В прямом эфире "Дальневосточного МедиаСаммита-2020" (12+) прошла встреча с главным редактором "Лайфхакера" Полиной Накрайниковой. Главред издания с многомиллионной ежемесячной аудиторией рассказала о работе редакции, трафике и спецпроектах. Вопросы задавал региональный директор медиахолдинга PrimaMedia Игорь Черный.
— Что такое "Лайфхакер"? Описательная журналистика или утилитарная, журналистика ли это вообще? Считаете ли вы себя СМИ?
— Мне нравится думать, что "Лайфхакер" — это один из самых крупных русскоязычных сайтов о пользе — возможно, действительно самый крупный. Мы считаем себя медиа. Пожалуй, это такая сервисная журналистика, потому что наши авторы — это не просто копирайтеры, которые перерабатывают чужие посты. Очень часто они подробно изучают темы, у нас довольно много уникального авторского контента. Например, все наши материалы про спорт делает автор с образованием спортивного преподавателя, которая сама записывает тренировки и пишет авторские тексты. Этими материалами я горжусь. Это не совсем та журналистика, которой учат на журфаке, хотя интервью и аналитические материалы, например, у нас тоже бывают.
— Вы упоминали, что в "Лайфхакере" работает почти 90 человек. Сколько фрилансеров из этого числа?
— В последнее время у нас довольно мало внештатных авторов, потому что мы стараемся сотрудничать постоянно, особенно во время пандемии. Иногда мы прибегаем к помощи сотрудников со стороны, но это нерегулярная история. Контентом занимается примерно половина нашей команды из 90 человек.
— Скажите, насколько сложно найти сотрудников? Как обстоит ситуация с кадрами с той стороны Урала? Насколько сложно интегрировать нового сотрудника в процесс, сколько это занимает времени?
— Довольно много времени и внимания мы уделяем отбору сотрудников, потому что чем более жесткий отбор мы проводим на старте, тем проще интегрировать человека в процесс уже после найма. Нас часто ругают за объемные тестовые задания, где нужно, как правило, выполнить несколько пунктов для того, чтобы мы рассмотрели кандидата. Мне кажется это важным, потому что таким образом мы экономим время и себе, и кандидату, который сразу понимает, готов ли он к такой нагрузке. После того как люди выполняют тестовое задание, мы начинаем отсмотр, внимательно смотрим на разные факторы, начиная от резюме и заканчивая непосредственно тестовым заданием. Если мы немного сомневаемся, — а такое бывает часто — то можем предложить оплачиваемую стажировку. Итоги стажировки мы всегда обсуждаем, рассказываем о сильных и слабых сторонах и принимаем решение о найме. Совсем новички в журналистике к нам попадают редко. Но то, что вы молодой автор, вовсе не значит, что не нужно пробовать. Я и сама достаточно молодой сотрудник, мне 25 лет. Думаю, что есть много других талантливых ребят, которым всё по силам. Ничего смертельного в нашей работе нет. И в работе других крупных СМИ, кстати, тоже.
— Поговорим о трафике. Насколько я понимаю, у вас это порядка 25 млн уникальных посетителей в месяц. Сколько у вас поискового трафика, прямых заходов, сколько дают соцсети и мессенджеры?
— Если ранжировать, то в основном это поиск, Яндекс.Дзен, потом идут соцсети и прямые заходы. Довольно большой пласт аудитории приходит к нам из поиска. Мы стараемся работать с такими запросами и максимально полно отвечать на вопросы, которые человек вбивает в поисковик.
— Кстати говоря, о трафике из поиска. Чтобы поисковый трафик был хорошим, надо оперативно реагировать на повестку. Как вы реагируете на значимые события? Насколько быстро вам удается "выкатить" какой-то материал, актуальный именно сегодня? Если ли вообще ситуации, когда вы бросаете все силы на тему, которая сейчас "взлетит"?
— Такое бывает, но довольно редко. Особенность нашего медиа заключается в том, что часто мы отвечаем на какие-то вечные вопросы, которые могут возникнуть у человека в любой момент. Например, как варить борщ. Кажется, простой вопрос, но на самом деле там столько сложностей — ого-го. Зачастую мы можем позволить себе как будто бы не слишком торопиться, но мы все равно работаем в довольно быстром темпе. Наши авторы в основном сдают по одному посту в день или больше, если посты короткие и не требуют глубокого погружения. Мы способны отработать что-то быстро, но, как правило, нам это просто не нужно.
— Есть ли у вас штатный аналитик, отслеживаете ли вы статистику в режиме реального времени? Есть ли реакция на какие-то взлетевшие темы?
— В нашей работе актуальна как раз только статистика в режиме реального времени. Когда на сайт заходит много людей, мониторить аналитику только так и можно. Да, штатный аналитик у нас есть, но он, как правило, занимается более сложными и долгосрочными отчетами. То, что касается сиюминутного трафика и понимания каких-то успешных и неуспешных тем, в состоянии сделать любой редактор. Журналисты и редакторы отслеживают комментарии к публикациям и актуализируют тексты, если это необходимо.
— Как вы взаимодействуете с мессенджерами? Я имею в виду, не внутри коллектива, а для доставки контента и получения трафика. Мы вот знаем, что восточная часть страны — до Урала — очень любит What`sApp, дальше начинается Viber. Telegram — история довольно специфичная, его использует привилегированная аудитория, способная позволить себе одновременно несколько мессенджеров на телефоне. Учитываете ли вы эти нюансы?
— С мессенджерами мы сейчас практически не работаем, только с Viber. Не могу сказать, что в последнее время мессенджеры были для нас источником какого-то огромного трафика, потому что они сильно проигрывают всем остальным нашим каналам. Поначалу мы пытались работать с этими платформами, но потом поняли, что наши усилия несоразмерны получаемому трафику. А вот Telegram — это классная история. Нам нравится, что аудитория там зачастую не очень большая, но качественная.
— Не было ли у вас проблем с законом из-за оставленных на сайте комментариев? Кто за ними следит?
— Комментарии мы мониторим буквально каждый час. Делают это редакторы и авторы, которые отвечают за свои тексты. Если в комментариях они видят что-то неудобное или нарушающее закон, они это удаляют. Кроме того, отдел разработки создал для нас очень удобный сервис, позволяющий отслеживать комментарии. Они выдаются единой лентой, по ней легко пробежаться и посмотреть, нет ли там каких-то терминов, слов и понятий, которые могут принести нам проблемы.
— Вопрос от аудитории. Не могли бы вы привести примеры "гвоздевых" статей, которые показали какие-то выдающиеся результаты? Сколько времени ушло на их подготовку?
— Смотря в чем измерять успешность материала. Есть довольно много материалов, которые приносят трафик. Например, та самая статья "Как варить борщ", она набрала 9 млн просмотров. Надо понимать, что эта статья была опубликована несколько лет назад, набирала просмотры из поиска и других каналов. Трафик приносит и Яндекс.Дзен, но к его качеству часто возникают вопросы. Люди кликают на забавный заголовок, пробегаются по тексту и закрывают статью. Эти люди не станут "ядром" вашей аудитории, не будут читать другие статьи.
Поэтому большее значение для нас имеют статьи, на подготовку которых ушло время. Я уже говорила о наших спортивных материалах. Ранее мы делали большой проект для жертв абьюза. В конце были названы контакты центров помощи, в которые могут обратиться жертвы абьюза. Из центра помощи потом приходила обратная связь, люди обращались. Мне кажется, что это очень ценный материал, на его подготовку ушло около недели.
Есть и совсем объемные проекты, гайды. Был у нас один гайд по видам рака: как может проходить заболевание, какие у него могут быть особенности, почему важно разбираться в этом. Это была большая работа, на которую ушло несколько месяцев. Использовались ресурсы дизайнеров и разработчиков. Но большое количество трафика может принести и материал, над которым мы работали несколько часов или даже меньше. Например, статья "Как купить квартиру в центре Москвы с зарплатой в 100 тысяч рублей" из одного слова "Никак".
— Расскажите немного о спецпроектах. Как вы относитесь к YouTube? Вы упоминали подкасты. Какие проекты за последнее время выросли?
— Раньше у "Лайфхакера" был YouTube-канал — точнее, есть и сейчас. Но производство новых роликов сейчас приостановлено, потому что мы поняли, что прилагаемые усилия несоразмерны профиту. И мы сосредоточились на подкастах, собралась талантливая команда. Самый популярный наш проект — подкаст "Лайфхакера", это короткие аудиолекции по мотивам наших статей. Сейчас этот проект приносит нам максимум прослушиваний и трафика. Но разрабатываем мы и другие форматы, в том числе и разговорное шоу "Кто бы говорил", где три сотрудника редакции обсуждают новости. У нас есть тематический подкаст "Потрачено", где мы исследуем тему покупок, и подкаст "Смотритель" про кино.
— Как возникают спецпроекты? Вырастают ли они из популярных публикаций? Как вы выбираете площадку?
— Из отдельной темы спецпроекты возникают редко. Во многом так было с проектом "Инициал", потому что сначала мы заметили, что у нашей аудитории есть большой интерес к статьям про русский язык и грамотность, а потом подумали, что было бы здорово объединить все материалы в одну большую рассылку. Она стала успешным предприятием, по её мотивам мы создали отдельный Telegram-чат, где собирались редакторы. А потом поняли, что здорово было бы под это дело создать и Telegram-канал. Но чаще всего спецпроекты придумываются именно как спецпроекты. Например, наш большой кулинарный проект "Время есть".
— Спасибо огромное. Приезжайте к нам на следующий "МедиаСаммит". Для нас это отдушина, каждый год к нам приезжают замечательные люди, мы много общаемся, это всегда полезно и познавательно.
— Спасибо большое, что позвали. Было большой радостью выступить. Очень надеюсь, что мероприятие снова случится офлайн, я буду рада приехать. Спасибо всем. Если будут вопросы, пишите мне в соцсетях, буду рада ответить.
Отметим, что организаторами "Дальневосточного МедиаСаммита-2020" выступают Фонд информационной поддержки социально-экономического развития Дальнего Востока, Правительство Приморского края, Союз журналистов России, Приморское региональное отделение Союза журналистов России и Дальневосточный федеральный университет. Генеральные партнеры форума — РусГидро и Ростелеком.