Если научно-исследовательские институты будут приватизированы, частные организации не смогут двигать науку и проводить серьезные исследования, поскольку не хватит ресурсной базы. В результате наши ресурсы начнут изучать, а потом и осваивать иностранцы, сообщил ИА SakhalinMedia директор СахНИРО Александр Буслов.
Напомним, что до 2016 года правительство РФ предполагает передать в частную собственность научно-исследовательские институты. В перечень государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации, попал и СахНИРО. По этому поводу в правительство уже направляются многочисленные обращения всех связанных с рыбохозяйственным комплексом предприятий и профсоюзов.
Директор СахНИРО Александр Буслов считает, что частные организации не смогут двигать науку и проводить серьезные исследования, поскольку не хватит ресурсной базы.
- Можно будет какое-то время делать прогнозы на тех данных, которые уже имеются, но создать что-то новое уже не получится, а между тем, научно-исследовательская мысль должна развиваться. Постоянно меняются методики и вообще условия существования гидробионтов. За этим надо следить и изучать. Когда мы станем частным предприятием, всех будет волновать только бизнес – как заработать деньги. Трата средств на исследования – это уже приоритет не частного бизнеса. Собственно говоря, научно-исследовательская организация исчезнет. Не будет ставиться задача исследований, лишь задача подготовки прогнозов. Я даже допускаю, что можно проводить какие-то небольшие выходы и исследования в море, но это очень затратно. Работа судна в сутки стоит порядка 500 тысяч рублей. А нам нужно закрывать огромные акватории – научно-исследовательские судна ходят месяцы. Финансирование в таком объеме не под силу мелкому или среднему бизнесу. Наверняка можно будет какое-то время выполнять задачу локально. Специалисты есть, они сделают прогнозы, но с каждым годом прогнозы будут хуже и хуже, потому что они не будут пополняться тем объемом материалов, который должен быть, - говорит Александр Буслов.
Кроме этого существует и политический вопрос. Непонятно, как Россия будет выглядеть на политической арене.
- У России большое количество двусторонних соглашений. Наша страна – участница международных конвенций, которые гласят, что в водах страны должны проводиться исследования. В противном случае, если страна их не проводит, исследования проведет соседнее государство. И тогда она будет претендовать на тот ресурс, который они оценили. С нами никто не будет разговаривать на равных, поскольку у всех наука государственная, - поделился опасениями ученый.
По словам Александра Буслова, обычно государство выделяет деньги, наука проводит исследования, представители страны на переговорах оперируют этими данными и приводят их в качестве аргумента и козыря.
- Что будет делать на переговорах наше правительство или представители России, которые будут защищать и отстаивать интересы страны по рыболовству или еще по каким-то вопросам, мне пока непонятно, - отметил собеседник агентства.
По его мнению, частный бизнес будет заинтересован только в тех исследованиях, которые позволят ему нарастить ресурсную базу и заработать как можно больше денег. А ведь результат исследований может быть неблагоприятным для рыбопромышленника.
- К примеру, будет сделан вывод, что рыбы и крабов здесь нет в достаточном количестве, а значит, вылов не рекомендован. Никто не даст деньги на проведение таких исследований, потому что здесь заканчивается бизнес, – подчеркнул Буслов.
Еще возможен вариант, когда государство будет выставлять на конкурс какой-то объем работ и делать заказ на прогнозы. Тендер выигрывает та фирма, которая смогла предложить выполнение работ за наименьшую цену. Как сообщил директор СахНИРО, Институт со своими накладными расходами – это содержание флота, здания, большой штат специалистов, научных сотрудников, и все отсюда вытекающее – никогда не сможет предложить более выгодные условия. Зато небольшая частная фирма, где работает три человека, и у которой нет таких расходов, сможет за меньшую цену выполнить работы, но качество такого прогноза будет совершенно неприемлемым.
- Я думаю, что через три года мы совершенно четко убедимся в ошибочности такого мероприятия, – подытожил ученый.