Активное строительство лососевых рыбоводных заводов (ЛРЗ) в Сахалинской области негативно влияет на естественное воспроизводство дикой горбуши, запасы которой в островном регионе подорваны и истощены. Кроме того, "заводская" рыба по качеству хуже рыбы естественного происхождения. Такая информация прозвучала на заседании Сахалинского рыбохозяйственного совета (СРХС) в Южно-Сахалинске, сообщает корр. ИА SakhalinMedia.
На проблему разрушительного влияния рыбоводства на дикие лососевые стада в ходе рыбохозяйственного совета обратил внимание президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина (АРС) Дмитрий Матвеев. По его мнению, объемы добываемой горбуши в регионе с каждым годом становятся все меньше из-за увеличения количества рыбоводных заводов.
— Мероприятия, связанные с искусственным воспроизводством кеты до 2000-х годов, фактически не отражались на состоянии природной популяции горбуши. До 2013 года в Сахалинской области этой рыбы было больше, чем на Камчатке. Впоследствии ситуация кардинально изменилась. Уловы горбуши у камчатских рыбаков на порядок выше, чем у наших. Большинство участников научной конференции, посвященной лососевому хозяйству [проходила в Южно-Сахалинске в 2017 году — прим. ред.], катастрофическое падение подходов горбуши упорно связывали с океаническими и тектоническими перестройками, со смещением центра по воспроизводству рыбы на север. Однако, в чем конкретно заключались предполагаемые перестройки, так никто и не объяснил, — рассказал Дмитрий Матвеев.
президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина (АРС) Дмитрий Матвеев. Фото: Анна Ромахина, ИА SakhalinMedia
Что касается кеты, то в этом году, по словам Матвеева, все слышат радостные рапорты о том, что ее добыли в Сахалинской области больше, чем горбуши. И это стало возможно именно благодаря активному строительству ЛРЗ и искусственному воспроизводству кеты.
— Вылов кеты находится на историческом максимуме последние 75-80 лет. И это при том, что ситуация с состоянием с амурской популяции в последнее время нас и наших соседей абсолютно не радует. В 80-90-е годы на Сахалине добывали в среднем 7 тысяч тонн кеты, после 2010 года — в среднем 20 тысяч тонн. В каждом их этих периодов доля сахалинского улова от общероссийского составляла около 20%. Таким образом, несмотря на резкий рост числа ЛРЗ на Сахалине, доля сахалинской кеты и ее суммарный улов остались не прежнем уровне. Иными словами, если молодь кеты, воспроизводимая на сахалинских рыбзаводах, давала рост объема вылова данного вида рыбы, то точно такой же рост произошел и в тех российских регионах, где кету искусственно практически не производят, — продолжил президент АРС.
Члены СРХС негативно высказались об увеличении рыбоводных заводов в Сахалинской области. Фото: Анна Ромахина, ИА SakhalinMedia
Есть веское основание считать, что на Сахалине искусственное воспроизводство кеты стало одним из ключевых факторов глубокой деградации природной популяции горбуши, отметил Дмитрий Матвеев.
— Искусственно воспроизводимая кета в значительной степени замещает кету естественного происхождения. "Заводская" рыба по своим характеристикам существенно уступает рыбе естественного происхождения. За счет деятельности ЛРЗ на Сахалине появилась возможность добывать до 20 тысяч тонн низкосортной рыбы вместо высококачественной – естественного происхождения, — добавил Дмитрий Матвеев. — В связи с этим необходимо поднять вопрос о проведении независимой оценки эффективности деятельности рыбоводных заводов в Сахалинской области. Речь идет о ревизии их деятельности.
Члены СРХС негативно высказались об увеличении рыбоводных заводов в Сахалинской области. Фото: Анна Ромахина, ИА SakhalinMedia
Председатель Ассоциации рыбопромышленных предприятий Долинского района Александр Ковалев поддержал предложение Дмитрия Матвеева о необходимости провести инвентаризацию рыбоводных заводов и рассказал об их негативном влиянии на подходы горбуши на примере реки Бахура.
— Все семь рыбзаводов Долинского района стоят на крупных нерестовых реках. Есть ли в их уставах, договорах с СКТУ обязанность на пропуск производителей в естественную среду обитания? Если да, то какая предусмотрена ответственность? Если нет, то необходимо внести соответствующие обязательства в документы. Яркий пример прошлого года — река Бахура. Мы отправились туда и ихтиологом. И что мы увидели? Проходные дни, рыбаки стоят, горбуша заходит вместе с кетой, — сказал Александр Ковалев. — Реку перекрыли дополнительными ограждениями, и рыбу на нерест не пропустили. Около 40 тонн горбуши загубили тогда! Правительству Сахалинской области необходимо обратить внимание на то, что рыбоводные заводы юга Сахалина находятся на нерестовых реках. Мы действительно уничтожаем естественную популяцию горбуши, запасы которой и так у нас уже на "нуле".
Председатель Ассоциации рыбопромышленных предприятий Долинского района Александр Ковалев. Фото: Анна Ромахина, ИА SakhalinMedia
Обсуждая деятельность островных рыбоводных заводов и их "пагубное" влияние на количество горбуши, председатель правления Ассоциации устойчивого рыболовства Северо-Востока Сахалина Владимир Смирнов предложил членам СРХС обратить внимание на Аляску, где естественное воспроизводство рыбы находится в приоритете.
— В штате Аляска у рыбоводных заводов нет исключительного права, привилегий. Там в политике управления промыслом определено, что приоритет имеет естественное воспроизводство лососей, как и должно быть. На это следует обратить внимание. Поэтому, ЛРЗ не могут и не перекрывают там реки. Поэтому, нам есть чему поучиться у Аляски. А пока не разобрались, будет разумно ограничить территории влияния рыбзаводов на Сахалине, — подчеркнул Владимир Смирнов.
Члены СРХС негативно высказались об увеличении рыбоводных заводов в Сахалинской области. Фото: Анна Ромахина, ИА SakhalinMedia
В своем докладе "О внесении поправок в Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна по ограничению промыслового изъятия тихоокеанских лососей путем естественного воспроизводства" Владимир Смирнов указал на необходимость ограничить длину ставных неводов в Сахалинской области до 1,5 км.
— При промысле лососей ставной невод нужно регулировать. Мы уже несколько лет поднимаем вопрос о сокращении его длины. Треть наших рыбопромысловых участков имеет удаление в море 3 км, остальная часть — 2 км. Участки с удалением в 3 км создавались для добычи разных видов биоресурсов, но не для лососей, — пояснил докладчик. — Учитывая, что запасы горбуши в Сахалинской области сильно подорваны, предлагаем установить максимальную длину ставного невода для всех участников промысла не более 1,5 км.
председатель правления Ассоциации устойчивого рыболовства Северо-Востока Сахалина Владимир Смирнов. Фото: Анна Ромахина, ИА SakhalinMedia
Помимо этого, с целью рационального использования тихоокеанских лососей и их естественного воспроизводства Ассоциация устойчивого рыболовства Северо-Востока Сахалина предложила исключить практику пропускных дней и запретов на промысел, а также ввести мораторий на проектирование и строительство лососевых рыбоводных заводов в северо-восточной части Сахалина (от мыса Терпения до мыса Елизаветы). Этот район, как отметил Смирнов, следует сохранить для естественного воспроизводства лососей, так как там еще имеются относительно здоровые и многочисленные популяции дикой горбуши, кеты и кижуча.
Члены СРХС негативно высказались об увеличении рыбоводных заводов в Сахалинской области. Фото: Анна Ромахина, ИА SakhalinMedia
Почти все члены СРХС высказались против сокращения длины ставного невода и отметили, что в этом вопросе следует учитывать не только Северо-Восток Сахалина, но и другие районы. По их словам, на острове есть промысловые участки, где возможно выставить только невод длиной 800 метров.
Члены СРХС негативно высказались об увеличении рыбоводных заводов в Сахалинской области. Фото: Анна Ромахина, ИА SakhalinMedia
— Береговая линия у всех разная. У залива Терпения она небольшая. В 2019 году для него установили длину невода – 1 км. Что нам это дало? Ничего! Из-за этого мы вообще ничего не поймали. А рыба-то была, браконьеры ловили. Для неводов необходимо оставить длину, которая есть в Правилах рыболовства – 2 км. Что касается работы рыбоводных заводов, то пример с Аляской – удачный. Отмечу, что при их строительстве нужно учитывать мнение рыбаков. Помимо этого, нужно просчитывать, сколько заводской рыбы заходит в реки, — поделилась представитель КМНС Поронайского района Ок Чя Курмангужинова.
Члены СРХС негативно высказались об увеличении рыбоводных заводов в Сахалинской области. Фото: Анна Ромахина, ИА SakhalinMedia
По итогам заседания, большинство членов совета проголосовали против предложения сократить длину для всех неводов Сахалина. Инициативу об уменьшении негативного влияния лососевых рыбоводных заводов на дикие популяции лососевых в северо-восточной части Сахалина рассматривать не стали.