Исчезновение бумажных квитанций, перевод всех в "одно окно", развитие сети электрозаправок – лишь часть масштабного плана работы ПАО "ДЭК" на 2020 год. Более подробно о "самочувствии региона", расширении спектра услуг, программе электрозаправок и многом другом в интервью исполнительного директора ПАО "ДЭК" специально для ИА SakhalinMedia.
— Сейчас много внимания уделено эффективности дальневосточных компаний и активов РусГидро на Дальнем Востоке, ДЭК оправдывает экономические ожидания?
— По итогам 2019 года ДЭК обеспечила хороший результат, это явилось следствием реализации программ повышения операционной эффективности за счет осуществления целого ряда мероприятий как в рамках основной деятельности, так и за счет активного развития различных видов услуг. Таких, как прием функций сбыта энергии, оказание комплексных услуг по ведению расчетов ресурсоснабжающей организации (далее – РСО), Региональным операторам по вывозу твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), Фонду капитального ремонта, управляющим компаниям (далее – УК) на базе Единых расчетных центров, а также за счет мероприятий в рамках утвержденных программ повышения эффективности, оптимизации основных бизнес-процессов. Все это позволило компании в ушедшем году выйти на чистую прибыль, превышающую на 40% установленные плановые показатели (без учета переоценки финансовых вложений).
Используя наш большой опыт взаимодействия с клиентами, компании удалось повысить платежную дисциплину. Увеличение уровня оплаты отпущенной электроэнергии позволило оптимизировать кредитный портфель (практически на 28% от уровня 2018 года) и стоимость его обслуживания соответственно. По итогам 2019 года ПАО "ДЭК" обеспечены расчеты со всеми контрагентами Общества в соответствии с условиями заключенных договоров, выполнены обязательства на оптовом рынке.
— Сегодня компания расширила зону своей деятельности с четырех до семи регионов, при чем за каких-то пару лет. Не сулит ли это жителям увеличения стоимости услуг – один монополист, за сколько хочу, за столько продаю?
— Да, действительно, ПАО "ДЭК" является Гарантирующим поставщиком на территориях четырех субъектов РФ: Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, ЕАО, а с приемом функций сбыта энергии в рамках заключенных агентских договоров с АО "ДГК", ПАО "Сахалинэнерго", ПАО "Якутскэнерго" по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия), ПАО "Камчатскэнерго" география деятельности ПАО "ДЭК" расширилась с четырех до семи субъектов РФ.
Сбытовая деятельность – основное профильное направление нашей компании. За длительную историю работы ПАО "ДЭК" нами наработан большой опыт в данной сфере. Вместе с тем, прием функций сбыта на новых территориях, безусловно, очень важный и ответственный шаг для нашей компании, учитывая, что от уровня сборов за поставленные ресурсы зависит возможность обеспечить необходимые расчеты за топливо, ремонты, по заработной плате и налогам, реализация масштабных инвестиционных программ нашими Принципалами.

Зоны деятельности. Фото: компания ПАО "ДЭК"
Так, в Сахалинской области ПАО "ДЭК" с 1 января 2019 года выполняет по агентскому договору функции по сбыту электроэнергии в зоне деятельности ПАО "Сахалинэнерго", а также расчетно-кассовое обслуживание населения по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории всего региона по договору с региональным оператором АО "Управление по обращению с отходами". Среди основных приоритетов в работе – ответственность перед ПАО "Сахалинэнерго", крупнейшим гарантирующим поставщиком в регионе, за выполнение показателей по сбыту и снижению потерь электроэнергии. Кроме того, перед нами стояла задача не просто обеспечить существующий функционал сбытового подразделения компании и уровень расчетов, но и реализовать единые подходы, утвержденные ПАО "РусГидро" в рамках Стандартов качества обслуживания клиентов, единой методологии сбытовой деятельности, построенной на строгом соответствии с действующим законодательством в условиях его постоянного изменения.
Можно с уверенностью говорить о том, что в 2019 году "ДЭК" успешно выполнила все свои договорные обязательства перед ресурсоснабжающей организацией и регионом в целом, реализовав целый комплекс необходимых для этого программ.
Важно также отметить, что ПАО "ДЭК" по заключенным агентским договорам реализует свою деятельность исключительно в рамках тарифов, утвержденных на территориях нашего присутствия.
— По тому, как чувствует себя рынок электроэнергии можно судить в целом о развитии регионов. Чем больше спрос на электроэнергию, тем выше потенциал? Как вы оцениваете в этом плане "самочувствие регионов"? Повлияет ли приход ДЭК на новые территории на макроэкономические показатели?
— Безусловно, большая энергетика не живет в полном вакууме от всех экономических процессов. Спрос на энергорынке – понятие субъективное и зависит от многих показателей. Например, в Сахалинской области в 2019 году он был выше на 6%, чем в 2018. Это связано с активным развитием ТОР, предприятий угольной отрасли, строительством новых объектов.
Хорошим примером может также служить уровень оплаты, ведь платежная дисциплина напрямую связана с качеством жизни. Уровень оплаты по ПАО "ДЭК" в целом оставил 99,4% при плановом показателе 99,0%. На Сахалине уровень оплаты за электроэнергию и ранее не был низким, а в 2019 году он достиг 100% (за исключением территории города Холмска, где в платежный документ включены услуги сразу нескольких коммунальных предприятий).
Любые, даже самые небольшие изменения в нашей отрасли будут влиять, так или иначе, на жизнь дальневосточников. Развитая инфраструктура жилищно-коммунального хозяйства является одним из важных критериев инвестиционной привлекательности, а также оценкой уровня жизни регионов. ПАО "ДЭК" активно реализует программы по повышению качества обслуживания наших клиентов и клиентов других РСО в рамках заключенных агентских договоров путем открытия высокотехнологичных офисов очного обслуживания потребителей, создания и развития интерактивных способов работы с клиентами, развития биллинговых комплексов и так далее. Компания должна стать неким мостом, который предоставит возможность в режиме "одного окна" комфортно и быстро решить вопросы, касающиеся сферы ЖКХ.
— Коли мы заговорили о программе "единого окна". ДЭК сейчас открывает центры, куда можно обращаться по всем вопросам. Идея красивая, но как с реализацией?
— Помимо экономической эффективности, прием функций сбыта ПАО "ДЭК" на новых территориях, как уже было сказано выше, дает возможность улучшать клиентское обслуживание потребителей электроэнергии и иных коммунальных ресурсов за счет обновления офисов обслуживания, реализации единых стандартов работы с клиентами, внедрения более современных и технологичных способов обслуживания (интерактивные сервисы, инфоматы, виртуальные консультанты, электронные очереди и так далее), что становится все более актуальным с учетом предстоящего лицензирования энергосбытовой деятельности.
Собственно говоря, идея реализуется ровно в том направлении, как и задумывалась. Услуги "единого окна" у нас оказываются в Единых расчетно-информационных центрах, открытых уже в девяти городах Дальнего Востока. В следующем году запустим еще четыре. Стоит отметить, что этот проект реализуется в рамках единой Программы РусГидро, поэтому говорить о том, что задумка может "не получиться", не приходится.
Свою эффективность проект доказал уже в нескольких энергосбытовых компаниях страны, в том числе и в городе Холмске Сахалинской области. Проект предполагает оплату всех услуг по единой квитанции. ДЭК выступает в роли агента для ресурсоснабжающих, управляющих компаний и предприятий ЖКХ, выставляя квитанции населению и собирая платежи. Эта система позволяет компаниям сэкономить на операционных расходах, а также за счет включения своих услуг в единый платежный документ, — увеличить процент сбора денежных средств. В ЕРИЦ городе Холмска в 2019 году, например, отмечен существенный рост уровня оплат коммунальных услуг, включенных в единый платежный документ. По итогам года уровень оплат составил 95%.
— Получается, с увеличением зоны обслуживания компания расширила и спектр услуг, все это опять-таки, за очень короткие сроки. Давайте признаемся, что переходный период в любой отрасли – вещь тяжелая и в погоне за количеством порой страдает качество…
— Конечно, есть и внутренние проблемы, которые замедляют процесс. Например, очень остро стоит вопрос интеллектуальных технологий и расчетной базы. По сути, наша компания – это огромный центр по хранению и обработке колоссального количества расчетных данных. И если еще три года назад мы считали только электрическую энергию, то сегодня в разных регионах приняли функции расчетов за тепло и горячую воду, а также функции расчетов от управляющих компаний, операторов по вывозу бытовых отходов и так далее. То есть колоссальные данные из нескольких расчетных баз, нам нужно "залить" в одну, внедрить все расчеты. Пока в этой части мы находимся в стадии работы, и нашим специалистам приходится вести расчеты сразу в нескольких расчетных комплексах – а это и нагрузка на персонал, и невозможность пока внедрения единого личного кабинета на всех наших территориях. Но мы к этому идем и, думаю, к концу года вопрос объединения баз решим. Все наши клиенты смогут работать по всем услугам в одном личном кабинете, управлять своими данными и передавать показания приборов учета в одном месте.
— Расскажите подробнее о программе электрозаправок – это действительно долгосрочный проект?
— Да, действительно это так. С помощью ПАО "РусГидро" прорабатывается детальная программа по беспрепятственному передвижению владельцев электрокаров по всему Дальнему Востоку. Востребованность существующих 10 ЭЗС РусГидро в Приморском крае и городе Благовещенске, а также отзывы и предложения по новым местам размещения ЭЗС владельцев электромобилей подтверждают высокий спрос на оказываемую Группой РусГидро услугу.

Первая зарядная станция для автомобилей в Южно-Сахалинске. Фото: компания ПАО "ДЭК"
Программа на данном этапе нами поделена на 4 части и рассчитана до 2022 года. Первый этап уже реализуется в Амурской области, Приморском и Хабаровском краях.
В планах – пилотные ЭЗС в Камчатском крае и Сахалинской области. Из них 6 – на Сахалине.
— Какие задачи перед Вами и компанией ставятся на следующий год, годы?
— Наверное, правильнее сказать, что наши планы – это продолжение и работы в направлении повышения качества обслуживания – мы будем наращивать количество сервисов для клиентов, чтобы им было более удобно, чтобы услуги были более доступны. Будем доводить до логического завершения процессы расчетов, внедрим единую платформу для обслуживания частных клиентов – сейчас Личный кабинет разделен условно на тепло, электрику и дополнительные услуги. Летом планируется внедрение Личного кабинета для юридических лиц, что позволит нашим корпоративным клиентам обмениваться с нами данными о расходах, подавать заявки, получать отчетные документы без необходимости посещать офисы.
Отдельным этапом станет перевод всех наших частных клиентов на электронные квитанции. В планах компании максимально отказаться от доставки бумажных счетов и оставить эту услугу только для отдельных категорий граждан.
Данная услуга становится всё более востребованной среди клиентов ПАО "ДЭК", поскольку электронная квитанция имеет ряд преимуществ перед своим бумажным эквивалентом. Их доставка осуществляется быстрее; документы хранятся в электронной почте клиента, что делает их доступными в любое время (даже в период отсутствия в регионе) и позволяет анализировать собственное электропотребление. Немаловажен экологический аспект: электронные квитанции не требуют ресурсов на печать и изготовление бумаги, а значит, уменьшаются отходы от выработанных картриджей, выработавших ресурс принтеров, сокращается вырубка деревьев.
В настоящее время любой клиент может оформить подписку на электронную квитанцию и отказаться от доставки бумажной – на сайте компании или оставив заявку в офисе.
Безусловно, мы продолжим расширять нашу сеть ЕРИЦ – в следующем году новый офис появится и в Южно-Сахалинске.