятся мастерицы из швейного цеха. После того как театральный наряд подгонят под актера, его отправляют в костюмерный цех, где он хранится до самого спектакля. Там костюмы берегут как жемчужины, потому что каждый из них уникален. Корр. ИА SakhalinMedia побывал в костюмерном цехе Сахалинского международного театрального центра имени А. П. Чехова, в котором ведется подготовка к спектаклю "Метель" по произведениям великого классика Александра Пушкина.
Костюмерный цех Чехов-центра. Фото: Денис Таушканов, ИА SakhalinMedia
Заходишь в костюмерную Чехов-центра, и глаза разбегаются от разнообразия туалетов на любой вкус — гусарские мундиры и киверы, платья и юбки, фраки и пиджаками, шляпки, перчатки и даже лапти, — чего тут только нет! Сквозь нестройные ряды нарядов осторожно пробирается женщина. У нее в руках кипа костюмов, которую надо привести в порядок перед спектаклем.
— Как только пошивочный цех изготовит костюмы, они сразу отправляются к нам на хранение. Здесь мы за ними ухаживаем и следим, чтобы они были в идеальном состоянии. Когда подходит черед определенного спектакля, мы достаем одежду, гладим и разносим в гримерные артистам. Вот, кстати, здесь уже хранятся гусарские ментики и кивера для спектакля "Метель", — рассказывает костюмер Оксана Безрукавая.
Сотрудники отмечают, что даже если спектакль снимут с репертуара, костюмы все равно будут храниться в театре. Они могут пролежать здесь ни один год прежде чем снова окажутся на сцене.
— Может пройти год, пять или даже десять лет, пока они нам не понадобятся для другого спектакля, — Оксана подходит к одному из костюмов и продолжает рассказывать. — К примеру, сейчас у нас здесь есть нивхский наряд из постановки "Пегий пес, бегущий краем моря". Пять лет прошло как спектакль списали, наконец, у него появилась вторая жизнь. Какая? Узнаете чуть позже.
Раньше за костюмами ухаживали с помощью щеточек и утюга. На это уходило достаточно большое количество времени. Сейчас есть специальные валики, парогенератор и другие приборы. Мастера стали быстрее работать. Сотрудники отметили только один нюанс — одежда стала сложнее. Художники стараются достоверно передать внешний вид костюмов того или иного времени. Из-за этого с ними специалисты работают осторожно, чтобы не повредить или не испортить, скажем, намеренную "мятость" ткани.
Костюмеры являются не только хранителями одежды, они дежурят во время спектакля за кулисами, помогая артистам переодеваться.
— За сценой без костюмеров сложно обойтись. У нас каждый кармашек и углубление используется для того, чтобы поставить ширму, вешала и развесить наряды. В спектакле "Метель" предполагается много смены образов, поэтому работа предстоит объемная и сложная, но от того интересная, — поделилась Оксана Безрукавая.
Сейчас в репертуаре театра — более 20 спектаклей. Для интереса специалисты костюмерного цеха попытались сосчитать элементы одежды постановки "Примадонны". Вышло около 300 вещей. Сложно представить, как мастера в костюмерном цехе умудряются за всеми театральными нарядами следить.
Напомним, первые показы спектакля "Метель" по произведениям Александра Пушкина запланированы на 16 и 17 июня.