В Южно-Сахалинске представили учебное пособие "Историческое краеведение для обучающихся 6-10‑х классов" (12+) на 443 страницы. Его разработали сахалинские ученые, а издать трехтомное учебное пособие планируется летом 2022 года, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылокй на пресс-службу СахГУ.
В число авторов входят сотрудники кафедры российской и всеобщей истории СахГУ Александр Василевский, Наталья Потапова, Юлия Дин и Вячеслав Грищенко. По словам ответственного редактора издания, заведующего кафедрой российской и всеобщей истории, профессора, доктора исторических наук Александра Василевского, новый учебник является произведением исторической школы университета.
— Попытки написать такие учебники делались раньше, но безуспешно, а вот сейчас учебник для детей написался легко. Потому что знания об истории Сахалина и Курил углубились, есть специалисты, есть понимание единства процессов развития островов и материка, есть доступ ко всем источникам, письменным и вещественным. И сегодня пришел момент, когда историческая наука на Сахалине оказалась способна выдать что-то не только для взрослых, но и для детей, — отметил Александр Василевский.
Издание планируется проиллюстрировать уникальными фотографиями, предоставленными Государственным историческим архивом Сахалинской области. Курс же исторического краеведения рассчитан на 5 лет. В нем будут такие разделы, как:
- "Сахалин и Курильские острова на геополитической карте мира";
- "Первые русские поселения на Сахалине";
- "Опыт каторжного поселения Сахалина";
- "Русский Сахалин в 1906–1917 гг. Перспективы и реалии жизни" и другие.
При этом профессор Александр Василевский убежден, что детям важно осознать комплексно связь между материком и островами, общие закономерности развития.
— В учебнике приводится общая карта для Дальнего Востока, где взаимно увязаны события от древности до Средневековья, и это позволяет говорить не о сахалиноведении в частности, а об истории островного мира Дальнего Востока, истории страны и всей Земли, — добавил Александр Василевский.
Иллюстрация из учебного пособия "Историческое краеведение для обучающихся 6–10?х классов". Фото: пресс-служба СахГУ
Издать трехтомное учебное пособие, охватывающее все периоды истории Сахалина и Курил от древнейших времен до наших дней, планируется летом, а к 1 сентября новые учебники должны поступить во все школы островного региона. Надо сказать, что часть учебника, посвященную древней и средневековой истории Сахалина и Курильских островов, разработали в соавторстве Александр Василевский и доцент кафедры, кандидат исторических наук Вячеслав Грищенко. При этом, по мнению автора, особенно значимыми главами явтяются те, что посвящены средневековой истории Сахалина и Курил в контексте дальневосточной истории.
— Необходимость в издании такого учебника, безусловно, назрела, потому что предыдущее подобное краеведческое издание относится к 90‑м годам. Самый новый учебник по истории Сахалинской области, изданный в 2008 году, предназначен для студентов, а не для школьников. За прошедшее время археология ушла вперед, были сделаны новые открытия, изменились взгляды на некоторые вопросы, и это должно было найти отражение в учебнике, — объяснил Вячеслав Грищенко.
Ученые отмечают, что на Дальнем Востоке в Средневековье разворачивалась интересная, драматичная и динамичная история: войны, битвы, которые по своим масштабам давали фору средневековым событиям в Западной Европе. Однако сегодня Средневековье в школьных учебниках изучается на примере только Западной Европы, когда на Дальнем Востоке были государства, названия которых зачастую школьник даже и не слышал. Это, например, королевство Бохай, империя чжурчжэней, "золотая империя" Цзинь. При этом королевство Бохай — самое древнее государственное образование на территории Российской Федерации, существовавшее еще до Киевской Руси. Именно поэтому ученые надеются, что эти знания будут увлекательны для школьников.
Иллюстрация из учебного пособия "Историческое краеведение для обучающихся 6–10?х классов". Фото: пресс-служба СахГУ
Данные по каменному веку и эпохе палеометалла во многом опираются на материалы Археологического музея СахГУ, а также Сахалинского областного краеведческого музея, что придаёт новому учебнику особую практическую значимость: опираясь на эту материальную базу и иллюстративный материал, школьные учителя могут сделать уроки по истории региона по-настоящему живыми и увлекательными. Как пояснил Вечаслав Грищенко, это особенно ценно поскольку древние времена, по логике развития исторических процессов, изучаются в младших классах, несмотря на то, что изучение древности — это серьезная наука.
Помимо этого важным в учебнике также является раздел по археологической карте Сахалина и Курильских островов и охране объектов археологического наследия. Здесь школьники должны понять, для чего нужно охранять хрупкое археологическое наследие, почему общество должно терпеть ограничения и нести затраты на его содержание.
Учебное пособие "Историческое краеведение для обучающихся 6–10?х классов". Фото: пресс-служба СахГУ
В свою очередь, профессор СахГУ, доктор исторических наук Наталья Потапова работала над главами для второго тома (12+), который предназначен для школьников 8-9 классов. В них рассматриваются Сахалин и Курилы в новое время — с 17 века до начала 20 века. После следует новейшая история или история новейшего времени. По словам автора, новое время примечательно тем, что это переход мировой системы к капитализму и его развитие вплоть до начала 20 века, до периода империализма.
— На этом этапе история становится по-настоящему всеобщей, включает в себя все земли и регионы мира, в частности, Сахалин и Курильские острова тоже. В этот период изучается выход русских людей к Тихому океану, европейские исследования на островах Дальнего Востока, проходившие с 17 века, освоение курильских островов Японией в 18 веке и закрепление их за Российской империей, — сказала Наталья Потапова.
Иллюстрация из учебного пособия "Историческое краеведение для обучающихся 6–10?х классов". Фото: пресс-служба СахГУ
Не стоит упускать из виду, что вся эта история насыщена яркими, важными и знаковыми событиями. К ним можно отнести, к примеру, экспедицию Лаперуза или Вторую Камчатскую экспедицию (она же Великая северная экспедиция). В ее составе участвовало около 1000 человек. Эта была в полном смысле научная экспедиция, проходившая под руководством Витуса Беринга в период с 1733 по 1743 год. В ее организации участвовала Российская академия наук, туда входили картографы, геодезисты, художники. Конечным же итогом стало появление первого по сути дела комплексного научного труда с описаниями земель и географическими картами.
Отметим, выпуск нового краеведческого учебника для детей — это проект Института развития образования Сахалинской области. Однако участие в нем приняли работники разных институтов, музеев, архивов, историки и краеведы. Благодаря их совместным усилиям труд практически завершен.
СПРАВКА: Иллюстрациями из учебного пособия послужили следующее:
- Долинская Венера. VI‑V тысяч до н.э. Место хранения — Учебный археологический музей СахГУ;
- охота была главным источником пищи для человека эпохи палеолита. На фото — зуб мамонта, жившего на Сахалине больше 10 тысяч лет назад;
- кости животных ледникового периода, найденные на о‑вах Сахалин и Хоккайдо. Слева направо: бизон, олень, зубы мамонта и слона, череп медведя, челюсть мамонта, зубы волка.