В этот день, 7 сентября, в 1875 году открылась одна из первых школ на Сахалине. Детская школа для крестьянских и солдатских детей в посту Корсаковском была создана по инициативе офицерского собрания 4-го Восточно-Сибирского линейного батальона, при участии священника Симеона Казанского. Образовательное учреждение получило название Алексеевской, в честь великого князя Алексея Александровича. В день открытия школы состоялось ее освящение, сообщает ИА SakhalinMedia.
История возникновения первых школ на Сахалине занимает особое место в системе народного образования и напрямую связана с освоением островного края. Первыми массовыми поселенцами острова были ссыльнокаторжные и солдаты, большинство которых прибывало без семей и детей, поэтому на первых порах об организации школ для такого контингента царское правительство не помышляло. Первые попытки открытия начальной школы были предприняты в 70-е годы XIX века, так как многие ссыльнокаторжные, отбыв срок, переходили в разряд ссыльнопоселенцев и оставались на острове, обзаводились семьями.
Первая школа была организована в начале 70-х годов XIX века, но просуществовала она недолго. В 1875 году школа была закрыта. 7 сентября того же года по инициативе офицерского собрания 4-го Восточно-Сибирского линейного батальона состоялось открытие и освящение детской школы для крестьянских и солдатских детей в посту Корсаковском.
Пост Корсаковский. Фото: Фотоальбом "Сахалин, 1894 год"
В присутствии временно прибывшего начальника штаба войск Приморской области полковника Бородина, русского консула при японском правительстве господина Аларовского и депутатов общества крестьян Такойской долины было постановлено: "Школу учредить в честь имени Его Императорского Величества князя Алексея Александровича, как первого осчастливившего Восточную Сибирь своим высоким посещением и наименовать ее Алексеевской школой".
Попечителем школы был назначен начальник Южно-Сахалинского округа майор Фёдор Иванович Рябиков, попечительницей — Олимпина (по другим источникам Эмилия) Петровна Радковская, преподавателями — священник Корсаковской церкви Симеон Никанорович Казанский и подпоручик Михаил Костевич. В год открытия школу посещало двадцать детей: четыре солдатских мальчика, три — крестьянских, двое — ссыльнокаторжных; четыре солдатских девочки, семь — крестьянских. Детям преподавались азбука и письмо, девочкам — рукоделие. Арифметики и природоведения не было. Азбуку, письмо и Закон Божий, а также пение с "разучиванием духовных и светских песен" преподавал Отец Симеон, который был поистине легендарной личностью. "Он работал ещё в те доисторические времена, — писал о нём А. П. Чехов после своего сахалинского путешествия, — когда на Южном Сахалине не было дорог и русское население, особенно военное, было разбросано небольшими группами по всему югу. О каторжных он судил так: "Для создателя мира мы все равны". Он замерзал, его заносило снегом, захватывали по дороге болезни, донимали комары и медведи, опрокидывались на быстрых реках лодки и приходилось купаться в холодной воде, но все это переносил он с необыкновенной легкостью и не жаловался, что ему тяжело живется".
Общий вид и тюрьма поста Корсаковского (1894 год). Фото: Фотоальбом "Сахалин, 1894 год"
Материальные средства школы к ее открытию состояли из вольных пожертвований, было собрано 744 рубля 80 копеек. Из них израсходовано на наём надзирательницы, пищу, одежду и обувь для детей 324 рубля 54 копейки. И в дальнейшем всё взрослое население поста Корсаковского принимало живейшее участие в делах школы. Приказом военного губернатора острова дети освобождались от занятий в двунадесятые праздники. А также в дни тезоименитства и рождения Государя Императора, Государыни Императрицы, Наследника Цесаревича, в дни восшествия на престол Государя императора и в день его коронования.
По окончании учебного года окружные начальники при участии священнослужителей и смотрителей поселений "производили ученикам проверочные испытания в знании пройденного". Позднее, говоря об успехах учащихся, попечитель школы, командир батальона майор Ф. И. Рябиков в отчете о работе школ своему высшему военному начальнику писал о том, что "все мальчики и девочки знают из Закона Божьего молитвы "Отче наш", "Богородицу", из русского языка все удовлетворительно знают азбуку, умеют писать и читать одно-, двух — и трехсложные слова".
Вся система образования определялась местной административно-военной властью произвольно. Скудные расходы школы уходили в основном на содержание учителей и вознаграждения духовному учителю. Оплачивало их тюремное ведомство Министерства внутренних дел.
"Король царствует, но не управляет" — так назвал А. П. Чехов положение чиновника, ведавшего школами на Сахалине. "Общий голос таков, что сахалинские школы бедны, обставлены нищенски, существование их случайно, необязательно и положение их крайне неопределённо, так как никому не известно, будут ли они существовать или нет". И все же открытие школ на Сахалине диктовалось объективной потребностью времени. Обучать элементарной грамоте и воспитывать детей, будущих слуг царя и отечества, сами родители (каторжники и поселенцы) были не в состоянии. Поэтому число школ, хотя и крайне медленно, но увеличивалось.
Также в этот день
В 1870 году на Сахалин прибыла комиссия для изучения опыта первой колонизации
Пост Дуэ в 1886 году. Фото: СОКМ КП-2639/13. ДП-498/13, предоставлено проектом "Старый Сахалин", oldsakhalin.ru
После объявления в 1869 году Сахалина местом каторги на остров в 1870 году была отправлена комиссия для изучения опыта первой колонизации. Ей вменялось в обязанности, наряду с проверкой опыта ссылки каторжных и поселений вольных крестьян, рассмотреть и дать заключение о возможности развития сельского хозяйства, узнать подробнее особенности климатических условий и определить объем и места каменноугольных месторождений. Во главе комиссии стоял Василий Иванович Власов, в нее входили: горный инженер Алексей Петрович Кеппен, врач Фома Матвеевич Августинович и агроном-натуралист Михаил Семенович Мицуль.
7 сентября 1870 года участники экспедиции прибыли в пост Дуэ на Сахалине и в соответствии с индивидуальными планами разъехались по острову. Большой вклад в исследование Сахалина внесли Михаил Семенович Мицуль и Томаш (Фома) Матвеевич Августинович. Мицуль осмотрел пост, разработку месторождений каменного угля, запашки ссыльных. В результате наблюдений он пришел к выводу о "возможности успешного разведения хозяйственных растений и в особенности развития скотоводства".
После составления отчета Мицуль продолжал свои экскурсии. Научные результаты своих работ он представил в книге "Очерк острова Сахалина в сельскохозяйственном отношении", изложил обширную программу развития сельского хозяйства на Сахалине. М. С. Мицуль только упоминает о месторождениях каменного угля; детально же этот вопрос осветил А. П. Кеппен в статье "Остров Сахалин, его каменноугольные месторождения", опубликованной в "Горном журнале". Ф. М. Августинович был включен в состав экспедиции в качестве медика, но, как он сам пишет в своей книге, "занимаясь постоянно естественными науками, поставил себе задачу изучить царство природы". Всего за девять месяцев жизни на острове он определил 110 видов растений, большая часть которых относится исключительно к сахалинской флоре. Августинович изучал быт ороков, нивхов и айнов. Вернувшись с Сахалина, он организовал первую "Сахалинскую сельскохозяйственную выставку" и издал книгу "Жизнь русских и инородцев на Сахалине".
____________________________________
См.: Драгунова Л. В. Православие и первые школы каторжного Сахалина //История государственности и церкви на Сахалине. — Южно-Сахалинск, 2001. — С. 128—133; Постанов А. И. Поручик А. Я. Радковский и его перепись сахалинских айнов // Вестник Сахалинского музея: ежегодник. — Южно-Сахалинск, 1996. — Ns 3. — С. 213—224 (218); Постанов А. И. Русская православная церковь на Сахалине и Пурильских островах: ист. очерк. — Южно-Сахалинск, 1992. — С. 28.
См. также материал к дате 18 мая 1880 г. (введение должности агронома в штате управления островом Сахалин). См.: Алексеев А. И. Русские географические исследования на Дальнем Востоке и в Северной Америке (XIX — начало XX в.) / А. И. Алексеев. — М., 1976. — С. 67.