Группа депутатов Государственной Думы РФ, представляющих прибрежные регионы России, подготовила и направила в профильный комитет ГД пакет поправок ко второму чтению резонансного законопроекта о втором этапе программы инвестиционных квот, сообщает ИА PrimaMedia (копия документа имеется у редакции). Региональные заксобрания рыбацких регионов также принимают свои пакеты поправок, направленные на купирование рисков тотального "квотного передела" в рыбной отрасли и, соответственно, резкого ухудшения социально-экономического положения территорий.
Напомним, что речь идет о законопроекте, авторы которого предлагают уже в 2023 году изъять 24% ОДУ минтая и сельди в Дальневосточном бассейне на инвестиционные цели (из них 4% — на безвозмездное "донаделение" промысловыми ресурсами участников первого этапа программы инвестквот), а также — изъять оставшиеся у предприятий Северного и ДВ-бассейнов 50% крабовых квот и 100% квот на добычу тихоокеанских моллюсков и продажи их на аукционах. Ранее законопроект вызвал отрицательные отзывы со стороны большинства отраслевого сообщества, также инициатива не была поддержана властями всех приморских регионов России.
27 октября этого года законопроект после сложной дискуссии был принят Госдумой в первом чтении — вместе с постановлением ГД, согласно которому, в частности, для доработки законопроекта ко второму чтению создается согласительная комиссия под председательством вице-спикера ГД Алексея Гордеева.
Кроме того, в течение 30 дней свои отзывы на законопроект должны дать заксобрания регионов РФ, представители которых также войдут в согласительную комиссию. Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, 11 ноября пакет свой поправок утвердила Законодательная Дума Хабаровского края, 17 ноября — Сахалинская областная Дума. В обоих случаях региональные депутаты аргументируют свои поправки необходимостью недопущения тотального "квотного передела" в рыбной отрасли и неизбежного негативного влияния предлагаемых инициаторами законопроекта "реформ" на экономику и социальную сферу прибрежных регионов.
Также отметим, что ранее губернаторы рыбацких регионов, включая Михаила Дегтярева (Хабаровский край) и Валерия Лимаренко (Сахалинская область) в свои письмах на имя спикера ГД Вячеслава Володина указывали на существенные риски в случае принятия существующей редакции законопроекта, такие как банкротство малых и средних предприятий, снижение налоговых поступлений в бюджеты регионов, рост безработицы, ухудшение социальной обстановки в отдаленных поселках и др.
Как стало известно редакции, 17 ноября депутаты Госдумы (фракция "Единой России") Борис Гладких, Максим Иванов, Павел Симигин (все представляют в нижней палате российского парламента Хабаровский край), а также Михаил Кисляков (Калининград, Новгород, Псков, Вологда) направили председателю комитета ГД по аграрным вопросам Владимиру Кашину пакет поправок ко второму чтению спорного законопроекта. Напомним, что комитет ГД по аграрным вопросам — ответственный комитет по подготовке законопроекта ко второму чтению, а также — соорганизатор упомянутой согласительной комиссии под председательством вице-спикера ГД Гордеева.
16 поправок группы депутатов касаются всех положений законопроекта, с аргументированной критикой которых ранее выступали рыбацкое сообщество и власти прибрежных регионов. Депутаты предлагают:
— исключить из законопроекта положения об изъятии у нынешних квотопользователей и продаже на аукционах 100% квот тихоокеанских моллюсков (инициатива лишит промресурса 43 предприятия в ДФО, 35 из них — субъекты малого и среднего предпринимательства, отмечают, в частности, авторы поправок);
— исключить из законопроекта обременение инвесторов строительства рыбоперерабатывающих заводов необходимостью еще и построить некое "судно-свежьевик" (сроки получения инвесторами в береговую переработку из-за проблем с судостроением затянутся, в то время как Россия остро нуждается в развитии собственной рыбоперерабатывающей промышленности);
— исключить положение о "донаделении" инвесторов первого этапа программы инвестквот 4% ОДУ минтая и сельди безо всяких инвестобязательств (противоречит самому принципу программы инвестквот, неэффективное использование государственного ресурса);
— перенести сроки старта второго этапа инвестквот в части строительства рыбопромысловых судов на 1 января 2026 года (то есть — до окончания строительства судов в рамках первого этапа, при этом на сегодня из 64 заявленных судов построено всего семь);
— перенести сроки начала аукционного распределения оставшихся у предприятий 50% крабовых квот на 1 января 2034 года (в случае досрочного одностороннего расторжения заключенных в 2018-2019 году договоров возможности вести промысел лишаться 82 предприятия, 44 из них — субъекты МСП).
Комментируя ход подготовки поправок к резонансному законопроекту, президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев отметил, что инициатива депутатов от прибрежных регионов заслуживает всемерной поддержки.
— Уверен, что в ходе региональной недели с 28 ноября по 2 декабря во всех прибрежных регионах представители трудовых коллективов будут обращаться к депутатам Государственной Думы по этой резонансной теме. С учетом состоявшегося вчера первого заседания согласительной комиссии по законопроекту о втором этапе инвестиционных квот внесение депутатами Государственной Думы конкретных поправок в законопроект позволит по-деловому организовать работу комиссии по принципу: "эти поправки обоснованы — они одобряются, а эти поправки — не обоснованы и, соответственно, не одобряются". Уверен, что в рыбацком сообществе высоко оценивают принципиальную позицию депутатов от прибрежных регионов, — заявил руководитель крупнейшего объединения рыбной отрасли страны.
Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, в ходе обсуждения спорного законопроекта в первом чтении 27 октября критические вопросы к его разработчикам (Минсельхоз и Росрыболовство) возникли у депутатов — представителей всех думских фракций ("Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Новые люди", "Справедливая Россия — За Правду").
4 октября в ходе "правительственного часа" председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что верхняя палата российского парламента представляет интересы российских регионов и не может не учитывать позицию губернаторов и заксобраний целого ряда приморских субъектов, которые дали отрицательную оценку законопроекту о старте второго этапа программы инвестиционных квот.