Полина ОРЛОВА. Финский режиссер Юхо Куосманен снял очаровательно грустную картину "Купе №6" (18+), которая стала обладательницей двух наград Каннского фестиваля в 2021 году. Фильм, рассказывающий о реалиях России в 90-х, столкнул в поезде "Москва-Мурманск" студентку из Финляндии Лору с грубоватым шахтером Лёхой. О том, как нечаянное соседство помогает обоим пассажирам купе №6 осознать свое одиночество и тоску по человеческим отношениям, расскажет корр. ИА SakhalinMedia.
Фильм начинается с вечеринки московской интеллигенции, где передана атмосфера "говорящих кукол", высокопарно обменивающихся красивыми банальностями. Гости натужно показывают дружбу и близость, но на самом деле безразличны друг другу. Одна из сцен прямо указывает на это: во время тоста за "мою замечательную финскую подругу" одна гостья шепотом спрашивает соседа — "А кто это вообще такая?". Финская студентка Лора (Сейди Хаарла) не понимает лицемерия по причине менталитета и, доверяя этим "друзьям", решается на поездку в Мурманск, чтобы увидеть петроглифы зимой.
Девушка садится в поезд "Москва-Мурманск" и занимает место в купе №6, где встречается с другой стороной России. Соседом главной героини становится грубый, замешанный в криминале, парень Лёха (Юра Борисов), который едет на заработки. Он впервые слышит от пассажирки о петроглифах и искренне удивляется ее желанию увидеть местную достопримечательность посреди зимы. Знакомство вышло неудачным, но эта встреча стала важнейшей и очень нужной для обоих людей.
По мнению автора рецензии, данный фильм является олицетворением честной, простой и настоящей любви. Речь идет не только о романтической подоплеке. На протяжении всей картины, зрителя не покидает эмпатия к происходящему. В кадре меняется множество второстепенных персонажей, создающих, привычную всем суету. На любую просьбу в предоставлении комфорта, Лора получала отказ, но спустя пару дней поездки ситуация поменялась. При длительной остановке и невозможности переночевать где-либо, Лёха привезет гостью к своей бабушке (Лидия Костина), которая приняла ее как родную. Такая типичная для "другой России" душа на распашку.
Хочется отметить драматичность диалогов и соприкосновений. Несмотря на образ, который пытается сохранять Лёха, внутри он остается покалеченным российскими реалиями ребенком. Парень не умеет принимать тепло от других, грустит и хочет немного спокойствия. В моментах проявления чувств он пугается настолько, что сбегает и впадает в ярость. Внутренняя борьба съедает многих людей, главный герой не стал исключением. Тяжело сохранять человечность в том мире, в котором он живет. А Лора же сталкивается с одиночеством и предательством, с другой культурой и осознанием, что ее обманули. Эти люди встретились, чтобы немного побыть счастливыми и изменить привычную и тоскливую реальность друг друга.
Я не хотел вмешивать сюда политику и государственные дела России, потому что вряд ли смогу рассказать больше, чем вы узнаете в новостях. Но я хочу показать хорошее в людях этой страны. Государственная система может быть запутанной, но люди там прекрасны, — рассказал Юхо Куосманен в интервью газете Ilta-Sanomat.
Визуальная составляющая напоминает неизвестный российский фильм нулевых, хотя оператором выступил финн Яни-Петтери Пасси. Кадры наполнены тусклым светом ламп, холодным туманом, грязным снегом и полуразрушенными домами. Финальные кадры показывают все прелести снежной зимы, громкий смех героев, а солнечные лучи проникают в кадры с заранее ослепляющей тоской.