Апелляционный суд по уголовному делу крушения БАТМ "Дальний Восток" в Южно-Сахалинске продолжился в пятницу, 27 июля. Сейчас судебное заседание находится на стадии прении сторон. Со своими заключениями выступили адвокаты и осужденные, сообщает корр. ИА SakhalinMedia.
Напомним, прение сторон началось с 26 июля. Первым выступил прокурор, который в своем заключении просит оставить приговор суда первой инстанции без изменений. Сейчас слово взяла сторона защиты.
Слово адвоката Александра Кудрицкого Андрея Кремнева
Суд по уголовному делу гибели БАТМ "Дальний Восток": адвокат Андрей Кремнев. Фото: Денис Таушканов, ИА SakhalinMedia
— Александр Иванович прежде всего выражает искреннее сочувствие потерпевшим, полностью сопереживает и приносит свои извинения <…> Уважая чувства потерпевших, он не намерен оспаривать в прениях неточность формулировок и неправильность применения потерпевшими технических терминов. Его несогласие адресовано государственному обвинению, чью позицию он намерен опровергнуть и указал ее в апелляционной жалобе <…>. Обилие в деле противоречивых показаний, несовпадение результатов наблюдений очевидцев катастрофы с объективной реальностью, предположения и догадки, технические терминов, заключение государственных органов о возможной безопасности эксплуатации судна не опровергнуты <…>, — начал адвокат Андрей Кремнев.
Защитник сказал, что был сертификат о разрешении эксплуатации судна, наличие постоянной и устойчивой связи с судном, электронная переписка с капитаном судна БАТМ "Дальний Восток". Это и многое другое определяло информированность осужденным о состоянии безопасности в мореплавании, численности экипажа, а также о прекращении судна в промысле.
— <…> Александр Иванович просит суд оставить иски потерпевших для самостоятельного рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства, — закончил на этом Андрей Кремнев.
Слово осужденного Александра Никодименко и заключение его адвоката Виктора Ищенко
— Уважаемый суд, мне очень печально и прискорбно, что мне приходится защищаться от того, чего нет в моем обвинении. Во время апелляционного суда все доказательства, доводы, факты предоставленные адвокатом, были и им же рассмотрены. Произошла страшная трагедия, не дай Бог ее кому-нибудь пережить, — сказал осужденный Александр Никодименко.
Адвокат осужденного Виктор Ищенко сказал, что хочет обратить внимание на то, что суд первой инстанции не учел ни одного из доводов изложенных на тот период Александром Никодименко и стороной защиты в подтверждение его невиновности .
— Городской суд не дал оценку доводам, которые были ему представлены <…> Когда судно начала тонуть, только капитан обязан был дать команду о приготовлении членов экипажа и пассажиров покинуть судно и время было <…>. Хочу обратить внимание, что в своих выступлениях я указывал на незаконность оперативных розыскных мероприятий в отношении управления ФСБ России и Сахалинской области <…> Исходя из тех доводов в отношении проведения прослушивания телефонов и переговоров, в отношении предоставлении сотрудникам ФСБ, я так полагаю мы имеем дело с провокацией <…> Хочу подытожить, что факт о получении взятки не подтвержден. Кроме того, обращаю внимание членов судебной коллегии, что в этом деле создан провокационный опасный прецедент – доказывается взятка только на словах того, кто само событие не видел, а только предположил об этом, анализируя смысл давнего разговора, — отметил защитник Виктор Ищенко в своих выступлениях в судебном заседании и последующих комментариях..
Слово осужденного Анатолия Борисова и заключение его адвоката Степана Сорокина
Суд по уголовному делу гибели БАТМ "Дальний Восток". Фото: Денис Таушканов, ИА SakhalinMedia
— Почему к серьезной экспертизе (имеется ввиду, что адвокаты просили провести комплексную судовладельческую технико-эксплуатационную экспертизу судна) по крушению "Дальнего Востока" следователь привлек институт ЦНИИМФ (акционерное общество "Центральный орден трудового красного знамени научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота")? В Санкт-Петербурге есть отраслевой рыбацкий институт "Гидрорыбфлот", который принимал участие в разработке проектов судов типа БАТМ. В ходе строительства этих судов производились усовершенствования, изменения, учитывали пожелания и рекомендации специалистов. Чего нельзя сказать о ЦНИМФ. Этот институт никогда не касался судов типа БАТМ <…> Даже если так, то почему к экспертизе привлекли не специалистов, а невесть кого, кто под руку попался? Чуть не сторожа с истопником. Ведь в ЦНИИМФ есть достаточно дипломированных специалистов <…>, — сказал осужденный Анатолий Борисов.
Как отметил подсудимый, на него, можно сказать, переложили полномочия капитана, который погиб на БАТМ "Дальний Восток". Подсудимый сказал, что все дела передал и судно полностью исправно. На нем не было каких-либо реконструкций. Анатолий Борисов во время перехода из порта Владивосток в район промысла преодолел серьезный шторм с командой судна. И ничего не произошло. А другой капитан не смог преодолеть небольшую непогоду, а также не предупредил пассажиров о том, что у них произошла авария и не обеспечил эвакуацию, отметил Анатолий Борисов, но ответственность возложили на него и осудили за действия того, другого капитана.
После него слово взял его адвокат Степан Сорокин
— Обвинение о том, что Анатолий Борисов не довел до капитана Притоцкого сведения о конструктивных изменения ошибочны. Еще во время перехода по связи подзащитный поставил Притоцкого в известность о положении дел на судне. В том числе о том, что ему предстоит завершить переоборудование в рыбном цеху, а это и есть те единственные конструктивные изменения, которые на БАТМ "Дальний Восток" проводились. Когда 11 января 2015 года Притоцкий прибыл на судно, он проверил его техническое состояние и готовность к мореплаванию, убедился, что все на месте. Затем составили и подписали необходимые акты и рапорта, подтверждающие приёмку капитаном Притоцким судна от капитана Борисова в надлежащем состоянии, без каких-либо замечаний. Показания Анатолия Борисова подтверждаются исследованиями в ходе судебного следствия и доказательствами, — отметил Степан Сорокин.
Защитник Сорокин и осужденный Борисов оба отметили в своих выступлениях, что следствие не имело права привлекать капитана Борисова к ответственности за то, что он не довёл до Притоцкого информацию о конструктивных изменениях на судне, поскольку в деле есть постановления генерала-следователя о том, что капитан Притоцкий достоверно знал о всех проведенных на судне изменениях и осознанно его эксплуатировал до момента крушения.
— В данном случае Борисов фактически заявил о доказанности своей невиновности со всех сторон. Во-первых, он полностью поддерживает одинаковую позицию со всеми осужденными о том, что на судне не было конструктивных изменений, а значит и нет ни чьей вины в его крушении, кроме капитана и его старшего помощника. Во-вторых, в деле действительно имеется постановление генерала Исканцева А.Г. в котором указано, что капитан Притоцкий достоверно знал о конструктивных изменениях на судне. При таких обстоятельствах суду просто невозможно признать Борисова виновным. Ведь его обвиняют именно в том, что он не рассказал Притоцкому о нарушении конструкции, но вот вам казус, в ходе следствия генерал Исканцев установил, что капитан Притоцкий всё знал, но продолжал эксплуатировать судно. В одной из своих публикаций я писал как-то об обоснованном предположении, что таким образом генерал привлёк к уголовной ответственности заведомо невиновного. Из его же собственного постановления получается, что Притоцкий знал об изменениях, и этот же генерал обвинил Борисова в том, что он не сказал о них Притоцкому. Следствие запутало само себя и не знало как же Борисова оставить в составе обвиняемых, ведь он же был арестован в первые дни после крушения, а отпустить арестованного означало признать свои ошибки. Такие действия на самом деле суд должен пресекать в первую очередь, поскольку это последняя инстанция на страже закона и справедливости. Не думаю, что суд закроет глаза на выявленные факты, — прокомментировал выступление капитана Борисова адвокат Евгений Ефимчук.
Слово осужденного Николая Харченко и заключение его адвоката Ивана Братенькова
— В вынесенном приговоре говорится, что я знал о фактическом отсутствии на судне "Дальний Восток" действующей системы безопасности и выдал временный СУБ (система управления безопасности). А это в свою очередь повлекло гибель судна и членов экипажа. Но это только предположение изложенное на бумаге, которая все стерпит. Почему следствие и государственный обвинитель сделали такой вывод? Совершенно не понятно <…>. В материалах уголовного дела имеется акт о передаче судна от капитана Борисова к капитану Притоцкому. В нем содержится сведения о передаче различных документов, в том числе СУБ в четырех томах, — рассказал осужденный Николай Харченко.
Суд по уголовному делу гибели БАТМ "Дальний Восток". Фото: Денис Таушканов, ИА SakhalinMedia
Как отметил адвокат подсудимого Иван Братеньков, причиной гибели 69 членов экипажа стало крушение судна.
— Все выжившие в катастрофе говорят о том, что до последнего ждали команды с мостика, которая не поступала. Они самостоятельно, на свой страх и риск, разобрали спасательные средства и забрались на баки, где находились средства коллективного спасения. Поэтому утверждение о том, что они не знали, как действовать при сложившейся ситуации, а тем более по вине моего подзащитного, является ложным. Гибель судна вообще не связно каким-либо образом с действиями моего подзащитного. Таким образом логическая цепочка суда прерывается <…>. Если обратиться к контрольному листу, то даже не специалисту в этой области станет понятно, что система управления безопасности на БАТМ "Дальний Восток" на момент проверки 26 декабря 2014 года существовала и успешно действовала <…>, — рассказал Иван Братеньков.
По итогу прений на 27 июля, адвокаты и осужденные требуют справедливого решения суда. Все хотят, чтобы он внимательно изучил все доказательства и доводы, которые предоставила сторона защиты.
Прение сторон продолжится 31 июля в 10.00. Со своим словом выступят осужденный Алексей Васин и Евгений Ефимчук. К Алексею Васину претензии тоже весьма необычные, не менее чем к Борисову. Его обвиняют в производстве конструктивных нарушений на судне несмотря на то, что он устроился на работу в ООО "Магеллан" уже после ремонта БАТМ "Дальний Восток" и в тот момент, когда судно находилось уже на промысле.
Напомним, 9 апреля Сахалинский областной суд перешел к повторному разбирательству по делу о крушении БАТМ "Дальний Восток", в котором погибло 69 человек. На скамье подсудимых находятся первый заместитель генерального директора ООО "Магеллан" Алексей Васин, заместитель генерального директора по безопасности мореплавания Александр Кудрицкий, бывший капитан траулера "Дальний Восток" Анатолий Борисов, начальник отдела безопасности мореплавания, сертификации и наблюдения за рыбопромысловым флотом ФГБУ "Сахалинрыбвод" Росрыболовства Николай Харченко и государственный инспектор СВТУ Росрыболовства Александр Никодименко.
В первый день зачитали апелляционные доводы стороны защиты и осужденных, высказанные в пользу фигурантов дела, а также мнения прокурора и потерпевших — в пользу законности приговора. 16 апреля суд завершил этап прослушивания возражений сторон. Также судом было отложено рассмотрение уголовного дела о гибели траулера "Дальний Восток" на два месяца, чтобы предоставить новому адвокату Анатолия Борисова Степану Сорокину ознакомиться с материалами уголовного дела.