В ночь с 17 на 18 января, в заливе острова Итуруп была сорвана со швартовки самоходная баржа "Т-36". На ее борту находились четверо военнослужащих: сержант Асхат Зиганшин и рядовые Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский, Иван Федотов и трёхдневный запас продуктов. Борьба со стихией продолжалась более десяти часов. Радиостанция вышла из строя и Зиганшин посчитал необходимым выброситься на берег, но при первой попытке баржа столкнулась со скалой и получила пробоину. При следующей — закончилось топливо и двигатели заглохли. Штормовой ветер понёс потерявшую ход баржу в открытый океан. Пробоину экипаж залатал, прижав к ней доску с помощью домкрата. Зиганшин, Крючковский, Поплавский и Федотов провели в неуправляемом дрейфе 49 дней, сообщает ИА SakhalinMedia.
За период дрейфа баржа была отнесена от острова на расстояние свыше 1700 км. Самоходная баржа "Т-36" использовалась для транспортировки техники и людей. В число её немногочисленных достоинств входили простота обслуживания, надёжность и устойчивость. На момент начала трагических событий на барже несла смену команда младшего сержанта Асхата Зиганшина, где кроме него были Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский и Иван Федотов. После штормового предупреждения судно постарались привязать понадёжнее. Солдатам свой пост покидать запрещалось, поэтому они остались на борту. Но всё пошло не так, как планировалось — баржа оторвалась. Способность маневрировать у судна "Т-36" практически отсутствовала. Мощности двигателя тоже не хватало, чтобы противостоять силам природы. Зиганшин предположил, что попытаться выброситься на берег в этой ситуации — хорошая идея. Но на практике, увы, бурные волны не позволили солдатам воплотить этот хитрый план в жизнь. Баржа получила несколько повреждений. В процессе борьбы со стихией экипаж потратил всю солярку. Радиосвязь оказалась полностью выведенной из строя.
Опасный брейф баржи "Т-36". Фото: shipshub.com
Через некоторое время баржу вынесло в открытый океан, где она вскоре попала в быстрое течение Куросио. И противостоять этому уже не было никакой возможности, так что солдатам оставалось только ждать помощи. Но спасательной операции не было, поскольку на берегу решили, что прервавшаяся связь и несколько найденных обломков означали полное затопление баржи и гибель личного состава.
Шансов встретить какое-то судно у дрейфующей баржи "Т-36" практически не было. Как не было еды, воды, инструментов. Чтобы выжить солдаты сначала провели инвентаризацию. Кроме одежды, сапог ремней, нескольких ложек крупы, пары краюх хлеба и ведра картошки, пропитанной соляркой ничего не было. Повреждения, которые баржа получила при попытке выброситься на берег, давали о себе знать — уровень воды в трюме постепенно повышался. Что касается воды, то какие-то остатки ещё оставались в системе охлаждения двигателя.
Хуже было с едой, ее остатки закончились. Ловить рыбу солдаты не могли — не было ни наживки, ни инструментов. Охотится на чаек — тоже. Так что пришлось варить и есть кирзовые сапоги. Для этого их нарезали мелкой соломкой, тщательно варили, "бульон" выпивали, а кожу ели. Пользы от этого было немного, но хоть как-то удавалось заглушать голод. Так прошло 49 дней.
Солдаты находились в состоянии близком к критическому — Зиганшин, похудел с 70 кг до 40, как остальные. Всё чаще начинались панические приступы, всё меньше было надежд на спасение. Но чудо произошло. 7 марта дрейфующие были обнаружены и спасены экипажем американского авианосца "Кирсардж", направлявшегося в Сан-Франциско. Информацию о спасении передали в штаб-квартиру флота в Перл-Харборе и в советское посольство в Вашингтоне. 9 марта новость попала в американские газеты. В СССР первая публикация появилась 12 марта в газете "Известия". 15 марта спасённых доставили в Сан-Франциско. 29 марта на самолёте "Ту-104" участники дрейфа прибыли в Москву, где им устроили торжественную встречу. Все четверо были награждены орденами Красной Звезды, а министр обороны СССР Родион Малиновский вручил им штурманские часы, "чтобы они никогда не теряли курса".
Также в этот день
В 2008 году на Сахалине была зафиксирована самая низкая температура за последние 50 лет
Сильные морозы для островного региона редкость. Обычно здесь снежные, но мягкие зимы. Даже в канун крещения столбик термометра никогда до этого не опускался так низко. На севере Сахалина, в Тымовской долине в 2008 году столбик термометра опустился до минус 46 градусов. Там всегда холоднее обычного — дает о себе знать континентальный климат, царствующий в долине. Однако, такие холода местные жители в последний раз, отмечали полвека назад.
В этот день
В 1877 году родился Франц Свидерский, участник революционного движения, политкаторжанин
Сын польского рабочего Франц Иванович Свидерский родился в городе Куков Радомской губернии (Республика Польша). С семнадцати лет работал на кожевенном заводе в Варшаве, вел партийную работу. В революционном движении с 1897 года, член Польской социалистической партии (ППС), районный организатор. С 1899 года член Социал-демократии Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ). Работал на варшавском каменотёсном заводе, участвовал в создании рабочего социалистического кружка и организации забастовки.
В 1900 году Франц Свидерский был арестован за убийство провокатора и приговорён к смертной казни, заменённой бессрочной каторгой на Сахалине. В 1901 году доставлен на остров. В 1901-1903 годах содержался в Александровской тюрьме на тяжелых физических работах. Работал в лесу, на болоте, доставлял вручную брёвна. В 1903 году был переведён в селение Рыковское, заведовал арестантской библиотекой и учительствовал. В 1905 году Ф.И. Свидерский совершил побег с Сахалина в США, где вступил в Социалистическую партию, примыкал к её левому крылу. В 1921 году приехал в советскую Россию, был принят в РКП (б).
В 1926 году Ф.И. Свидерский был принят во Всесоюзное общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев. В 30-х годах он работал директором Московского горно-взрывного техникума и управляющим промкомбината Пролетарского района Москвы, работал уполномоченным ВЦИК по борьбе с голодом. В 1938 году арестован, умер в заключении 13 мая 1939 года. В 1957 году реабилитирован и восстановлен в партии.
_______________________________________________________
https://lastday.club/
См.: Сенченко И. А. История Сахалина и Курильских островов: к проблеме рус.-яп. отношений в ХѴІІ-ХХ веках. — М„ 2005. — С. 398-399; Большая советская энциклопедия. — 3-е изд. — М„ 1976. — Т. 23. — С. 213-214; Сенченко И. А. Революционеры России на сахалинской каторге. — Южно-Сахалинск, 1963. — С. 79-80,171; Латышев В. М. Свидерский Франц Иванович: [Электрон, ресурс]. — Режим доступа: www.URL: http:llencsakhalin.su/object/1804571218Hc-ru. — 01.06.2016.
ИА REGNUM.