Целями экспедиции, кроме инвентаризации видового состава, было проведение фитогеографических исследований бриофлоры южных Курильских остров и изучение видов-двойников. Виды-двойники — это близкие виды, неразличимые по внешним (морфологическим) признакам, но обладающие признаками хороших биологических видов (различия в геноме, вероятной неспособностью к скрещиванию вследствие различий коммуникативных систем, несовместимости гамет, стерильности гибридов и т.д.). Чаще виды-двойники встречаются среди животных, но, тем не менее, такие виды есть и у растений, особенно у тех, которые произрастают в изолированных популяциях, но в сходных условиях.
Экспедиция ученых на Кунашире. Фото: Предоставила пресс-служба природного заповедника "Курильский"
При изучении видов-двойников используются методы молекулярно-генетических анализов, которые активно применяются в России с 2005 года. Небольшие, но стойкие различия между видами могут быть заключены во внутриклеточных образованиях, изучение которых позволит понять, действительно ли генетически различные популяции являются видами-двойниками или это все-таки виды, обособленные морфологически, пусть и слабо. Для таких исследований необходимы живые растения.
Все мохообразные – маленькие растения, способные отыскивать и заселять микрониши, т.е. использовать нанорельеф местности. Климатические условия в этих крошечных участках могут значительно отличаются от окружающего мира. Мхи и печёночники могут жить в микронишах десятки, сотни тысяч лет, поэтому среди этих растений выше доля реликтов, которые являются основой флор прошлых эпох. Примечателен следующий пример: среди высших сосудистых растений примерно 1 % видов во флоре российского Дальнего Востока имеют преимущественно субтропический ареал, в то время как среди мохообразных их около 9 %. Таким образом, мохообразные потенциально представляют собой лучший ключ к познанию биоты прежних эпох, чем сосудистые растения.
Кроме того, мохообразные необходимо изучать в связи с парниковым эффектом атмосферы нашей планеты. Кладезь связанного углерода – залежи торфа. Мхи аккумулируют углекислоту в этих отложениях. Если торфяные залежи будут деградировать, то будет происходить огромный выброс CO2. Этого допустить нельзя, нужно знать и соблюдать условия, при которых торфяники будут нормально функционировать.
— В природе есть некие центры биологического разнообразия. В своих работах совместно с Ольгой Писаренко мы определили, что на Дальнем Востоке имеются четыре центра биоразнообразия печёночников, где встречается 70% их видового состава, и пять центров биоразнообразия для мхов. С охраняемыми природными территориями совпадает лишь один их этих центров – это заповедник "Курильский", и поэтому он, с точки зрения сохранения таксономического разнообразия мохообразных, играет совершенно особую, чрезвычайно важную роль! — рассказал Вадим Бакалин.
Во время экспедиции найдено несколько видов мохообразных, не указывавшихся ранее для России. Один из них — Hookeria acutifolia. Его местонахождение на реке Птичья является самым северным в восточном полушарии. В целом, для достоверного и подробного рассказа об обнаруженных видах требуется определение собранных коллекций в лабораториях под бинокуляром и микроскопом.
Справка:
Лаборатория криптогамной биоты – специализированное научное подразделение в структуре Ботанического сада-института ДВО РАН (город Владивосток), центр по исследованию мохообразных и лишайников на Дальнем Востоке России. Гербарий БСИ ДВО РАН (VBGI) содержит самую крупную коллекцию мохообразных и лишайников (15 000 образцов) на российском Дальнем Востоке и самую крупную коллекцию мохообразных (35.000 образцов) с Дальнего Востока.
Смотрите полную версию на сайте >>>
Следующая новость