Виктория БРЫКОВА. С каждым годом фотография, как вид искусства, набирает все большую популярность. Сегодня человека с фотоаппаратом или хорошей камерой на телефоне можно назвать фотографом. Однако для того чтобы им быть мало иметь только технику, важно владеть знаниями и разбираться в тонкостях этой деятельности. В большом интервью ИА SakhalinMedia сахалинский фотограф Юлия Поршнева рассказала о бердвотчинге, как пришла в фотоиндустрию и порассуждала о будущем фотографии.
— Юлия, расскажите немного о себе — вы родились на Сахалине или приехали из другого региона России?
— Я родилась на Сахалине, выросла в Южно-Сахалинске. Работаю в Сахалинском колледже искусств, веду дисциплины естественнонаучного цикла. Увлекаюсь фотосъемкой, преимущественно фотографирую животных.
— Почему вы решили стать фотографом? Обучались ли где-то навыкам фотографии?
— Профессионального образования у меня нет, дополнительные курсы тоже никакие не проходила. Начала заниматься фотографией, можно сказать, спонтанно.
Работая в колледже искусств, я часто посещаю мероприятия наших студентов, и раньше фотографировала на телефон. Когда у меня появился фотоаппарат, качество моих снимков улучшилось. К сожалению, пандемия коронавируса внесла свои коррективы в жизнь колледжа: студенты ушли на дистант, и праздничные мероприятия не проводились. Зато появилась возможность больше гулять. Вот тогда я и начала фотографировать природу, птиц и белок.
— Вы упомянули, что фотографировать животных и птиц начали из-за пандемии. Изначально у вас был к этому интерес или все же пандемия коронавируса оказала большее влияние?
— Конечно, интерес тоже был, потому что фотографии птиц были и до пандемии. При покупке фотоаппарата я столкнулась с выбором объектива и остановилась на длиннофокусном.
— Есть мнение, что фотография может изменить мир. Что вы думаете на этот счет? Смогла ли она изменить ваш мир?
— Если рассматривать этот вопрос с позиции фотографа, то, конечно, фотографируя, человек начинает замечать то, на что раньше не обращал внимания, не видел совсем. Недавно был случай: я шла по улице и заметила, как красиво отражается небо в луже. Я засмотрелась, но фотографировать не стала. И тут я увидела отражение голубя, пролетавшего по небу. Можно было сделать интересный кадр, но момент был упущен, о чем я сразу пожалела.
— На ваш взгляд, в чем заключаются навыки фотографа — во взгляде, в мышлении или в чем-то другом?
— Думаю, это умение видеть момент, видеть кадрами, понимать, когда случится определенное событие. Здесь все зависит от специфики работы.
Конечно же, это и профессиональные качества. Могу сказать про себя, что в мануальном режиме [режим работы фотокамеры, при котором автоматика полностью отключена, и фотограф сам определяет все параметры, влияющие на будущее изображение — прим. ред.] я фотографировала мало, в основном работаю в режиме "выдержки". У меня всегда стоит автофокус, потому что я могу не успеть вручную настроить камеру для нужного кадра. Например, сфокусироваться на желтоголовом корольке — маленькой певчей птичке, которую еще называют сибирской колибри — очень сложно. В дальнейшем, конечно, планирую разбираться в режимах камеры более детально.
Желтоголовый королек. Фото: Юлия Поршнева
— Расскажите, в чем заключается техническая особенность съемки животных?
— Прежде всего, понадобится длиннофокусный объектив. Может пригодиться штатив или дистанционное управление фотоаппаратом. К слову, я ни штатив, ни дистанционное управление не использую. Если брать, например, птиц и белок, то пригодится знание того, как ведут себя животные.
Например, когда белка берет орех, а вокруг слишком много людей, она забирается высоко на дерево. Тогда ее можно сфотографировать, как птицу на длиннофокусный объектив. Если же вы не хотите делать рядовое фото, а передать, например, эмоции белки, нужно знать особенности ее поведения. Я уже знаю, что после того как она доест орех, почистит мордочку и лапки, обязательно посмотрит вниз, и спустится за новой порцией лакомства. В этот момент можно сделать снимок.
Если рассматривать птиц, то здесь все немного сложнее, потому что многие из них очень пугливые. К тому же птицы очень маленькие, и ветки их скрывают, загораживают. Ты просто не успеваешь к ним подойти и снять с нужного ракурса. Увидеть птицу — не проблема. Проблема ее красиво сфотографировать. Например, я так ни разу и не сфотографировала дубоноса, как хотела.
— Что вы чувствуете и о чем думаете, когда фотографируете животных и птиц?
— Когда фотографирую животных, я отдыхаю. Знакомые часто просят сходить с ними и показать им белку. Но вот что я заметила: когда я с кем-то, мне не удается сделать такую фотографию, как я бы хотела. Для фотоохоты нужна тишина и концентрация, а с человеком нужно поговорить, да и цель сводится к поискам этой белки. Друзья смеются, что я скоро стану Белоснежкой, и на мою песню будут сбегаться звери и птицы. На самом деле это не так. Мне скорее везет, потому что на прогулке я не всегда уверена, что встречу белку. Чаще работает закон подлости: хочешь сфотографировать белку, а в итоге фотографируешь птиц. И наоборот.
Есть такое понятие "бёрдвотчинг" [наблюдение за птицами — любительская орнитология, которая включает наблюдение и изучение птиц невооруженным глазом — прим. ред.], достаточно популярное сейчас. Как только начала фотографировать в этом направлении, на меня подписалось большое количество людей. А, когда появилась группа в инстаграм, и я вдруг стала бердером. В процессе общения мы выяснили, что большинство взрослых, которые занимаются этим как хобби, то есть не являются орнитологами или зоологами, делают это для релаксации.
— Почему вы преимущественно фотографируете птиц?
— В городских реалиях сложно найти животных. В парке можно увидеть белок или бурундуков, но не в любое время. С птицами иначе, их много, но мы их не замечаем. Сложно назвать какую-то конкретную птицу, но мне нравится свиристель, оливковый дрозд, сова, дятел.
Большой пестрый дятел. Фото: Юлия Поршнева
— Что для вас хорошая фотография?
— Хорошая фотография — та, которая нравится фотографу, модели и другим людям. Иногда бывают моменты, когда ты сфотографировал человека, и снимок тебе нравится, но по разным причинам категорически не нравится модели. В этом и заключается одна из сложностей работы с людьми.
В фотографиях с животными важны их эмоции. Мне не интересно идти в зоопарк потому, что животные в клетке ведут себя скованно и настороженно, в природе они ведут себя естественно. Для меня хорошая фотография — та, которая передает их эмоции.
— Если здесь копнуть глубже, то, на ваш взгляд, что важнее — правильная композиция и история, но плохое техническое исполнение, или наоборот?
— Возможно, я не права, но, думаю, неважно, на какую технику снимает человек, важнее поймать момент. Все же, видение фотографа играет главенствующую роль.
— Как вы понимаете, что сейчас именно тот момент, когда нужно сделать кадр?
— Я не всегда его чувствую, иногда пропускаю. Порой жду определенного момента. С птицами очень сложно, потому что они не будут сидеть на одной ветке и ждать, пока их сфотографируют.
Белки, кажется, начали меня узнавать и иногда даже "улыбаются" в камеру. Их я могу снимать практически в упор. Если у меня макро, то я сижу прямо возле белки, объектив приближаю к ее мордочке.
Большинство моих снимков случайны, потому что можно прийти на место и никого не увидеть. Очень многие моменты, которые остаются на фотографии, могут больше не повториться.
— Правильно ли я понимаю, что такое хобби научило вас разбираться в видах птиц?
— Да, я начала узнавать птиц после того, как начала фотографировать. До этого различала только голубей, ворон, да воробьев. На самом деле у нас много птиц, мы просто не обращаем внимания.
Недавно проезжали с мужем мимо остановки и увидели мужчину, и сидящего за ним, свиристеля. Люди проходили мимо, не замечая этого красавца.
— Можете ли вы рассказать историю создания какого-нибудь из снимков?
— Многие, увлекающиеся фотоохотой в дикой природе, маскируется. Я же фотографирую в основном в городе. И, например, сову снимала в красном пальто, то есть выглядела максимально ярко. Интересно, что сова не боялась людей, наверное, потому что ее выхаживали люди.
Однажды я увидела совят, и, побоявшись их спугнуть, поспешила уйти. Я сделала буквально пару темных кадров, где совята были различимы, но фотографии не подходили для соцсетей. Позже я пожалела об этом. Потому, что другой фотограф в тот же день снял малышей со всех сторон. Больше птенцов совы я не видела.
Как-то раз я сфотографировала кукушку в парке. В процессе съемки я думала, что снимаю непонятного голубя. А, когда посмотрела на экран фотоаппарата, поняла, что это вовсе не голубь. Оказалось, что я сфотографировала кукушонка, да еще и застала его за трапезой.
— Для вас, как фотографа, что такого есть на Сахалине, в частности в Южно-Сахалинске, чего нет в других регионах и городах?
— У нас по-своему уникальная природа. Некоторые виды птиц, которые есть у нас, не встречаются в других региона. К примеру, малый острокрылый дятел или японский свиристель. Еще у нас обитает японская мухоловка, но поймать в объектив ее сложно. Люди из других регионов писали в комментариях к моему снимку, что такой птицы у них нет.
— Как вы считаете, сегодня быть фотографом модно?
— Думаю, да, потому что сегодня каждый второй — фотограф.
Пожалуй, это движение стало модным, когда фотоаппараты стали более доступными. Развитие камер на телефонах и появление приложений для обработки также сыграли свою роль.
Если говорить о бердвотчинге, то движение появилось в конце XIX века. Сейчас оно на пике популярности.
Японская мухоловка. Фото: Юлия Поршнева
— Что, по вашему мнению, отличает профессионального фотографа от любителя?
— Профессионала от любителя отличает, в первую очередь техника. Для фотографии определенного уровня не всегда подходит мобильный телефон. Если брать фотоохоту, то я, например, понимаю, что не смогу сделать такой же снимок, как фотограф National Geographic. Чтобы сфотографировать животное, нужна профессиональная техника.
Важную роль, естественно, играют и знания. Любитель всегда будет проигрывать профессионалу. Я, кстати, тоже любитель.
— Какой совет вы можете дать начинающим фотографам? Например, с какой камеры можно начать заниматься фотографией?
— Все зависит от того, что ты фотографируешь. Мероприятия можно снять и на телефон, если нет под рукой фотоаппарата. Но птиц, сидящих высоко на ветке, с телефона так не снимешь. Что же касается фотоаппарата, то можно использовать любой. Главное научиться работать со светом. Я снимаю на Olympus OM-D EM-10 Mark III — это беззеркальный фотоаппарат.
Начинающим фотографам могу порекомендовать то, что многие не рекомендуют — делать как можно больше снимков. Если ты не знаешь, как поведет себя животное в определенный момент, то единственная возможность — делать много снимков, иначе можно пропустить хороший кадр. Важно сразу правильно настроить фотоаппарат, чтобы не было смазанных снимков.
— Как вы видите будущее фотографии?
— Думаю, будущее фотографии стоит рассматривать с информационными технологиями. На данный момент я обрабатываю фотографии минимально, скажу больше — фотографию в JPEG [графический формат, применяемый для хранения фотографий и подобных им изображений, а его файлы обычно имеют расширения .jpg, .jfif, .jpe или .jpeg]. Многие удивляются, когда узнают об этом, а мне просто удобно.
Возможно, будущее фотографии заключается в синтезе компьютерной графики и искусства.
Бурый дрозд. Фото: Юлия Поршнева
— Вы затронули тему обработки фотографий. На ваш взгляд, какое место она занимает в деятельности фотографа?
— Есть мнение, что нужно сразу снять хорошо, а если ты обрабатываешь фотографии, то обманываешь людей.
Если говорить о моих фотографиях, то я предпочитаю выкладывать животных такими, какие они есть.
— Поделитесь планами касательно своей деятельности в качестве фотографа.
— Конечно, хочется увидеть новых птиц. Планирую пофотографировать лебедей и хищных птиц вблизи.
С работами сахалинского фотографа Юлии Поршневой вы можете ознакомиться на ее странице в Инстаграме.