Лососевая путина на Сахалине оказалась под ударом

Островные рыбаки по решению суда попали в юридическую петлю
Сети
Фото: Денис Таушканов, ИА SakhalinMedia

5 июля 2019. Недавнее судебное разбирательство, инициированное Сахалинским пограничным управлением ФСБ, и последовавшее решение о приравнивании бригадира прибрежного лова к капитану рыбопромыслового судна, может парализовать работу сахалинских рыбаков. Об этом стало известно в ходе пресс-конференции представителей Ассоциации рыбопромышленников Сахалинской области Максима Козлова и Дмитрия Пашова в Южно-Сахалинске в среду, 3 июля, сообщает ИА SakhalinMedia.

Несмотря на ожидаемые крупные подходы лососевых рыб к берегам Сахалина, путина может не состояться. Местные рыболовные предприятия и тысячи работников отрасли стали заложниками новых требований, предъявляемых пограничным управлением. По решению мирового суда, командир рыболовной бригады приравнен к капитану рыболовного судна.

Новый прогноз подхода лососевых к берегам Сахалина вселяет надежду на хорошую путину

Промысел горбуши будет открыт во всех районах, кроме Анивского залива

Стоить отметить, что обслуживающие рыболовные бригады беспалубные "щелевики", "прорези", "кунгасы" — это совсем маленькие суда, на которых даже нет экипажа.

По данным издания Fishnews, полученным от заместителя начальника учреждения по освидетельствованию систем управления безопасностью рыбопромыслового флота Федора Лабюка, щелевик, прорезь — "беспалубное несамоходное судно, предназначенное для транспортировки живой рыбы". А рыболовное судно — судно, используемое для промысла рыбы, китов, тюленей, моржей или иных живых ресурсов моря (СОЛАС-74, п. i, Правило 2).

— Суд постановил, что все эти суда [кунгасы, щелевики, прорези — прим. редакции] и компании должны иметь свидетельства об управлении безопасностью рыболовного судна. Мы оказались просто не готовы в преддверии путины к этому мероприятию. Мало того, что на маломерные суда такого рода свидетельств нет, и процедура их предоставления уполномоченным спасательным отрядом не предусмотрена, это еще и значительные затраты. Так, чтобы освидетельствовать одно маломерное судно надо будет заплатить более 200 тысяч рублей, а их на одном предприятии могут быть десятки. При этом для получения нужных документов непосредственно бригадиру придется потратить около 5 тысяч рублей. Так как путина почти началась, рыболовные компании станут потенциальными нарушителями, потому что они не готовы к выполнению этих требований, — рассказал председатель Ассоциации рыбопромышленников Сахалинской области Максим Козлов.

Парадокс ситуации заключается даже не в неготовности рыбопромысловых компаний пройти освидетельствование, сколько в юридической петле, в которую они попадают.

Как рассказали Fishnews в Дальневосточном экспедиционном отряде аварийно-спасательных работ, согласно порядку, утвержденному приказом Минсельхоза от 28 апреля 2015 г. № 166, свидетельство об управлении безопасностью (СвУБ) выдается рыболовному судну. А кунгас, щелевик или прорезь предназначены для транспортировки живой рыбы и, как и транспортный рефрижератор (для перевозки мороженой рыбы), рыболовными судами не являются. При этом пункт 1.1 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания РФ, гласит, что государственной регистрации не подлежат "беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров". А если кунгас не подлежит госрегистрации, то и свидетельство о безопасности управления рыболовным судном не выдается.

То есть при всем желании рыбаков "играть по правилам" и получить нужные документы в соответствии с решением суда, при обращении в уполномоченный спасательный отряд они получат отказ.

Промысел останавливать мы не можем, идти на нарушение тоже не можем, но и соблюдать установленные правила игры тоже не получится — выходит какой-то юридический коллапс!

— Такая ситуация требует обсуждения. Я уже обратился к руководителю Федерального агентства по Рыболовству на заседании Штаба путины тихоокеанских лососей. Не совсем ведомство поняло, почему бригадир был приравнен к капитану и несет те же обязанности, и почему компания должна иметь эти документы. Я попросил дать нам разъяснения в этой части. Также надеюсь, что на III Международном рыбопромышленном форуме, который будет проходить в Санкт-Петербурге, мы сможем донести этот вопрос до руководства пограничной службы, министерства сельского хозяйства, которое создает нормативно-правовые документы, федерального агентства по рыболовству. Ситуация должна быть разрешена. Промысел останавливать мы не можем, идти на нарушение тоже не можем, но и соблюдать установленные правила игры тоже не получится — выходит какой-то юридический коллапс, — отметил Максим Козлов.

На сегодняшний день рыбодобывающие предприятия дальневосточных регионов насчитывают сотни кунгасов, щелевиков, прорезей, и ни у кого нет необходимых документов. Выходит, что в предстоящую путину каждый бригадир, выходящий в море на таких судах, де-юре будет нарушителем.

Напомним, Сахалинская область находится в тройке лидеров в общем объеме вылова, ежегодно добывая около 700 тысяч тонн водных биологических ресурсов. В отрасли официально трудится около 12 тысяч человек.

Справка: Некоммерческая организация Ассоциация рыбопромышленных предприятий Сахалинской области основана в ноябре 2017 года на базе двух старейших и крупнейших ассоциаций Сахалина: ассоциации "Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области" (АСРКС) и ассоциации рыбопромышленников Сахалина (АРС).Менее чем за два года организация объединила все крупные предприятия региона и насчитывает на 1 июля 2019 года 66 компаний – около 7 тысяч человек.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость