Владислав БЕЛЯЦКИЙ. В начале июня 2018 года на северо-западном берегу сахалинского залива Пильтун (Охинский район) было обнаружено большое количество мёртвой тихоокеанской сельди. После получения результатов анализа образцов погибшей рыбы, обследования места происшествия, опроса очевидцев, изучения космических снимков и ряда других данных и обстоятельств трагедии общественная организация "Экологическая вахта Сахалина" публикует промежуточные итоги собственного расследования этого загадочного события, сообщает ИА SakhalinMedia.
Тщательное обследование места происшествия 12 июня показало, что мёртвая рыба покрыла не менее 40 км побережья лагунного залива Пильтун, а общий её объём составил не менее 450 тонн. Такой значительный для данного залива объём, а также весьма разный размерный состав сельди (от мелкой молоди до крупных нерестовых особей) говорит о том, что здесь погибла как местная популяция, так и "океанская" сельдь, кратковременно заходящая на нерест в заливы северо-востока Сахалина в последней декаде мая. По степени сохранности рыбы, а также на основе ряда других факторов можно с большой долей уверенности сказать, что погибла она приблизительно 23 – 26 мая, причём до нереста.
При осмотре места происшествия полевая группа "Эковахты" не обнаружила никаких признаков антропогенного загрязнения. Об этом же сообщает и Охинская рыбоохрана, и СахНИРО, также обследовавшие залив 7 и 14 июня соответственно. Результаты исследования образцов погибшей сельди в лабораториях волгоградского "Центра экологического контроля" и Института проблем экологии и эволюции им. Северцова РАН (Москва) показали, что содержание мышьяка, а также тяжёлых металлов, включая медь, цинк, свинец, кадмий, хром и ртуть, не превышает допустимых норм, равно как и содержание нефтепродуктов, фенолов и поверхностно-активных веществ. Отсутствие превышений по тяжёлым металлам в образцах рыбы, а также повышенного радиационного фона подтверждают и исследования СахНИРО. Вместе с тем, специалисты СахНИРО высказали предположение о том, что замор сельди случился от недостатка кислорода в воде залива, что подтверждают и проведенные институтом замеры его содержания.
Специалисты "Эковахты Сахалина" пришли к аналогичному выводу – сельдь действительно погибла от острого дефицита кислорода в воде северной части залива Пильтун. Однако почему его содержание снизилось так сильно? По мнению СахНРО – из-за необычно больших скоплений дрейфующих льдов, наблюдавшихся в начале июня в Охотском море у входа в залив Пильтун. Но гибель рыбы произошла в конце мая, а льды подошли к северо-восточному побережью Сахалина только после 3 июня. Спутниковые снимки показывают, что протока, соединяющая залив с морем, была открыта с середины мая; какие-либо факты и свидетельства, подтверждающие предположения СахНИРО о ее блокировании льдом, отсутствуют.
По мнению "Эковахты Сахалина", аномальный дефицит кислорода в заливе Пильтун был вызван антропогенными причинами. Его пересекает подводный нефтепровод, построенный в 2009 году "дочкой" американской ExxonMobil — компанией "Эксон Нефтегаз Лимитед", участником и оператором шельфового нефтегазового проекта "Сахалин-1", участниками которого также являются ПАО "НК Роснефть" (20%), индийская государственная корпорация ONGC (20%) и японская компания SODECO (30%). С декабря 2017 по апрель 2018 "Эксон НЛ" вела ремонтные работы на этом нефтепроводе, для чего на льду залива была наморожена специальная ледовая дорога шириной около 30 метров и толщиной до нескольких метров, на большей своей части "севшая" на дно и превратившаяся в ледовую дамбу.
Специалисты "Эковахты Сахалина" изучили большой объем космических снимков со спутников Sentinel, Terra, Aqua MODIS, Suomi NPP/VIIRS, Landsat, PlanetScope, RapidEye, SkySat – они показывают, что как минимум до середины мая ледовая дамба перекрывала не только 2/3 сечения залива, но и главный фарватер, проходящий вблизи его восточного берега. Так, на снимках за 16 мая чётко видно – несмотря на то, что фарватер уже вскрылся, дамба продолжает его перекрывать и исчезает в этом месте только к 20 мая. На более поздних снимках большая часть ледовой дамбы остается на прежнем месте, несмотря на то, что ледовый покров залива интенсивно разрушается и перемещается ветрами и течениями. Непосредственный участник ремонтных работ "Эксон НЛ" рассказал "Эковахте" на условиях анонимности, что в районе фарватера (глубина которого обычно составляет около 4,5 метров) между дном и нижним краем ледовой дороги оставался просвет свободной воды всего лишь в 40 см. Несмотря на то, что работы были окончены 29 апреля, никто не убирал ледовую дамбу и не принимал мер для восстановления циркуляции воды в заливе, пока она не разрушилась сама к началу июня. Такая преграда несомненно серьезно ограничивала приток насыщенных кислородом морских вод в северную часть залива Пильтун.
Ограничил водообмен в заливе также и временный причал, построенный компанией "Эксон НЛ" в 2015 году для доставки морем грузов на буровую площадку нефтегазового месторождения Одопту. Он представлял собой ограждённую металлическими стенками песчаную насыпь, на 880 метров вдающуюся в залив Пильтун поперёк главного фарватера рядом с коридором нефтепровода и ледовой дорогой. В октябре 2017 года "Эксон НЛ" убрала ограждение причала, но насыпь осталась на месте до весны 2018 года, что хорошо видно на серии спутниковых снимков. Северная часть залива Пильтун не имеет другого сообщения с морем, поэтому пропорционального увеличения скорости потока при сужении фарватера не произошло.
По мнению "Эковахты Сахалина", все это существенно сократило приток свежей морской воды в северную часть залива Пильтун и вызвало аномальный дефицит кислорода, что, может быть, и привело к гибели сельди – как местной, так и недавно зашедшей на нерест.
В 2008 году "Эковахта Сахалина" и Всемирный фонд природы организовали общественную экологическую экспертизу проекта строительства подводного нефтепровода, а в 2013 году – проекта строительства временного причала. В обоих случаях представительные экспертные комиссии дали отрицательные заключения на эти проекты из-за высоких экологических рисков.
"История с массовой гибелью сельди в заливе Пильтун в мае 2018 года является классическим случаем кумулятивного эффекта в экологии, — заявил руководитель "Эковахты Сахалина" Дмитрий Лисицын. — Когда воздействие на природу каждого отдельного промышленного объекта не проявляется явно, но в совокупности, да еще в такой хрупкой экосистеме, они приводят к тяжелым последствиям. Если бы власти и нефтяники прислушались к независимому экспертному сообществу, то массовой гибели ценных рыбных ресурсов наверняка удалось бы избежать".
"Эковахта Сахалина" намерена добиваться от соответствующих российских государственных органов самого тщательного расследования трагедии в Пильтунского заливе, включая и роль в ней компании "Эксон Нефтегаз Лимитед".
Специалист по связям с общественностью и государственными структурами "Эксон Нефтегаз Лимитед" Алексей Курбатов предоставил корр. ИА SakhalinMedia официальный ответ компании, касательно произошедшей трагедии и причастности сотрудников "Эксон" к ней.
"Зимой 2018 года компания ЭНЛ, с целью обеспечения безопасной и надёжной эксплуатации, выполняла работы по техническому обслуживанию трубопровода, соединяющего северную буровую площадку Одопту с Береговым комплексом подготовки Чайво, на участке перехода через залив Пильтун.
Работы включали в себя обустройство ледовой дороги и временных защитных перемычек вокруг требуемых участков, а также установку приварных муфт для поддержания прочности стенок трубопровода. После окончания работ 2 апреля 2018 ода все оборудование было демонтировано и вывезено с участка.
Работы выполнялись экологически безопасным способом и в соответствии с утвержденным проектом, документация по которому получила требуемые согласования соответствующих надзорно-контрольных органов.
Ледовая дорога простиралась только до середины залива Пильтун. Во ходе работ осуществлялись наблюдения, которые дают основания предполагать, что циркуляция воды в заливе Пильтун нарушена не была; в частности, это подтверждается также необходимостью откачивать воду из защитных перемычек во время работ", — говорится в сообщении Курбатова.