В Сахалинской области планируют тестировать детей мигрантов на знание русского языка
13:08
Лишь те, кому давно за 50, вспомнят 8/8 блюд СССР по рецепту - ТЕСТ
21:57
Самые популярные новости ИА SakhalinMedia за 18 декабря
20:00
Авиаэксперт оценил полет на Дальний Восток в рамках программы "мокрого" лизинга
19:35
На ночь глядя: мазут от ЧП с танкерами и связь нецензурной брани с бесплодием
19:30
Берегитесь, если в поведении парня есть эти 4 признака: перед вами альфонс
18:00
Более трех тысяч сахалинцев прошли профобучение и переподготовку
17:56
Пятеро пожарных тушили груду мусора в Корсакове
17:45
На Сахалине начали готовить волонтеров IV Российско-Китайских зимних игр
17:35
Почему телеканал "КИНОТВ" изменил свой визуальный язык, объяснил генпродюсер Сергей Катышев
17:25
Почти 13 тысяч сахалинских детей получат новогодние подарки - Минсоцзащиты
17:25
Тренер сахалинской сборной по тхэквондо получил награду от губернатора
17:13
Сахалинец, ставший виновником ДТП с пострадавшим, предстанет перед судом
17:04
Метель на севере — прогноз погоды на Сахалине и Курилах на 19 декабря
17:00
Почти 10 млн рублей сахалинцы "подарили" мошенникам
16:49
Итоги деятельности серебряных волонтеров подвели в Южно-Сахалинске
16:35

Ненужная информация ведет к "информационному ожирению" — Всеволод Пуля

Эксперты "МедиаСаммита-2020" обсудили изменение стандартов медиапотребления
7 августа 2020, 14:15 Общество МедиаСаммит
Тематическое изображение unsplash.com
Тематическое изображение
Фото: unsplash.com
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

На площадке "Дальневосточного МедиаСаммита-2020" (12+) в прямом эфире состоялась дискуссия "Изменение стандартов медиапотребления: тенденции и перспективы" (12+). Эксперты в сфере медиа и маркетинга обсудили изменения в поведении потребителя, сообщает ИА PrimaMedia.

Модератором прямого эфира выступил Александр Савицкий, директор по развитию медиахолдинга PrimaMedia. Начать дискуссию Александр предложил с обсуждения недавней новости, как раз связанной с тематикой встречи. 

— Недавно я прочитал новость о том, что Роспечать предложила создать сервис для распознания фейковых новостей. Это уже пытается сделать Facebook. А мне хотелось бы услышать мнение наших экспертов о самой проблеме борьбы с фейками. Неужели у нас в стране эта проблема стоит настолько остро? Неужели нужно и менять законодательство, и обкладывать со всех сторон медиа искусственным интеллектом? — спросил у спикеров Александр Савицкий

Первым на вопрос решил ответить Илья Лочканов — медиаменеджер и специалист по соцмедиа для СМИ.

— Я думаю, что это все — проблема "возрастного кризиса" всех участников медиапроцесса. Одни странные люди еще со времен Роскомнадзора пытаются управлять интернетом, информационными потоками, другие странные люди это опровергают. При этом вся эта дискуссия идет мимо аудитории. 

Проблема у нас в стране даже не в фейковых новостях, а в том, что все классические медиа — к ним я уже отношу и сайты тоже — очень медленные и с шаблонным контентом. Разве можно таким образом заработать доверие аудитории? Сегодня любая обезличенная информация с точки зрения потребителя не вызывает никакого доверия, и совершенно неважно, где она расположена: на новостном сайте или в блоге. Если мы не знаем того, кто написал этот текст, то большая часть аудитории уже отнесется к нему с недоверием, ведь это может оказаться пропагандой любого рода — коммерческой, государственной. 

Когда Юрий Дудь, как журналист, вышел и стал лично отвечать за тот контент, который он дает, за те новости, которые распространяет, все увидели, что журналистика может быть другой. Что можно видеть журналиста, можно знать его. Безусловно, эта тенденция пришла из блогинга. Персонализированный рассказ от открытого журналиста — вот что выходит на борьбу с недостоверными новостями. Медийщикам надо выходить в YouTube, Instagram, и свои лицом отвечать за то, о чем они рассказывают. Всё остальное — алгоритмы и тому подобное — это какие-то байки, чтобы либо потратить деньги, либо кого-то напугать. Поэтому это не та тема, о которой нужно задумываться журналистам — отметил спикер Илья Лочканов

— Я думаю, что Роспечать все же иных идеологий будет придерживаться. Власти ведь борются с фейками не для того, чтобы у аудитории повысилось доверие к СМИ, — высказал мысль Александр Савицкий

Главный редактор Russia Beyond Всеволод Пуля поспешил напомнить зрителям о том, что слово "фейки" часто употребляется некорректно. Его не нужно его путать с "мистейками" — ненамеренными ошибками журналистов. 

— Фейки — модное слово со времен инаугурации Дональда Трампа. Вот только не нужно забывать, что "фейк" — это целенаправленно заложенная неправильная информация с целью манипулирования или еще чего-то. А есть еще "мистейки", которые совершают и люди, и нейронный интеллект. Самый крутой журналист-расследователь и блогер могут допускать в работе ошибки, застраховаться от них нельзя, — подчеркнул эксперт. 

Далее спикеры перешли к основной теме встречи — медиапотреблению. 

— Куда будет двигаться наша отрасль? Потому что, мне кажется, мы уже перекормили аудиторию всякой информацией. Я уже в "Яндекс.Дзен" с ужасом захожу, потому что долго там невозможно находиться, — рассказал модератор Александр Савицкий

— Я хотел бы провести аналогию. Долгие века человечество голодало. Главная цель войн и новых открытий была в том, чтобы победить голод. До конца XX века миллионы людей по всему миру погибали из-за нехватки еды. Но сейчас XXI век и эта проблема в большинстве стран мира преодолена. Зато теперь возникли совершенно иные трудности. Если раньше мясо ели богатые, а бобы бедные, то сейчас наоборот. Богатые выбирают бобы, булгур, кускус и в целом хотят здорово питаться. А бедные едят дешевое мясо в фастфудах, и у них начинается ожирение. Я буду сравнивать медиапотребление с потреблением еды. Раньше информации было мало, за ней охотились. Сейчас же данных — целое изобилие, они сами за тобой бегают. Информация сама за нами охотится, а мы не можем остановиться и поедаем ее. 

Люди же, которые немного разбираются в медиапотреблении и в том, на что они тратят свое время, наоборот, ставят большое количество фильтров, для того чтобы к ним не доходила мусорная, ненужная информация. Ведь она ведет к информационному "ожирению", к замыканию в информационных пузырях. Эта информация нас не развивает. Она просто давит на какой-то центр в мозгу, способствует выработке серотонина, кортизола и других химических веществ радости. 

Я думаю, что в будущем начнет расти количество людей, которые сознательно садят себя на "информационную диету". Появится новая профессия — "информационный диетолог". Человек, который будет собирать разные источники, которым можно и доверять, и которые будут бросать вызов убеждениям читателя. Для того чтобы он не замыкался в своем пузыре. И в то же время огромные массы продолжат жрать вы сами поняли что, — высказался Всеволод Пуля

А вот эксперт Алексей Дюков, ex-ведущий YouTube-маркетолог компании Divico, необходимости в информационной диете не видит. Считает, что люди могут смотреть и читать то, что хотят. 

— Вопрос, связанный с медиапотреблением, я очень люблю. Потому что хорошо, когда люди кушают, что хотят, и очень плохо, когда они себе врут и едят не то, что хотят. Меня радует, что во все странах понятие широкой целевой аудитории настолько низменно — люди не врут себе в том, какие они есть на самом деле. 

Меня не напрягают тренды YouTube. Я не думаю о них: "Ой, кто это смотрит". Наоборот, понимаю, что это всем нравится, просто многие в этом не признаются. Открывают главную страницу YouTube и такие: "Как мне это все не нравится, дай-ка я это посмотрю". Обожаю таких личностей. Алгоритмы стали настолько хорошо работать, что им стыдно себе признаться в том, какую информацию они потребляют. 

Я считаю, что потреблять любую информацию — это хорошо. Возможно, когда люди преисполнятся информации, то и скажут: "Все, мне кажется, "10 самых крупных рыб" — это предел. Я слишком много посмотрел такого контента, пора мне нанять информационного диетолога", — поделился Алексей Дюков

Другой эксперт дискуссии — Илья Лочканов — во время прямого эфира утверждал, что та стадия медиапотребления, которая в стране есть сейчас, не окончательная, и аудитория еще станет осознаннее. 

— Я вообще очень рад, что есть "Яндекс.Дзен", потому что у нас появился четкий портрет медийного зла: как бы выглядел мир, если бы в нем вообще не было профессиональной журналистики. 

Медиапотребление изменилось, но окончательно оно еще не сформировалось. Я думаю, что мы достигли дна, и сейчас есть шанс, что аудитория наконец начнет выбирать — настраивать показ ленты так, чтобы уже не жрать все, что валится, а попробовать подойти к этому осознанно, — предположил Илья Лочканов

Всеволод Пуля с коллегой не согласился. По его мнению, медиапотребление в лучшую сторону меняться не будет, поскольку "большим мира сего" не выгодна информационная диета жителей. 

— Нет такого шанса, Илья. Это все идет вразрез с желаниями платформ. Им не нужно, чтобы мы садились на информационную диету, им нужно, чтобы мы обжирались. Facebook хочет, чтобы ты обмазывался глупыми видео и мемами. ВКонтакте хочет, чтобы ты слушал у него музыку, залипал в тупых диалогах в комментариях. Им это нужно, потому что только так они могут показывать тебе больше рекламы. И все эти речи Марка Цукенберга о том, что они настроят fit так, чтобы пользователям показывали только их близких, а бренды пусть платят за рекламу — это разговоры в пользу бедных. Им нужны наши бабки и глазные яблоки, — высказал свое мнение Всеволод Пуля

Отдельным блоком для обсуждений во время прямого эфира стал Paywall — платный доступ к контенту. 

— Люди сейчас платят за фильмы, музыку и вполне неплохо на этом зарабатывают. Может, нашим региональным СМИ стоит посмотреть в эту сторону? В сторону Paywall? Всеволод, расскажите об опыте мировых медиа. Тем более, что ваш проект направлен на работу с иностранной аудиторией. Какие там есть тенденции, течения, которые с каким-то отставанием на год или два могут прийти к нам? К чему нам стоит быть готовыми? — задал вопросы модератор Александр Савицкий

— У медиа по всему миру все очень плохо. В плане денег и в плане новых идей. Ничего не спасло индустрию, все деньги ушли к поисковикам, социальным сетям и крупным агрегаторам развлекательного контента, вроде Netflix и "Кинопоиска". Медиа по-прежнему продолжают существовать в режиме "а что же нам делать?" 

Все последние стартапы представляют из себя связку: уникальный журналистский коллектив плюс Paywall. В каких-то странах за счет картельного сговора. Все медиа в Дании, допустим, объединились и сказали: "Теперь мы все будем с Paywall". И смысла нет не платить за новости. А где-то на Балканах предложили пакетную подписку — можно сразу на всех подписаться. Где-то, например, в Америке лояльное отношение Paywall выработали за счет планомерной разъяснительной работы — пояснили, что за информационную диету нужно платить. Так что профессиональные дискуссии у зарубежных журналистов в последнее время превратились в такой съезд владельцев интернет-магазинов. Работники СМИ на Западе стали жесткими коммерсантами, потому что рекламная модель уже не окупает себя, — ответил Всеволод Пуля

Отметим, что организаторами "Дальневосточного МедиаСаммита-2020" выступают Фонд информационной поддержки социально-экономического развития Дальнего Востока, правительство Приморского края, Союз журналистов России, Приморское региональное отделение Союза журналистов России и Дальневосточный федеральный университет. Генеральный партнер форума — РусГидро.

219410
64
43