Искусство — это не всегда пафосные здания. Сегодня его можно разглядеть в тихих улицах и голых стенах. Благодаря стрит-арту они начинают играть новыми красками, через которые художник показывает свое видение какой-либо истории. И если в российских мегаполисах уличное искусство появилось в 90-2000-е года, то в островном регионе оно только начинает зарождаться. В интервью ИА SakhalinMedia сахалинский дизайнер и уличный художник Герман Алкидный рассказал о своем творчестве и развитии стрит-арта на островах.
— Герман, расскажите, как вы пришли в стрит-арт? Как давно занимаетесь этим видом искусства?
— Это было лето 2008 года. Я попал в Питере на большой фест "Snickers Урбания", где было много уличных дисциплин. Увидел, как рисуют ребята. Меня это захватило. Я, по-моему, в тот же день купил там краску и впервые сделал что-то на улице.
— Для вас стрит-арт — хобби или что-то большее?
— Сейчас, думаю, уже не представляю свою жизнь без рисования на улицах. Однажды, в году 2014, думал "завязать", потому что мне не хотелось рисовать. Но потом любовь к улице переборола это желание, поэтому я до сих пор в деле.
Герман Алкидный. Фото: Виктория Брыкова, ИА SakhalinMedia
— Как сегодня себя чувствует стрит-арт в России? На какой стадии развития он в Сахалинской области?
— В России он чувствует себя хорошо, но на Сахалине все плачевно. Во-первых, на острове нет художников, которые готовы идти на улицу и делать что-то от себя. Во-вторых, не появляется работа, которая совсем не согласована. В целом, отсутствие людей, которые рисуют сами от себя, порождает нарушение городской микрофлоры, позволяющей развиваться. Из-за этого не появляются молодые ребята, потому что им не на что и не на кого посмотреть. По всему миру, как и по всей России, стрит-арт живет в различных проявлениях, а у нас, на Сахалине, ничего нет. Есть работы, но в основном они сделаны в рамках каких-то фестивалей или по коммерческим заказам.
— Как вы считаете, в чем разница восприятия уличного искусства жителями провинциального Южно-Сахалинска и крупных мегаполисов?
— Например, в Хабаровске к уличному искусству все относятся спокойно, потому что на улицах сделано много рисунков. Для жителей они стали обыденностью. Думаю, там ребята рисуют и не напрягаются. В принципе, такая тенденция в больших городах популяризируется, к классическому граффити люди уже относятся лояльно.
На Сахалин движение только пришло. На улицах начали появляться рисунки на стенах, люди ими проникаются. Идет тенденция к позитивному отношению.
Герман Алкидный. Фото: Виктория Брыкова, ИА SakhalinMedia
— На ваш взгляд, уличный художник — нигилист или бунтарь?
— У уличного художника бунтарство присутствует в любом случае. Ведь ты идешь на улицу, ни с кем ничего не согласовываешь, замечаешь стену и рисуешь на ней. По сути, ты рисуешь свое видение и навязываешь его людям. Это бунтарство, потому что твое искусство может не всем понравиться или вообще никому не понравиться.
— Как вы выбираете место, где будет расположено ваше произведение?
— Все просто. Я замечаю стену и прикидываю, что бы я мог на ней написать.
— Недавно группа уличных художников проникла на космодром Байканур и разрисовала недостроенный космический корабль "Буран". Как вы можете оценить эти действия? Законны ли они, на ваш взгляд?
— Насколько я знаю, объект находится под охраной. Само проникновение на Байканур — это незаконный факт. А именно нанесение граффити — вполне законная акция.
Честно говоря, я столкнулся с разными мнениями — кто-то поддерживает ребят, кто-то нет. На мой взгляд, это не очень правильное действие со стороны того, что для многих любителей заброшек и урбана ребята закрыли туда вход. Это место было достаточно популярным, поэтому пострадала именно атмосфера. Думаю, меру дозволенности художник должен понимать. Если бы они разрисовали стены в ангаре, то, возможно, столько внимания к действиям не было. Но разрисовали объект исторического наследия, поэтому это выглядит не очень красиво. После этого события, скорее всего, на космодроме усилят охрану.
— Расскажите подробнее о проекте "Птицы Сахалинской области, России и мира на стенах города". Как пришла идея украсить остановки своими рисунками? Почему вы изобразили именно птиц?
— Примерно года полтора я занимаюсь бердвотчингом [наблюдение за птицами — прим. ред.]. Это мое хобби. К тому же, я столкнулся с тем, что большинство людей не знают, как выглядят некоторые виды птиц. В советское время это активно популяризировалось, многие держали голубей. В современном мире интерес к птичьей среде не такой большой, скорее, он постепенно затухает. Поэтому и появилась идея с рисунками на остановках.
Проект никем не поддерживается, веду его сам. Увидел желтый фон и сначала решил нарисовать двух птиц. Людям понравилось.
— В своем Инстаграме вы писали о затраченном на исполнение рисунка времени. Что влияет на длительность работы?
— Влияет, наверное, количество цветов и сложность самого эскиза. Пока я не настроен тратить на это много времени. Но планирую нарисовать порядка 10 сложных птиц за лето.
— Кого из российских или зарубежных уличных художников вы могли бы выделить? Чем вам нравятся их работы?
— Из зарубежных уличных художников могу отметить: Filthy Luker, который делает надувные арт-объекты, классического граффити-художника Revok, Jussi TwoSeven. Есть художник, который занимается, как классическим граффити, так и мощным стрит-артом — Nychos. За ними я слежу с 2008 года, как начал рисовать.
Если говорить о российских уличных художниках, то это Паша Вэйс, Дима Rasko. Последнего считаю классикой российского граффити, поэтому он достоин, чтобы за ним следили. Много слежу и за латиноамериканскими художниками, у них свой особый стиль.
— Участвовали ли вы в каких-нибудь фестивалях уличного искусства?
— В 2011 году участвовал в "Snickers Урбания", где занял третье место. Также принимал участие в фестивалях Montana JAMs, "Барбекю FEST". Были и мелкие фестивали. На Сахалине ни в каких фестивалях не участвовал, скорее, была какая-то коммерция. Но выиграл проект на оформление фасадов по улице Горького.
— Как правило, у уличных художников есть основное место работы. Кем работаете вы?
— Сейчас я доучиваюсь на дизайнера в Сахалинском колледже искусств. Раньше учился в Питере, но бросил.
Работал слесарем тепловых сетей, косил газоны на нефтеперерабатывающем заводе. В Питере долгое время занимался швейным производством с моим другом.
Герман Алкидный. Фото: Виктория Брыкова, ИА SakhalinMedia
— Какой совет вы можете дать начинающим уличным художникам?
— Не бояться выходить на улицы, наблюдать за уличными художниками, но не копировать их, пытаться делать что-то свое. Но самое главное — любить улицу, подбирать подходящие места для рисования, чтобы место дополняло рисунок или наоборот.
— Что ждет вашу творческую деятельность в будущем?
— Сложно сказать, что будет завтра. Пока буду рисовать птиц. Хотелось бы отойти немного от классического рисования. Сейчас интересует работа со светом. Возможно, удастся делать какие-то световые штуки.