30 марта. Одна из самых трудоемких, сложных и ответственных профессий в медицине — врач-хирург. Он оказывает многопрофильную помощь, следовательно, должен разбираться во всех разделах медицины. Тот, кто хоть раз проходил через хирургическое отделение, знает, что хирургия — искусство. Зачастую в обществе бытует стереотип, что женщина-хирург — как морская свинка: ни к свиньям, ни к морю отношения не имеет. Однако доктора женского пола, выбравшие хирургическую специализацию, обычно яростно оспаривают этот афоризм и на практике доказывают коллегам всю серьезность своего выбора. Корр. ИА SakhalinMedia пообщалась с Анастасией Томсинской, действующим врачом-нейрохирургом, неврологом, и выяснила, как складывалось обучение в медицинском вузе, и в чем залог здоровья.
Мама Анастасии Томсинской — лаборант, поэтому большую часть времени девушка провела в городских больницах. Несмотря на это, желание связать свою жизнь с медициной у нее появилось еще в раннем детстве. Пока большинство детей играли в "дочки-матери", разбивали коленки и рисовали на стенах, маленькая Настя грезила о профессии нейрохирурга, представляя, как она будет помогать людям становиться счастливее и здоровее. Примерно в 10 лет юный будущий врач посетила свою первую нейрохирургическую операцию. Казалось бы, такая процедура должна была напугать ребенка, но в случае с Анастасией все сработало наоборот — девушка только укрепилась в своей мечте.
— Несмотря на то, что мама была связана с медициной до моих 9-10 классов, она категорически настаивала, чтобы я не становилась врачом, — отмечает девушка.
Годы шли, разговор забывался, но желание Анастасии не угасало. После окончания школы и сдачи всех необходимых для поступления экзаменов девушка подала документы в медицинский вуз Хабаровска. В период обучения сахалинка металась между двумя привлекательным для нее направлениями: кардиохирургией и нейрохирургией:
"Как лучший студент я прошла на международную стажировку кардиохирургии в Японии, которая длилась всего две недели. Если не ошибаюсь, это был мой пятый курс обучения, и тогда было непонятно, то ли это направление. Но процесс взаимодействия с иностранными коллегами, новые методики работы — действительно стоящий опыт."
Вторая стажировка прошла уже в Хабаровске по направлению "сосудистая хирургия". Ранее пересечения с данным направлением у девушки не было, но, изучив все его аспекты, Анастасия решила, что свяжет свой профиль, который будет основой дальнейших четырех специальностей, именно с вопросами оперативного лечения заболеваний и травм нервной системы, включая головной, спинной мозг и периферическую нервную систему.
— Скажу сразу, что обучение в меде — испытание не из простых. Если вы не знаете, куда идти, не нужно подавать документы в медицинский вуз. Медицина — это для тех, кто "горит", кто действительно нашел свое призвание в помощи людям. В остальном, перед тем как задуматься, правда ли вы хотите в медицинский, нужно взвесить все "за" и "против", — отмечает Анастасия.
Первые три курса в медицинском университете — это база, на которой все строится. Дисциплины там, конечно, основные и не менее важные:
По словам Анастасии, первые три года в медицинском вузе учить материал стоит от корки до корки, ведь далее все обучение будет основываться на полученных ранее знаниях. Стоит отметить и то, что, поступив в медицинский университет, студент становится машиной с огромным запасом гигабайт памяти. Первое время при подготовке к занятиям студенту-медику нужно учить от 60 до 70 страниц материала. К сожалению, поверхностное чтение не поможет вниканию в материал.
— С каждым курсом становится легче, если, конечно, ты был вовлечен в учебу в течение первых трех лет. К примеру, зная латинский, анатомию и физиологию, ты с легкостью можешь рассказать тему, которую даже не готовил. По наращиванию курса добавлялись заболевания и методы их профилактики, физиотерапии и так далее, — рассказала сахалинка.
Анастасия Томсинская. из личного архива Анастасии Томсинской
Однажды девушка вместе с одногруппниками ради интереса решила попробовать посчитать слова в учебнике, которые можно убрать из текста без потери смысла. На удивление, набор слов был невелик. В основном убрать можно было только предлоги. Как оказалось, все важно — каждая буква и каждая запятая пригодятся уже в последующем, когда студент выйдет за пределы университета и станет врачом.
— Если подытожить 8 лет обучения, то можно сказать, что медицина — это невероятная школа жизни. Ты становишься взрослее, умнее, и если ты этим не горишь, то за положительными качествами будут стоять негативные: выгорание, разочарование и нежелание идти по профессии. Поэтому важно быть готовым к тому, что обучение в меде — проверка на прочность и выносливость, — подытожила Анастасия.
На первые операции будущие врачи попадают еще в первые шесть лет обучения на практикических занятиях. Как правило, это неотъемлемая часть образовательного процесса, которая позволяет студентам применить полученные в университете теоретические знания и приобрести практический опыт работы в своей области. Поэтому в течение всего обучения будущие медики бывают на операциях по абсолютно разным профилям.
Примерно с 4-5 курса начинается практика по хирургии. Самым активным студентам позволяют участвовать в операциях в качестве помощника. В ординатуре студент может проводить подготовительные процедуры к операциям: вскрывать череп, убирать кожу, мышцы и многое другое. Врачи-наставники всегда за то, чтобы практиканты получили как можно больше навыков.
Анастасия Томсинская. из личного архива Анастасии Томсинской
В момент, когда девушка оказалась в операционной не в качестве студента-практиканта, а настоящего хирурга, ее одолевали сомнения и страхи. Анастасии не хватало одобрения или простого присутствия наставника.
— Конечно, это была не первая моя операция, я делала уже подобное в присутствии преподавателя, но когда ты один на один с пациентом, уровень ответственности в разы растет, и ты начинаешь по-настоящему теряться. Здесь главное выдохнуть, собраться с мыслями и начать, — отмечает Анастасия. — С каждой операцией будущий хирург набивает руку, взрослеет и улучшает свои навыки. Со временем вход в операционную становится легче, а мандраж не такой сильный.
Есть истории, которые тянутся через всю жизнь, оставляя след. Эта история, которая оставила в памяти Анастасии добрый и теплый отпечаток. Однажды в одно из очередных дежурств в отделение нейрохирургии поступил ребенок. Судя по всем показаниям, он нуждался в немедленной операции. По словам девушки, это была одной из сложных операций:
"Знаете, это тот случай, когда ты говоришь абсолютно уверенным тоном родителям, что ты знаешь, какие манипуляции будут проводиться с ребенком, и что все будет хорошо. А сам идешь в коморку и просто начинаешь реветь от уровня ответственности и волнения. Да, это такой же человек, и ничего не меняется, механизмы работы абсолютно те же, однако это все равно тяжело. Здесь начинают пролетать мысли о том, что на столе мог оказаться твой ребенок. Главное — сохранять самообладание и спокойствие. Лучше всего перед тем, как взять скальпель, отогнать мысли куда подальше, иначе операция может пройти неудачно."