Денис Гриценко, подполковник юстиции
Фото: Пресс-служба УМВД России по Сахалинской области

Громкие расследования Сахалина: следователь Гриценко о пресечении продажи наркотиков

На его счету более десятка уголовных дел, раскрыть которые сумел бы не каждый

Общество

3.12.2024

Ксения СИМЧУГОВА. Наркотики и их распространение на сегодняшний день, пожалуй, самые знатные преступления среди молодежи. Ежедневно сотни молодых людей вступая на преступный путь, связанный с продажей наркотиков, подвергают свою жизнь тюремному заключению. В век высоких технологий скупка и продажа запрещенных препаратов все чаще проводится через интернет, сообщает ИА SakhalinMedia. Рассекретить подобный наркотрафик довольно сложная, но исполнимая задача. Денис Гриценко — один из тех, кто с максимальной ответственностью взялся за выявление наркоторговцев, затаившихся под секретными никами.

Агент под прикрытием

— Сегодня в основном вся работа с наркотиками завязана через интернет. Организаторы начинают активно вовлекать людей, ищут тех, кто будет делать тайники с наркотиками на указанной территории., — рассказал начальник отдела следственной части по расследованию организованной преступной деятельности СУ УМВД России по Сахалинской области Денис Гриценко. — те кто задействован в преступной деятельности — всегда идут под арест.

— Когда началась активная продажа наркотиков через интернет, мне стало очень интересно, как работает эта система, насколько она отлажена. Я решил зарегистрироваться на одном из сайтов, стать в каком-то смысле агентом под прикрытием. Постепенно стал изучать, как устроена преступная схема, и возможно ли выйти на инициаторов. — пояснил следователь. — Мне иногда кажется, многие до конца не понимают, куда они лезут. Ведь ребята не боятся даже хранить наркотики у себя дома, а это всегда очень крупный объем. Да, вы не ослышались, я называю ребятами преступников, которые привлекаются по особо тяжким делам — распространению наркотиков. И называю их так, потому что в большинстве случаев это дети от 14 до 22 лет. Я, как сотрудник правоохранительных органов, при каждом подобном расследовании сохраняю объективность и сдержанность, и всегда требую для них справедливого наказания. Но по-человечески мне их очень жаль, они с малолетства ломают свою жизнь. В погоне за большими деньгами не задумываются о последствиях. Но что скрывается за всей этой мишурой? Срок — до пожизненного.

Футбольный матч с арестантами

Работая следователем, Денис Гриценко не раз расследовал дела совсем юных ребят. До многих удавалось достучаться и объяснить, что затягивать следствие — не лучший вариант, а вот признание в совершении преступления поможет значительно сократить срок.

— Следователь — это почти всегда хороший психолог. За 17 лет своей работы видел немало и уже понимаю, как мыслят преступники. Это поначалу все они строптивые, угрожают тебе и твоей семье. А когда понимают, что полжизни придется отсидеть за решеткой, идут на попятную. Мне не раз приходилось выслушивать угрозы от арестантов, здесь главное не испугаться, и дать понять им, что все их попытки тщетны. За прошлый год я большую часть рабочего времени провел в СИЗО. Это, наверное, самая тяжелая часть нашей работы, психологически очень выматывает. Преступники не бывают доброжелательны к следователю, часто плюют в нашу сторону, и это хорошо, если не туберкулезник, — сказал Денис Викторович. — Морально тяжело ходить к ним каждый день, ждать пока они ознакомятся с делом. Почти всегда арестанты пытаются вывести на эмоции, я к этому привык, где-то даже перевожу все в шутку. А вот для молодых, еще не опытных, следователей — это то еще испытание. У арестантов существует негласная игра "Довести следователя". Если ты сорвался, стал орать, оскорблять обвиняемого — все, можно считать, он выиграл. Среди осужденных это считается очень круто. Будто вы в футбол играете, и он забил гол в ваши ворота.

Уголовные дела

Уголовные дела. Фото: Пресс-служба УМВД России по Сахалинской области

Часто подсудимые затягивают с ознакомлением уголовного дела. Это такая уловка, дабы потянуть время до суда, ведь срок уже исчисляется.

— Подозреваемые имеют право без ограничения времени знакомиться с материалами дела. Хорошо, когда это 90 листиков, а бывает и 15 томов по 250 листов в каждом. Кому-то еще нужен переводчик, а у кого-то не один, а три адвоката. И все время пока они знакомятся с материалами дела, следователь вынужден сидеть в СИЗО, уйти, оставив дело, мы не можем. Помню, был такой случай, когда подсудимый выкрал дело и сжег один том. Но уничтожив уголовное дело, нельзя избежать наказания. К счастью, в системе правоохранительных органов существует целый процесс по восстановлению материалов. Описи всех улик хранятся в нескольких копиях, достаточно запросить необходимые документы, — разъяснил Денис Гриценко.

Организованная преступная группа

Одни из самых сложно расследуемых уголовных дел — раскрытие ОПГ. Доказать, что преступление выполнено не одним человеком, а целой группой лиц, непросто, но сотрудники следственных органов раскрывают и такие дела.

— В прошлом году мы направили дело в суд по одной банде. Четверо человек занимались распространением запрещенных препаратов. У них мы изъяли более 13 кг синтетических наркотиков. Это больше, чем особо крупный размер. Один из задержанных был перевозчиком наркотиков. К нам он даже приехал, чтобы разложить закладки с запрещенными препаратами. В этой банде была одна молодая девушка, она хранила у себя эти наркотики. За складирование наркотических веществ ей грозило до пожизненного, — рассказал Денис Гриценко.

Как правило, в подобных случаях, осужденные не остаются равнодушными, былая хамоватость вскоре сменяется на доверие и благодарность следователю, который помог избежать высшего наказания.

— Бывали случаи, когда мои подсудимые, выйдя на свободу, благодарили при встрече, за то, что сумел их вразумить, и они стали исправляться. Я не отслеживаю судьбы всех, но многие действительно больше не попадали под стражу. Поучительных бесед я не веду, во многом влияет простое человеческое отношение, тогда арестанты перестают видеть в тебе врага. Многие относятся к ним отрицательно, я вижу в них, прежде всего, тех, кто однажды серьезно ошибся и встал не на ту дорогу, — признался Гриценко. — Помню случай, когда парнишка 19 лет стал распространять наркотики, чтобы доказать что-то своей девушке. Парень оказался очень эрудированным, сам он приезжий, за неделю выучил схему города, очень удивлял своим интеллектом. А когда его осудили, организовал в тюрьме чуть ли не телевизионную студию для культурного досуга арестантов. Помню, про него даже передачу снимало местное телевидение, когда он победил на всероссийском конкурсе по шахматам среди заключенных.

Самая популярная статья среди наркоторговцев — распространение в особо крупном размере, ведь один грамм запрещенного вещества — уже крупный размер. Данная статья предусматривает от 10 до 20 лет лишения свободы.

Захват подозреваемых

Захват подозреваемых. Фото: Пресс-служба УМВД России по Сахалинской области

— Все сопутствующие преступления идут по большому счету от наркотиков. Нет денег на дозу — начинают грабить, потом убивать. Да и в состоянии наркотического опьянения порой такое вытворяют, страшно представить. Поэтому я согласен с тем, что за сбыт наркотиков должна быть высокая мера пресечения, — объяснил подполковник юстиции Денис Гриценко. — Недавно задержали двоих парней, они ездили по районам и закладывали тайники. Заложили свыше 200 точек. После задержания преступников, вся информация о тайниках раскрылась. К счастью, нам удалось их обезвредить, — рассказал Денис Гриценко.

Неопознанный груз

На Сахалин наркотики доставляют разными путями.

— В Южно-Сахалинске более 30 транспортных компаний. Наркотики на остров везут, в чем угодно. Был случай, когда большой объем наркотиков перевезли в надувной лодке, — добавил Денис Гриценко.

Свое первое дело по расследованию преступлений совершенных ОПГ Денис Гриценко вспоминает, как одно из самых сложных — чтобы докопаться до истины, потребовалось немало времени.

— Участники преступной группы распространяли по территории Сахалинской области наркотическое средство, которое им поставляли с материка. Это была очень большая работа. Тяжело было доказать сам факт, что это не отдельные случаи, а целая команда людей работает сообща, — объяснил Денис Вячеславович. — Мы прослушивали их телефоны, согласно полученному разрешению. Расследование вели очень долго, мне даже пришлось вылететь в Москву для объяснений. Всего было 12 подозреваемых, в конце концов, я отстоял свою позицию, доказав, что на территории области работала преступная группа.

И подобных расследований у следователя Гриценко, как окажется позже, будет еще очень много.

Боевое оружие для тренировочной стрельбы

Боевое оружие для тренировочной стрельбы. Фото: Пресс-служба УМВД России по Сахалинской области

Возвращаясь в начало

За свою профессиональную деятельность, подполковник юстиции Денис Гриценко сменил немало мест работы. Работал в наркоконтроле, таможне, в прокуратуре Южно-Сахалинска, о последней, кстати, мечтал с юных лет.

— После окончания ВУЗа мне хотелось работать в прокуратуре. Свою мечту я осуществил, правда, не сразу. После учебы устроился работать в УМВД по городу Южно-Сахалинску. Проработав с 2004 года по 2010 год, дослужил до начальника отделения следственного управления. В 2010 году перешел в наркоконтроль, мне предложили должность старшего следователя в СКР России по Сахалинской области. А через год пригласили работать в прокуратуру города. Помню, я так обрадовался, наконец-то розовая мечта сбылась, — сказал собеседник. — Но реальность оказалась далека от мечтаний. Поработал там пару месяцев и ушел. Не привык, чтобы мной понукали. Я тогда уже имел свое имя, как следователь, и хотелось больше самостоятельности.

Уйти предстояло на таможенную службу, где Гриценко тоже проработал недолго. Занимаемую им должность сократили, и Денис Викторович стал готовиться к адвокатуре. Но вскоре от намеченной цели отказался. Благодаря боевым друзьям следователь вернулся на службу в наркоконтроль, и проработал там до расформирования структуры.

— После я вновь оказался в УМВД, теперь возглавляю здесь целый отдел. С удовольствием делюсь накопленным опытом со своими коллегами, — сказал Гриценко. — Сегодня я с теплотой вспоминаю своих наставников. Работать следователем в УМВД с первых дней было интересно, и все благодаря им. Я попал в хороший коллектив, где было много "старичков", кто-то полжизни отслужил в полиции, они многому нас научили. Вместе со мной пришло несколько молодых ребят, со многими из них я дружу по сей день. Служба в полиции очень сплачивает, особенно когда работаешь над одним делом. Были времена, когда задерживались на работе до утра. Приходилось ездить на места преступлений, вместе с оперативниками собирать информацию, задерживать правонарушителей. Много всего было. Наша начальница Оксана Вячеславовна Прокопьева всегда нас поддерживала, помогала в профессиональном плане. Я очень благодарен ей. Вспоминая то, как она вкладывалась в нас, я стараюсь также работать со своими подопечными. Надеюсь, они станут настоящими профессионалами.

Удостоверения и полицейские погоны

Удостоверения и полицейские погоны. Фото: Пресс-служба УМВД России по Сахалинской области

Адвокат Александр Тихомиров вспомнил былое время и то, как начинал работать вместе со вчерашним студентом, а ныне подполковником юстиции Денисом Гриценко.

— Лихое было время, тогда преступность на Сахалине зашкаливала. У нас практически всегда был ненормированный рабочий день. Приходилось много работать по ночам. Работа следователя не просто тяжелая, но и очень опасная. Следователь вынужден часто общаться с аморальными, беспринципными людьми. Мы видели много убийц, сталкивались со смертью и чужим горем, — вспомнил Александр Тихомиров. — Профессия следователя требует определенной стойкости. Говоря о Денисе, думаю, у него стоит многому поучиться. Я всегда удивлялся, как он ловко находит общий язык с преступниками, выводит их на откровенный разговор. Позже он дал мне совет — пересмотреть свое отношение к осужденным, признаюсь, это во многом мне помогло. Когда проникаешься к человеку, стараешься его понять, он это чувствует и относится к тебе доверительнее. Вскоре ты сам понимаешь, что это такие же люди, просто они когда-то оступились.

Основная задача следователя заключается в безошибочном раскрытии преступления. Недобросовестное отношение работника может привести к незаслуженному наказанию или вовсе оставить преступника безнаказанным.

— В этом деле ошибок быть не должно, для этого собирают улики и факты, систематизировать их и предоставить в суд для дальнейшего разбирательства — та еще задачка. У Дениса это всегда хорошо получалось: он умеет выстроить цепочку событий, проанализировать факты и принять решение об открытии или отказе в возбуждении уголовного дела. Вообще, я считаю он один из тех, кто выбрал для себя максимально подходящую специальность. Все это его, несмотря на все сложности, он никогда не отказывался от расследования, всегда шел до конца, — добавил Александр Тихомиров.

Боевой товарищ

Александр Тихомиров не так давно оставил работу следователя, теперь выступает по другую сторону баррикад, успешно работая адвокатом.

— Моя основная задача — защита подсудимого. Конечно, прошлый опыт во многом мне помогает. Сегодня я защищаю преступников, и здесь, как и в работе следователем, стараюсь быть максимально объективным. Прямо скажу, за дела отпетых преступников я не берусь. Стараюсь помогать тем, кто действительно нуждается в этом, а таких поверьте немало. Нередко человека пытаются обвинить в том, чего он никогда не делал, — сказал Александр Александрович.

Для людей юридической профессии очень важны личностные качества. Следователь должен всегда помнить, главное качество — объективность.

— Мы никогда не пытались навешать на человека сверх содеянного им. Рассказы про звездочки за каждое раскрытое дело — миф, — уверил Тихомиров. — Не гуманно, ведь это жизнь человека, а ни какая-то отписка по раскрываемости. Всегда больше старались помочь, объясняли, как признательные показания облегчат участь, ведь сидеть в тюрьме — это, в каком-то смысле, ад на земле. Я бы никому не пожелал там находиться.

Следователи нередко испытывают на себе негативное влияние. Здесь важно не бояться, утверждают специалисты.

— Я часто замечал за своим другом, как ему непросто порой управлять эмоциями, держать себя в руках, ведь часто в его адрес летели угрозы. Важно не запаниковать. Денис всегда держался мужественно. Благодаря своей настойчивости и принципиальности, он каждое свое дело доводил до конца, — сказал Александр. — Он очень наблюдательный, вдумчивый, умеет слышать и слушать, отстаивать свою позицию. Я очень уважаю этого человека и нередко обращаюсь за дельным советом. Сегодня не просто найти хорошего друга, на которого без опаски можно положиться. Я считаю, мне повезло, у меня есть такой товарищ.

Для эффективной работы следователь должен обладать самоконтролем, стрессоустойчивостью, умением анализировать и налаживать контакт с людьми. Не помешали бы специалисту терпение и уверенность в себе. Как выяснилось, все эти качества у нашего собеседника присутствуют, а значит впереди еще больше раскрытых преступлений. Именно за их число и качественно проведенных расследований Гриценко сегодня считают одним из почетных следователей Сахалинской области.

224232
Общество