18 февраля 2022. Последствия пандемии коронавируса в России коснулись и средства массовой информации. По мнению эксперта, бизнес стал меньше заказывать рекламы, как следствие — зависимость "новостников" от государственной поддержки только усилилась. В свою очередь, бюджеты многих регионов каждый год претерпевают сокращения, и власти на всех уровнях вынуждены внимательнее относиться к расходам, сообщает ИА SakhalinMedia.
Еще пять-шесть лет назад дальневосточные СМИ, так же как федеральные, не так сильно зависели от кошельков власти. — считает политический консультант, член РАПК Даниил Ермилов. — Но большинство заказчиков рекламы отказались продлевать партнерские договоры, так как и у них самих начались проблемы с достатком из-за коронавирусных ограничений, которые ударили по всем сферам экономики. Чтобы остаться на плаву, "новостники" были вынуждены смотреть в сторону местных властей и просить у них средства на существование, о процветании здесь говорить как-то уже и не приходится.
Еще в июне 2020 года в ходе обсуждения перспектив работы СМИ в условиях пандемии председатель Союза журналистов России, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Владимир Соловьев озвучил довольно грустный прогноз по заработкам на рекламе в условиях новой реальности. По данным профильного министерства, рекламные бюджеты даже основных телеканалов должны были сократиться на 30-50%. Эта же тенденция коснулась и других представителей отрасли, и, как показало время, прогноз оказался достаточно точным. Эта тенденция только усилила борьбу средств массовой информации за государственные средства.
Региональные и местные власти стали для многих представителей медиа едва ли не единоличными заказчиками новостной повестки и, как следствие, начался трезвый и взвешенный подход к затратам на СМИ. Кому-то поддержку урезали, кому-то, в отдельных субъектах ДФО, наоборот увеличили. Одним из таких примеров является Сахалинская область, где на поддержку местных СМИ ежегодно региональные и муниципальные органы власти выделяют средства.
При этом во многих районах Сахалинской области единственными СМИ являются муниципальные автономные учреждения, которые многие годы напрямую получали поддержку от муниципалитетов. Но, как показало время, даже к ним антимонопольная служба требует подходить на конкурентной основе. Так, администрация Углегорского района получила от сахалинского УФАС предупреждение, что в действиях администрации прослеживается нарушение антимонопольного законодательства, так как администрация через госзадание работала напрямую с муниципальным автономным учреждением в части размещения нормативно правовых актов (НПА), которые она обязана публиковать по действующему законодательству.
По словам вице-мэра Углегорского района Сергея Белецкого, администрация, проанализировав практику других муниципалитетов, приняла решение провести конкурс на определение поставщика для оказания услуг по размещению нормативно правовых актов и других социально-значимых материалов, которые могут интересовать жителей района.
— В феврале будет подготовлен аукцион, в марте с соблюдением всех сроков его проведем и предполагаем, что к 1 апреля уже будет известен определенный исполнитель. Не исключаем, что это и будут наши "Углегорские новости", — отметил Сергей Белецкий.
Интересен тот факт, что разные муниципалитеты в Сахалинской области готовы тратить на СМИ совершенно разные объемы средств. Если говорить про Углегорский район, то из бюджета на "Углегорские новости" только в 2021 году было направлено почти 19 млн рублей, при этом соседний район — Томаринский потратил всего 2 млн рублей. Вряд ли в Томаринском районе необходимо публиковать меньше НПА. Однако новости о том, что администрация района пересмотрит подход к выделению средств, вызвало волну негатива, и раздались информационные выкрики, что "Углегорским новостям" "перекрывают кислород", критике подверглись и мэр, и его подчиненные.
По словам эксперта, сокращение бюджетов регионов и муниципалов в пост-пандемийный период требует внимательного, сбалансированного подхода к выделению финансирования на средства массовой информации. Тем более, когда это становится предметом внимания федеральных надзорных органов. Изменение правил игры неизбежно порождает конфронтацию и попытки воинственными методами склонить органы власти к своим требованиям.
К примеру, в Хабаровском крае тоже находятся представители партии войны, но свою "зубастость" здесь демонстрируют не столько СМИ, которые давным-давно доказали свою состоятельность, сколько всевозможные Telegram-каналы (18+) и Instagram-паблики (16+), рассчитывающие урвать кусок пирога за счет разжигания информационных баталий на ровном месте. Представители этого "блока" зачастую и вовсе не затрудняют себя проверкой выкладываемых ими в сеть материалов равно, как и с достоверностью источников информации. Это, как ни странно, играет на руку смельчакам, вооруженным лишь клавиатурой или камерой смартфона, в то время, как строгие требования для аккредитованной журналистской работы в ряде моментов серьезно ограничивают представителей прессы официальной. Отсюда вытекают и снижение просмотров официальных новостных лент, вкупе с падением цитируемости "белых" материалов, которые тонут в море фейковых вбросов и провокационных постов.
— Информационные войны сейчас выигрывают не "белая" печать, а наиболее хитрые и оперативные ресурсы. Да, так было не всегда, но необходимо принимать реальность такой, какая она есть: честно работать, не выходя за рамки дозволенного или, сдавшись, уходить с медийного сегмента, — подытожил Даниил Ермилов.