С тех пор, как жители Невельска запретили строить угольный терминал на окраине, перевалка угля в самом центре города наращивает все большие обороты. Эта деятельность оказывает отрицательное влияние и на живые организмы, и на природные объекты. Проблему с угольной пылью и угледобычей в Невельском районе ИА SakhalinMedia прокомментировал руководитель "Эковахты Сахалина" Дмитрий Лисицын. Он рассказал о влиянии подобной деятельности на здоровье людей, рисках для гидробионтов и угрозах возникновения опасных природных явлений.
В 2015-2016 годах "Эковахта Сахалина" получила множество обращений от жителей Невельска с просьбой не допустить строительства нового угольного терминала на южной окраине города. Тогда во время публичных слушаний экологи помогали невельчанам отстоять свое право на благополучную окружающую среду.
"Прежний мэр Владимир Пак встал на сторону жителей. Все участники слушаний были категорически против строительства нового терминала. Они прекрасно видели, как обстоят дела с действующим терминалом. Это для них было лучшим основанием не верить всем обещаниям, о том, что там не будет пыли, что она будет подавляться и так далее. Они видели, что им давным-давно обещали все эти методы использовать, но они либо не применяются, либо не работают. В конечном итоге решили отложить этот вопрос. Затормозилось строительство. Я так понял, от этой идеи отказались в конечном итоге, потому что она так и осталась нереализованной, что правильно. Но неправильно то, что та же деятельность фактически идет в порту, то есть в самом центре города", — сообщил Дмитрий Лисицын.
Он отметил, что с каждым годом объем перевалки угля в Невельском порту только возрастает, как и темпы добычи твердого топлива на разрезе ООО "Горняк-1". Ожидается, что с запуском ГРЭС-2 одним из источников угля для станции станет разрез в Невельском районе, что также существенно повлияет на увеличение объемов выработки и вывоза на карьере.
При этом Дмитрий Лисицин подчеркнул, что природные особенности и рельеф Сахалина, состояние грунтов и наличие множества ценных природных объектов делают остров крайне неподходящим для масштабной угледобычи.
"У нас резко изолированный рельеф. При этом он мелкомасштабный. Это не крупные горы, а очень мелкие сопки с глубокими распадками, с очень крутыми склонами. Второе – это нестабильные грунты. Верхние слои грунтов на Сахалине очень слабые. Сахалинский рельеф очень молодой, слои верхних пород — нестабильные. Любые внешние геологические процессы под действием воды, ветра, эрозии, силы тяжести, могут приводить к оползням и селям. Третий фактор – важный климат. У нас в течение года выпадает много осадков. Круговорот воды здесь очень активный. Четвертый фактор – у нас все реки нерестовые. Эти факторы вместе делают добычу угля по сравнению с тем же Приморским краем очень вредной и опасной для природы Сахалина. Она сложна технически, она создает угрозу для возникновения опасных геологических процессов, то есть разрушения горных пород, роста оврагов и так далее. К тому же, негативно действует и на нерестовые реки. Уже есть пример техногенного селя, который сошел на фермерское хозяйство. И такие процессы будут продолжаться. Особенно в Невельском районе, где особо сложный рельеф. Огромная масса вскрышной породы, которую сваливают в распадки, подводняется и становится рукотворными селями или оползнями. Зависит от интенсивности осадков и крутизны откосов. Это опасно. Загрязняются реки, изымаются из оборота целые распадки, убиваются места обитания рыбы, почва сильно разрушается. Плюс загрязнение моря. Взвешенные вещества, которые активно выносятся из распадков, заваленных горной породой, покрывают дно в прибрежной морской зоне тонким слоем ила. Чем тоньше частицы, из которых слагается ил, и чем толще его слой, тем тяжелее экологическое воздействие на все живое, что обитает как на дне, так и в толще воды. Потому что при каждом шторме в мелководной прибрежной зоне этот ил вновь переходит во взвешенное состояние. А муть в воде очень негативно влияет на всю водную биоту. Как муть, так и толстый слой из очень мелкодисперсного ила", — подробно рассказал об экологических рисках добычи угля Дмитрий Лисицын.
Не меньшую опасность как для людей, так и для других живых организмов представляет и перевалка угля открытым способом. Особенно, когда такая деятельность ведется в нескольких метрах от жилых домов и детских образовательных учреждений.
Угольная пыль, по словам эколога, опасна как сама по себе, так и как проводник вредных веществ напрямую в организм человека и животных.
"Угольная пыль очень вредна в том плане, что это тонкодисперсная субстанция, которая попадает в легкие. Как любая другая пыль, пусть даже химически нейтральная, она негативно воздействует на органы дыхания. Она забивает их, раздражает. При этом чем тоньше частички пыли, тем больше они адсорбируют на поверхности разные вредные вещества. Таким образом угольная пыль напрямую доставляет вредные вещества в органы дыхания человека и животных.
Были бы это кусочки угля, размером со спичечную головку — это полбеды. А вся беда в том, что угольная пыль очень тонкая. Каждая отдельная частица — очень мала. Она легко поднимается в воздух и легко распространяется. С ней очень сложно бороться. Она везде проникает. Проникает в живые организмы, в жилище, в машины. Накапливается там. Она попадает в море и также негативно действует на морских обитателей. Накапливается в органах дыхания, пищеварения. Очень сильно мешает жизнедеятельности", — прокомментировал эксперт.
Он отметил, что "Эковахта Сахалина" за разъяснением ситуации по возможности строительства угольного терминала в Невельске обращалась в специализированный НИИ в системе Минтранса — Дальневосточный институт морского флота во Владивостоке.
"Там эти вопросы тщательно изучены. В частности ДНИИМФ занимается проектированием и изучением вопросов транспортных потоков, строительства портов, в том числе организации перевалки угля. Институт проанализировал международную практику в этой области и подготовил аналитическую справку. Так вот они пришли к выводу, что не существует технологий, способов и методов защиты от угольной пыли в любых открытых терминалах и пунктах перевалки, перегрузки и транспортировки угля до транспортных средств. Единственный безопасный метод, широко применяемый в мире – это закрытая перевалка угля. То есть место хранения, транспортировка во время перегрузки, различные транспортерные ленты и место погрузки — все эти этапы должны быть закрытыми, изолированными от внешней среды. Только таким способом можно решить проблему угольной пыли. Все остальные способы — создание водяного тумана, создание снежной завесы, заборы, барьеры – все так называемые методы пылеподавления абсолютны неэффективны. И используются только для того, чтобы запудрить мозги местным жителям", — подчеркнул Дмитрий Лисицын.
Он добавил, что еще в конце 2017 года он как член областного общественного экологического совета выступал с инициативой внести изменения в региональные нормы градостроительного проектирования и наложить запрет на строительство угольных терминалов открытого типа. Однако, по словам эколога, оказалось, что "у областных властей нет правовых возможностей, чтобы ввести такое ограничение".
Еще в 2016 в Невельске был организован сбор подписей против строительства угольного терминала. Тогда за экологическую безопасность своего города выступило более 2,5 тысяч жителей (всего в Невельске проживает 10,4 тысячи человек, включая несовершеннолетних). Петиция с требованием не допустить строительство терминала была отдана в мэрию городского округа. Глава прислушался к жителям. Однако теперь ситуация, вероятно, обстоит еще хуже, и крупный угольный терминал работает не на окраине города, а в самом его центре. Как стало известно агентству, в ближайшее время невельчане планируют организовать новый сбор подписей в защиту своего здоровья от угольной пыли.