"Русалка. Озеро мёртвых": российский хоррор с традиционными мотивами

Рецензия на новинку кинопроката от ИА SakhalinMedia
"Русалка. Озеро мёртвых"
Фото: thr.ru

13 июля 2018. Владислав БЕЛЯЦКИЙ. Российский хоррор – самое необъяснимое и странное явление в нашем кинематографе. За последние годы жанр, над которым всегда потешались, начал набирать небывалые обороты. "Владение 18", "Фото на память", "Пиковая дама: Чёрный обряд", "Невеста", линейка сериала "Гоголь" — и это лишь самые яркие представители новой волны отечественных ужастиков. Режиссёр Святослав Подгаевский уже не первый год пытается доказать зрителю, что русские умеют снимать хорошие "ужасы". К сожалению, пока его фильмы можно назвать лишь "попыткой" и никак иначе. Слишком предсказуемый и непроработанный сценарий, посредственная игра актёров и ужасное, в плохом смысле слова, визуальное исполнение — все эти моменты присущи каждому фильму режиссёра. Однако, возможно, его новая картина "Русалка. Озеро мёртвых" сможет переубедить даже самых придирчивых скептиков и придётся по душе аудитории? Корр. ИА SakhalinMedia посетил попытается ответить на этот вопрос.

Дата выхода: 12 июля
Страна: Россия
Продолжительность: 87 мин
Возраст: 16+

Синопсис

Встреча со странной девушкой на затерянном лесном озере и её поцелуй резко меняют жизнь Ромы. Об этой встрече он очень скоро пожалеет: неизвестный недуг высасывает из него все жизненные силы. Марина готова на всё, чтобы освободить жениха от мистического морока. Что окажется сильнее: проклятье прошлого или настоящая любовь?


Кадр из фильма "Русалка. Озеро мёртвых". Фото: imdb.com

Святослав Подгаевский, безусловно, очень инициативный и творческий автор. Но как режиссёр он слишком часто оглядывается на "западные" тренды и пытается почти дословно их воспроизводить, даже если это не уместно. Все это, конечно, не так страшно. Подобными вещами грешат многие современные кинодеятели.

Что по-настоящему непростительно, так это полное отсутствие понимания того, как должны работать скримеры [один из самых примитивных вариантов шок-контента] в фильмах-ужасов. Предположим, режиссёр берёт за основу своего фильма американскую систему хорроров. В этом случае он должен уделить время и научиться правильно и технично использовать данный приём. Несмотря на то, что скримеры — это самый простой и банальный способ напугать зрителя, их тоже нужно уметь использовать правильно. Любая ошибка в построении сцены может легко разрушить саспенс [состояние тревожного ожидания, беспокойства] и по итогу не принести нужного результата.

В "Русалке" Подгаевского, по мнению корр. ИА SakhalinMedia, нет ни одного действительно хорошего скримера. Учитывая то, что вся картина построена на этом приеме — это провал.

Существуют две основные системы "запугивания" в хоррорах: американская и европейская.
Американская система — фильм построен на скримерах.
Европейская система — фильм построен на атмосфере.
Как можно догадаться, первый тип используется в 80% всех выходящих фильмов-ужасов (так как он более прост в создании и привычен для зрителя), тогда как второго днём с огнём не сыщешь.

С визуальным оформлением у картины также большие проблемы. Если цветокоррекция ещё терпима и не вызывает какого-то раздражения у зрителя, то художники по свету явно не прикладывали особых усилий при создании фильма. Из-за неправильно выстроенных расположений и яркости света теряется огромное количество деталей в кадре — отсюда и все остальные вытекающие последствия. Иногда лиц героев почти не видно из-за огромных теней. Рассмотреть внутреннее убранство дома (в котором проходят события трети фильма) просто невозможно.

Прибавив к перечисленному слабую операторскую работу, можно сделать еще один неутешительный вывод о качестве "Русалки". К слову, половина сцен снята трясущейся камерой (а ведь это даже не мокюментари).

Отдельно можно выделить местные спецэффекты, сделанные "на коленке". Казалось бы, на дворе 2018 год, компьютерная графика сильно скакнула вперёд, существует уйма разнообразных гайдов и самоучителей по этой теме, а значит можно научиться делать как минимум неплохие эффекты. Но, видимо, для русских техников это непосильная задача.


Кадр из фильма "Русалка. Озеро мёртвых". Фото: sxodim.com

Сценарная составляющая очень хромает. Слабенький и неказистый сюжет, глупые персонажи, совершающие нелогичные поступки (классика для этого жанра) и сюжетные нестыковки — всё это есть в "Русалке". Однако хочется отметить, что ее сценарий заметно лучше, чем в предыдущих работах Святослава. Это не может не радовать и даёт надежду на то, что в последующих фильмах с этим аспектом всё будет ещё лучше.

Кадр из фильма "Русалка. Озеро мёртвых". Фото: kinopoisk.ru

Актёрский состав пестрит именами молодых российских артистов. Некоторые из них не в первый раз работают с режиссёром Подгаевским: Виктория Агалкова, Ефим Петрунин, Софья Шидловская, Никита Еленев. Трудно говорить об их актёрской игре в "Русалке", ведь по большому счёту её там просто нет. Как таковых персонажей на экране зритель не наблюдает. Есть лишь "болванчики" со скудным набором характеристик. Ни глубины характеров, ни интересных предысторий, а значит и наблюдать за ними крайне тоскливо. В жанре, где зритель должен сопереживать и беспокоиться о безопасности героев, нужно хоть немного попытаться очеловечивать персонажей, считает корр. ИА SakhalinMedia. В противном случае зритель испытывает полное равнодушие к персонажам.