Юрий Гуршал. Рыбацкая и охотничья удача капризна и непостоянна, но тот, кто побывал на озере Птичьем, независимо от конечного результата, остаются довольны. Этот уникальный уголок природы с изобилием птицы и рыбы считают раем. А само озеро в народе называют ласково "Птичкой". Оно находится относительно недалеко от Южно-Сахалинска на юго-восточном побережье острова. Дорога длинною в 146 км от областного центра займет 3-3,5 часа, сообщает своим читателям ИА SakhalinMedia.
Птичье озеро на карте. Фото: фото с сайта
До Корсакова из областного центра ведет хорошая трасса федерального значения. Асфальт проложен и до Пригородного, где расположен единственный в России завод по производству сжиженного природного газа (СПГ). Его футуристические конструкции давно уже стали достопримечательностью Сахалина. Особенно поражает процесс отгрузки СПГ в большие емкости-шары огромных танкеров-газовозов, швартующихся недалеко от берега. Несмотря на столь сложное производство, рядом в устье реки Мерея всегда много рыбаков, а в теплое время на чистом песчаном пляже – отдыхающих.
К сожалению, после завода асфальтовое покрытие заканчивается и начинается суровый проселок с камнями, пылью и ухабами. Час пути — и виден некогда процветающий рыбацкий поселок Озерское. Пыльная дорога идет через него, далее вдоль берега лагуны Буссе.
Морская лагуна площадью около 40 кв км названа в честь первого начальника Сахалина Николая Буссе. В водоеме много рыбы, креветок, мидий и гребешка, также растет водоросль — анфельция, из которой добывают агар-агар. Благодаря последнему до сих пор самые вкусные конфеты "птичье молоко" производят на Сахалине. Но наша цель — другая "птичка", поэтому сворачиваем на Новиково. Бывшее японское поселение шахтеров называлось Оямамбэцу. В 1945 году его переименовали в честь российского крейсера "Новик", который в 1904 году героически защищал Корсаков от японских кораблей.
Запустение затронуло и этот некогда процветающий поселок. Проезжаем его, и дорога ведет мимо знаменитого Новиковского угольного карьера. В угле обнаружили редкий металл германий и его добыча велась до начала этого столетия, сейчас разрез заброшен и постепенно заполняется водой. Пейзажи разработок фантастические, и, кажется, что порою находишься на другой планете. Дорога, укатанная большегрузами, до сих пор хорошая. К сожалению, она заканчивается сразу же за территорией карьера. Символично и одиноко на обочине лежал почти новый резиновый сапог, и, судя по предстоящему впереди полному бездорожью с глубокими лужами, можно лишь догадываться, где остался второй.
Символичный сапог перед трудным участком дороги. Фото: Юрий Гуршал
Потихоньку трогаемся, с каждой сотней метров, глубина и длина луж все возрастает и кажется, что уже не едешь, а плывешь. Порою поднятая волна перехлестывает даже через капот джипа и попадает внутрь через неплотно закрытые окна. Спасает терпение и мастерство водителя, выбравшего нужный темп. В начале пути все это вызывает детский восторг, который со временем сменяется страхом застрять посреди очередной лужи. В этом случае помощи ждать придется долго, движение здесь очень слабое.
Через полчаса экстрим заканчивается, выбираемся на сухую полянку. Знакомый открывает капот, чтоб хоть немного просушить дочиста вымытый в лужах двигатель. Хорошо, что дизель. Другой бы давно заглох.
Далее разбитая за десятилетия дорога петляет между небольшими сопками и приводит на восточное побережье острова. На перевале останавливаемся, любуясь открывшимися видами на озеро Птичье, Охотское море, справа мыс Менапуцы, а слева Птичий Нос. Также видны синие поверхности озер Лебяжьего и Баргузинского. Про мыс ходит легенда, что японцы на этом месте снесли сопку и построили взлетную полосу аэродрома. Издали видно, что мыс Менапуцы ровный как стол.
Спускаемся вниз к протоке Птичьего озера. На песчаной косе виднеются несколько авто. С моря дует сильный холодный ветер, подымающий волны в озере и треплющий одежду одиноких рыбаков. Достаем и забрасываем снасти. Проходит время, а поклевок нет. Переходим на другое место – результат тот же. Возвращаемся обратно и бросаем поближе. Клюет сразу у двоих. Спустя минуту большие красноперки, именуемые жерехом, уже плавают в сетке. Попадаются большие темные камбалы. И пошло, поехало. Одна за одной, каждая третья рыба – камбала. Полчаса удовольствия и садок на треть наполнен рыбой. Решаем, что хватит. Переходим на другое место, но там клюет лишь одна красноперка, которую уже не берем, а отпускаем в озеро.
Как рассказал напарник, это озеро отделяет от моря узкий песчаный перешеек. Весной талая вода, а осенью штормовые волны размывают песок. В озеро по протоке с моря заходит рыба, крабы. Летом замывает опять, поэтому в водоеме наполовину соленая вода, которая хорошо прогревается. Здесь прекрасно себя чувствует все виды пресной и морской рыбы, которой есть что есть — дно усыпано моллюсками, а в воде полно различной живности. А где обилие еды, там обитают птицы. Много места для гнездований на извилистых берегах и в камышах. Рай для пернатых, недаром озеро названо Птичьим. Во время сезонной миграции большинство перелетных птиц останавливается здесь для отдыха, по этой причине соседнее озеро названо Лебяжьим.
Во время разговора ветер еще больше разгулялся, стало очень некомфортно, да и интерес к ловле крупной красноперки пропал. Сворачиваем удочки и уезжаем. Обратно ехать веселей – все лужи проверены и больше нет страха неизвестности. После преодоления водной стихии, остановка "у сапога" для просушки двигателя и салона. Все-таки часть воды попала внутрь. Далее уже знакомая дорога домой через Новиково. Возле магазина вспомнили историю с нашим путешествием по этому маршруту несколько лет назад в начале ноября.
Тогда стояла сухая осень и таких луж не было. Не было и рыбы в ручьях, в море и озере. В реках лососевые уже отнерестились, и все, что там плавало, вдоволь нажравшись икры, ушло обратно в море. Волны ноябрьского моря были чрезвычайно красивы, но у них не хватило сил размыть песчаный перешеек и озеро опустело. В этом мы убедились, безрезультатно кочуя вдоль берега. Окончательную точку поставили местные жители, вытянувшие из озера сетку с одними бычками. Они рассказали, что в том году кроме бычков, другой рыбы в озере уже не было.
Поехали обратно на ручей, где хоть иногда проплывала откормленная икрой маленькая кунжа. Очень хотелось ухи и по дороге заскочили в местный магазин, чтоб купить горбушу. Но там не было вообще никакой рыбы, даже консервов. Зато была очередь за напитками. Один из нас выразил короткое сожаление, смысл которого был в том, что в этот классный ноябрьский день в таком красивом месте мы остались без рыбы. Местный житель ответил: "Достали" и пригласил нас к себе домой, угостил чаем и пакетом замороженной мелочевки. Как позже выяснилось, это был глава поселения, который восстановил реноме Новиково. Хоть у нас появилась рыба, мы все-равно остались голодные. Уху готовили быстро и всем коллективом, ее переперчили и пересолили так, что больше двух— трех ложек этого огненного варева больше никто не осилил. Зато погода была отличная, светило солнце, было тепло и золотом сиял лиственничный лес. Поэтому настроение было отличное и обратная дорога казалась короткой.