Попасть в кресло сахалинского губернатора в этом году планировали сразу девять кандидатов. По количеству желающих возглавить регион островная область уступает только Чувашии с ее 12-ю претендентами. В бывшей вотчине нынешнего сахалинского врио Амурской области на выборы идут, например, только три кандидата. А на Сахалине уже понятно, что из девяти претендентов муниципальный фильтр пройдут чуть больше половины. Трудности возникли только у непарламентских партий, и то не у всех. При этом, как считают эксперты, некоторым кандидатам создавались "тепличные" условия, чтобы выборы выглядели максимально легитимно, сообщат ИА SakhalinMedia.
Срок подачи документов в избирательную комиссию области истек сегодня, 29 июля, в 18.00. После этого решение о допуске к выборам по каждому кандидату будет приниматься в течение 10 дней, после проверки подписных листов. Но уже сейчас есть досрочно выбывшие из высшей лиги. Ими точно стали представитель "Трудовой партии" Виктор Довгенко и представитель партии "Родина" Владимир Кайдаш. Они оба не сумели вовремя собрать достаточного количества подписей глав и депутатов муниципальных образований.
– В сборе подписей представителей муниципальных образований нет ничего сложного. Я, например, сразу же поднял на ноги всех своих товарищей по партии в районах, начал обзванивать депутатов, встречаться с ними, убеждать, чтобы поддержали меня, – говорит Кайдаш. – В политике, как в жизни: нельзя надеяться, что кто-то поднесет победу на блюдечке с голубой каемочкой. Работай с избирателями, встречайся с людьми. И результат будет. Правда, я успел собрать только несколько подписей, но все потому, что слишком поздно принял решение идти на выборы. Потерял драгоценное время.
Виктор Довгенко относится к своему поражению не так спокойно: "Обстоятельства были сложены так изначально. Непарламентские партии не пройдут муниципальный фильтр. Это связано с тем, что непарламентские партии не имеют достаточного количества своих людей в муниципалитетах. Другая причина - сейчас на местах отсутствуют многие депутаты и мэры, которые могли бы оказать доверие кандидату в губернаторы. В данный момент они в большинстве своем находятся в отпусках, так как депутатские сессии состоятся уже после прохождения муниципального фильтра.
Я хочу отметить один очень важный вопрос, который касается принципов избирательного права. Это статья шестая, пункт второй. Там указывается на прямой способ голосования. Что мешает допустить всех девятерых? Мы не набрали 36 положенных подписей. Нас встречали на местах и давали один ответ: "Подписей нет". Нам не хватило немного. Но сейчас уже нет смысла говорить, сколько именно".
По мнению руководителя "Политической экспертной группы", политолога Константина Калачева в той же Амурской области ситуация с кандидатами создана искусственно с целью недопущения альтернативы слабому в своих позициях исполняющему обязанности губернатора Александру Козлову. В этом смысле сильному Олегу Кожемяко, напротив, выгодно иметь большое количество конкурентов, чтобы продемонстрировать народу легитимность выборов.
Более жесткое мнение по этому поводу высказал руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики, политолог Александр Кынев. По его словам, сейчас кандидаты – это всего лишь имеющиеся заявки. Совсем другое дело – сколько человек останется. Помимо Олега Кожемяко, неплохой относительно других кандидатов результат на выборах Кынев пророчит Ивановой.
руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики, политолог
Автор фото: Из личного аккаунта twitter Александра Кынева
Думаю, что из тех, кто заявлен, самой популярной и известной фигурой является Светлана Иванова. Это всем понятно. Следующим идет Эдуард Таран. Сложно сказать насчет Сергея Нечунаева. С одной стороны, в вашей области и на всем Дальнем Востоке всегда было повышенное голосование за ЛДПР. Однако сам по себе Нечунаев, во-первых, очень возрастной человек, а во-вторых, депутат из Долинска. Не думаю, что это какая-то статусная фигура. Люди примерно понимают это.
Хотя, если говорить честно, то конкуренции нигде нет. Власть все равно зарегистрирует претендентов так, как удобно. Что касается именно Сахалина, то он по сравнению с другими регионами довольно конкурентен. Если мы посмотрим, скажем, на выборы в Сахалинскую областную думу 2004 года, то сможем сказать, что они были одними из самых конкурентных. Дело даже не в фактах, а в самостоятельности людей. Не сказал бы, что партии сильно развиты, но люди сильные есть. Например, Светлана Иванова.
Очень оптимистичным мнением поделился руководитель Дальневосточного филиала Фонда развития гражданского общества Александр Шемелев. Он считает, что в сложившейся ситуации нет ни отрицательных, ни положительных моментов. Все идет своим чередом. Александр Шемелев, как и другие эксперты, считает, что большое количество конкурентов для Олега Кожемяко – это только большой "плюс", но никак не "минус" в выборных процессах.
политконсультант, бывший вице-губернатор Приморья
Кто-то выдвигается с серьезными намерениями, кто-то – для реализации политических амбиций, кто-то – чтобы засветиться и так далее. Выдвинуться могут хоть 100 человек, а вот пройти сумеет не каждый. Девять человек – это не хорошо и не плохо.
Сказать, сколько человек пройдет к выборам, нельзя. Это не прогнозируется. Это работа избирательной комиссии. Оценить общим взглядом не получится. Ведь зависит исход не от политической ситуации, а от качества проведенной организационной работы при сборе подписей. Парламентские партии имеют больше ресурсов: человеческих в виду депутатов на местах, организационных, политических. У них больше опыта и возможностей в выстраивании диалога, если, к примеру, подписей не хватает и надо их, условно говоря, перехватить. Непарламентские партии чаще этого всего не имеют. Иногда некоторые из них просто сидят, сложа руки, и ждут, что им кто-то что-то на блюдечке принесет. Однако это вовсе не означает, что непарламентские партии лишены всех возможностей. К примеру, "Яблоко" самостоятельно активно работает сейчас перед выборами.
Что касается Олега Кожемяко, будет 20 конкурентов – ему не страшно, будет 10 – ему не страшно, будет три – то же самое. Он врио губернатора, действующий руководитель региона. Наверное, Кожемяко уверен в себе, независимо от количества кандидатов. Если выдвинулось большое количество конкурентов, то ему даже интереснее. Партия, выдвинувшая его, тоже уверена в своем претенденте, так как подкидывала подписи другим участникам.
В подтверждение слов эксперта напомним, в первые дни сбора подписей кандидат от "Яблока" Владимир Гоппе признавался: "Не секрет, что для других партий пройти муниципальный фильтр намного сложнее, чем для партии власти. Однако хочу отметить, что "Яблоко" – это уже состоявшаяся партия. Она имеет свои проекты и инициативы. Сейчас мы находимся в постоянных разъездах по районам, встречаемся со своими сторонниками. Очень важно, что для достижения хороших результатов в пользу жителей, объединяются все люди, независимо от политических убеждений и партийных принадлежностей".
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
"Один за всех" - Единороссы помогают кандидатам на пост главы Сахалина собрать подписи
руководитель "Политической экспертной группы"
Автор фото: Фото со страницы Константина Калачева в соцсетях
Что касается Олега Кожемяко, еще сохранились остатки "хорошавинской элиты", но, несмотря на это, никто действующему главе области вызова не бросит. Чем больше будет конкурентов, тем лучше. Это поможет способствовать легитимности выборного процесса.
Если Александру Козлову в Амурской области нужно хоть как-то "переползти" на выборах, то Олегу Кожемяко важно, чтобы все прошло именно в условиях конкуренции. Его недоброжелатели могут быть частью элиты, но не населения. Думаю, что около 80% людей, которые будут участвовать в выборах, отдадут свои голоса за действующего врио губернатора. Мы судим по тому мониторингу, который ведем. Сейчас Олег Кожемяко вызывает у сахалинцев самую теплую реакцию, ведь люди так хотели обновления и перемен.
Получается, что Олег Кожемяко вне конкуренции. Ему выгоднее способствовать расширению круга кандидатов.
Конечно, количество подписей ограничено. Я знаю, что не все пройдут. Но хочу еще раз заметить, что было бы неплохо, если бы к выборам были допущены все участники. Вероятно, в итоге останется пять или шесть претендентов: четыре парламентские партии, включая "Единую Россию" и плюс "Яблоко". Это будет тоже неплохо.