Поручения правительству РФ, которые традиционно готовятся по итогам Восточного экономического форума (ВЭФ, проходит во Владивостоке 4-6 сентября этого года), целесообразно дополнить положениями о стабильных условиях работы рыбохозяйственных предприятий, реализующих в настоящее время инвестиционные проекты по строительству новых судов или береговых рыбоперерабатывающих предприятий. С таким предложением 4 сентября в ходе профильной дискуссии деловой программы ВЭФ выступил президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев. По оценке руководителя крупнейшего бизнес-объединения рыбной отрасли, главными рисками для "рыбных" инвесторов продолжает оставаться регуляторная неопределенность, чреватая лишением предприятий доступа к промысловым ресурсам.
В дискуссии "Инвестиции в рыбную отрасль: что получилось и что делать дальше" приняли участие руководитель Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) Илья Шестаков, генеральный директор Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Леонид Петухов, президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов, старший вице-президент ПАО Сбербанк Владимир Ситнов, представители крупных рыбопромышленных компаний ДФО, реализующих инвестиционные проекты.
Сессия ВЭФ "Инвестиции в рыбную отрасль: что получилось и что делать дальше". Фото: Фонд Росконгресс
Президент ВАРПЭ Герман Зверев озвучил основные риски, которые, по оценке отраслевого сообщества, препятствуют росту инвестиций в рыбной отрасли страны. В частности, определенное беспокойство вызывает то, что строительство судов по программе инвестиционных квот (по соглашениям, подписанным с Росрыболовством, компании должны построить за собственный счет суда на российских верфях и после введения их в эксплуатацию в установленные соглашениями сроки получить прибавку к промысловым лимитам – ред.) в значительном количестве случаем уже выбивается из графиков.
— В этом нет большой трагедии – в случае, если будут внесены необходимые изменения в постановление правительства Российской Федерации, устанавливающие требования к объектам инвестиции, срокам реализации и т.д. Конечно, такой документ должен быть подготовлен, и, насколько нам известно, он готовится, — отметил Зверев.
Спикер также напомнил, что с 1 июля 2020 года в соответствии с постановлением правительства РФ № 719 судном, построенным на российских верфях, будет считаться только оснащенное главным двигателем российского производства (в России же такие двигатели до сих пор не производятся – ред.). В связи с этим обстоятельством получается, что те несколько десятков судов-краболовов, которые должны будут построить за 5 лет победители назначенных на осень этого года аукциона по распределения 50% квот на добычу крабов, должны быть заложены на верфях в течение ближайших 10 месяцев.
— В ином случае, согласно логике действующего 719-го постановления, возникает риск непризнания такого судна построенным на российской верфи, — подчеркнул президент ВАРПЭ. – Следовательно, есть необходимость подумать, как избежать такого развития ситуации.
Также Герман Зверев отметил, что ряд рыбохозяйственных предприятий, построивших по программе инвестиционных квот береговые производства, дополнительных лимитов не получили – из-за определенных бюрократических формальностей и чрезмерно жесткой и не учитывающей экономических реалий нормативной базы.
— Пока такие примеры не являются системным риском, — сказал Зверев. — Но в сентябре заканчивается строительство еще двух береговых заводов на Дальнем Востоке и одного в Мурманске, и если по этим заводам не будет принято решение в октябре о предоставлении инвестиционных квот, это будет означать, что предприятия-инвесторы далее в свои расчеты будут вынуждены этот риск вводить.
Самый же главный риск, тормозящий рост инвестиций в отрасли, это перспектива изъятия квот из-за нестабильного регулирования в отрасли, уверен Герман Зверев. И поэтому предстоящие 5 лет вполне могут стать не "инвестиционной пятилеткой", а "пятилеткой изъятий"
— Эти изъятия могут пройти, по шахматной терминологии, "в три хода". В 2021 году – это одна из версий — принимается решение о выставлении на аукцион второй половины квот по крабу. То, что это может произойти, мы видим по корректировке нормативных документов в этом году. В 2023 году – еще одна версия — на аукционы по предложению Федеральной антимонопольной службы выставляется половина квот на минтай, сельдь, треску, пикшу. И 2024 год: принимается закон (кстати, проект такого закона уже есть), что по окончанию срока действия договоров на рыболовные участки новые договоры заключаются путем аукционов. А это — все участки для промысла лососёвых.
Президент ВАРПЭ обратился к участвующим в дискуссии представителям госорганов и отраслевого сообщества с предложением внести в итоговые документы Восточного экономического форума положения по обеспечению стабильных условий хозяйствования, включая закрепление долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, для рыбопромышленных предприятий, реализующих инвестиционные проекты с 2016 года и по настоящее время. Участники мероприятия деловой программы ВЭФ, в свою очередь, отметили, что реализация этих предложений должна положительно сказатться на инвестклимате в отрасли и способствовать ее развитию.