Южной частью острова Сахалин после Русско-Японской войны 1905 года завладели японцы. На протяжении 40 лет они строили города, развивали промышленность юга острова. После освобождения Сахалина в 1945 году советскими войсками, остров вновь вернулся в лоно нашей страны. В советские годы Сахалин интенсивно развивался, поэтому следы японского присутствия стали практически незаметны. В наше время сохранилось не так много объектов исторического прошлого островного региона, но внимательный путешественник обязательно их найдет. ИА SakhalinMedia рассказывает о японском прошлом острова Сахалин, а также о главных памятниках времен губернаторства Карафуто.
Карафуто — южная часть острова Сахалин, входившая в состав Японской империи с 1905 по 1945 годы. Название "Карафуто" было введено японцами и ранее использовалось как обозначение всего Сахалина, однако в настоящее время чаще используется термин Сахарин. Карафуто имело важнейшее экономическое и стратегическое значение для становления Японской империи. Термин губернаторство Карафуто принято использовать как обозначение временного промежутка, когда на южной территории острова Сахалин принадлежала японским властям. Всего за период с 1905 по 1945 годы губернаторами Карафуто успели побывать 16 политиков.
После получения южного Сахалина, японское правительство начало активно осваивать природные богатства острова и вкладывать огромные деньги в развитие инфраструктуры Карафуто: возводились города, строились дороги и мосты, прокладывались новые линии коммуникации. За японский период на Сахалине было проложено около 700 км узколинейных железных дорог и построено более 700 промышленных предприятий. Многие из построек, возведенных в то время, сохранились до наших дней, хоть и частично.
Южно-Сахалинск (Тоёхара)
Для новоприобретенной территории нужная была столица нового типа. Для реализации этой задачи было выбрано место, на котором ранее находилось российское село Владимировка. В качестве образца для будущей столицы был взят американский город Чикаго, именно так и появилась знаменитая планировка Южно-Сахалинска: город разделен на четыре части двумя "главными" улицами — Сахалинская (Маока-дори) и Ленина (Одори).
В Южно-Сахалинске сохранилось около 20 архитектурных объектов времен Карафуто. Они сильно выделяются по внешнему виду из массива других зданий и несут в себе не только эстетическую красоту, но и глубокую философию, зашифрованную в архитектурных элементах. Здание бывшего японского банка развития Хоккайдо 1930 года постройки, здание военного госпиталя Тойохары, ныне военный госпиталь на улице Чехова и не только. Самая известная японская достопримечательность в Южно-Сахалинске – Краеведческий музей, здание которого было построено японцами в 1937 году. Что интересно, оно с самого начала задумывалось именно как помещение под хранение исторических ценностей. Там выставлялись коллекции по этнографии коренных жителей южного Сахалина, по палеонтологии, зоологии, ботанике и многому другому. Здание музея построено в классическом японском архитектурном стиле "тэйкан-дзукури" (императорская корона).
Холмск (Маока)
Период губернаторства Карафуто сильно повлиял на дальнейшую судьбу Холмска. Первым делом японцы обратили внимание на незамерзающую бухту и превратили небольшую деревушку в настоящий город-порт. Также новые хозяева построили кирпичный завод и две электростанции, провели телефонную линию и проложили водопровод.
Рядом с Холмском находится легендарная среди жителей Сахалина железная дорога, постройка которой датируется первой половиной XX века. Железнодорожные пути проходят сквозь гору и выходят через тоннель на мост, который в народе называют Чертовым. Мост, находящийся на высоте 41 метр, протянулся на 125 метров вперед и соединил между собой две горы. Если вы попробуете пройти дальше по мосту, минуя еще один тоннель, перед вами предстанет более гигантское сооружение японских инженеров — Ведьмин мост. Он выше своего брата на 9 метров и длиннее на 75.
До недавнего времени, еще в 1994 году, движение по этой железнодорожной ветке не прекращалось. В XXI веке созерцать прекрасные виды Сахалинской природы, сидя в японском вагончике, к сожалению, не получится, так как область перешла на всероссийский стандарт железной дороги.
Томари (Томариору)
В Томари сохранилось множество следов пребывания японцев: развалины японского целлюлозно-бумажного завода, до сих пор исправный мост через реку Томаринку, и самая главная достопримечательность — синтоистский храмовой комплекс "Томариоро-дзиндзя" (Дом бога в Томари), который был построен в 1922 году в честь японской богини солнца Аматэрасу. Руины храма располагаются на склоне Бумовской сопки, и его видно из любой точки города. Храмовые останки в Томари считаются на сегодняшний день одними из наиболее сохранившихся, они позволяют восстановить размеры и планировку синтоистских храмов периода губернаторства Карафуто. Остатки комплекса включат в себя бетонные ворота — "Тории", статуи охранных собак "Кома-ину" и стелу "Тюкохи", установленную в честь погибших японских солдат, проявивших верность императору. На территории бывшего храма установлены таблички с описанием сооружений на двух языках — японском и русском.
Маяк Анива (Рутака)
Маяк Анива является одним из самых труднодоступных маяков России. Он был возведен в 1939 году на небольшой горе Сивучья, около скалистого мыса Анива. В этом районе наблюдаются частые туманы и подводные течения. Практически 80 лет одинокий маяк спасал от гибели морские суда, подходившие к каменистым берегам. Это величественное здание состоит из 9 этажей и достигает высоты в 31 метр. Во времена Карафуто, первый этаж постройки предназначался для оборудования, второй — для радиосвязи. Третий, четвертый и пятый этажи являлись зоной жилого помещения, на маяке могли разместиться 12 человек. На шестом этаже было складское помещение, на седьмом размещалась пневмосирена. Восьмой этаж отвели под хранилище горючего. А на самом верхнем этаже располагался вращательный механизм по типу часового: в центральной части башни проходила труба с 270-килограммовой гирей. Для того, чтобы осветительный прибор вращался, механизм нужно было заводить каждые три часа. Свет маяка был виден на расстоянии до 35 километров
Корсаков (Отомари)
Корсаков является самым старым русским населенным пунктом на острове Сахалин. В 1905 году территория южного Сахалина отошла к Японии и пост был переименован в Отомари. До октября 1908 года здесь находился административный центр губернаторства Карафуто, а затем был перенесен в Тоёхара.
Отделение банка "Хоккайдо Такусёку Гинко"
Здание банка периода Карафуто было построено в 1929 году. В его архитектуре определяющую роль играют элементы неоклассицизма и модерна. Ансамбль-памятник расположен на одной из центральных улиц Корсакова — на улице Советской, которую начали застраивать в 1905 году, со времени передачи города в японское управление. Комплекс зданий банковского хозяйства имеет большое градостроительное значение. Он оформляет парадный въезд в Корсаков со стороны морского порта. Сооружение бывшего японского банка является объектом культурного наследия Сахалинской области. В 2012 году здание было передано под оперативное управление областного краеведческого музея. В данный момент готовится масштабная реставрация здания, из бывшего японского банка хотят сделать музей.
Здание японского банка. Фото: сайт госзакупок
Остатки храма Мерей Дзиндзя
Храм был посвящен японскому майору Нисикубо, погибшему в ходе боевых действий во время Русско-японской войны. До наших дней от храма дошел только сам памятник "тюррейто", на котором высечен список погибших японских солдат. Также рядом можно увидеть стелу с "автографом" японского военачальника – генерала Коуити Нобори. Тогда в Японии существовал обычай — наносить на подобные памятники надписи, сделанные известными военачальниками.
Макаров (Сиритору)
Японцы построили в Макарове множество сооружений: целлюлозно-бумажный завод, шахту и другие предприятия. В период губернаторства Карафуто, село превратилось в процветающий город, в котором в определенный момент проживало 15 тысяч японцев.
Остатки храма Сиритору дзинзя
В большинстве случаев храм – это большой комплекс различных сооружений, у каждого из которых была своя роль. Сиритору Дзиндзя был построен в стиле гонгэн-дзукури, сочетавшем все основные части храма в одной конструкции. В Макарове дорога к храму представляла собой бетонную лестницу, сохранившуюся до сих пор. Слева, вдоль лестницы, можно найти остатки предположительно технологического колодца для электропроводки. Также данный колодец похож на канализационное сооружение — но подтвердить эту информацию в настоящее время не представляется возможным. По обеим сторонам лестницы находились иши тооро – каменные чаши-фонари. На некоторых остатках фонарей можно найти даже проводку – в Макарове дорога к храму Сиритору Дзиндзя освещалась электрическим светом.
Даже в XXI веке остров Сахалин продолжает свое "сотрудничество" с Японией. В первую очередь это касается развития рыболовства, туризма и здравоохранения. Участие японцев позитивно сказывается на экономическом развитии островного края.