Сегодня образование в Сахалинской области не стоит на месте, для школьников создают все возможности для развития профессиональных навыков. При этом островные педагоги стараются не только помочь школьникам найти свой путь в жизни, определиться с будущей профессией, но и воспитать в них человеческие качества, напомнить о подвигах российских героев, а также привить любовь к Родине. Как в Южно-Сахалинске развивается патриотическое воспитание школьников, и какие методики используют педагоги в образовании подрастающего поколения, корр. ИА SakhalinMedia рассказал учитель истории, советник директора по воспитанию и работе с общественными организациями в МАОУ Восточной Гимназии Иван Кузнецов.
Перед педагогами поставлена задача перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности педагога, реализующего новый образовательный стандарт. Также изменяются и технологии обучения подрастающего поколения, которые открывают возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету. Все выше описанное необходимо для того, чтобы урок был наглядным, интересным, насыщенным. Именно на таком уроке у детей появляется возможность применить свои знания на практике и сделать процесс обучения интересным и осознанным. Ведь, как известно, процесс обучения становится плодотворным, когда он осознанный. Одной из технологий, которая позволяет сделать процесс обучения таковым, является технология критического мышления. Особенностью этой технологии является развитие умения у обучающихся критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но при этом быть открытым к новым идеям и знаниям. Данная технология широко используется на уроках истории и обществознания в Восточной гимназии.
— На таких уроках ребята учатся скептически и критически относиться к информации, проверять ее на достоверность, используя разного рода источники. Все это, безусловно, увеличивает общую грамотность и кругозор обучающихся, они начинают смотреть на вещи под другим углом, анализировать и делать правильные выводы, — отметил Иван Кузнецов.
Министр регионального образования Анастасия Киктева и Иван Кузнецов. Фото: предоставлено Иваном Кузнецовым
Помимо образовательной деятельности, сегодня школа занимается и вопросами воспитания подрастающего поколения. Для этого существует целый ряд воспитательных технологий, их различие обусловлено разными представлениями ученых-исследователей о человеке и формировании его личности, о роли педагога в воспитании и развитии ребенка. В Сахалинской области, и в частности в Восточной гимназии, созданы все условия для формирования гармонично развитой личности. Для всестороннего развития личности педагоги разрабатывают и внедряют индивидуальные подходы обучения и воспитания, исходя из интересов обучающихся, а механизмами реализации педагогических идей выступают технопарки "Кванториум", IT-кубы, программы внеурочной деятельности и дополнительного образования. Подобные занятия позволяют ребятам накопить уникальный практико-ориентированный опыт, что в дальнейшим помогает сделать осознанный выбор своего профессионального пути.
— За многие десятилетия педагогической практики в стенах нашего образовательного учреждения сложилась целая образовательно-воспитательная система, которая позволяет не только достигать внушительных результатов на экзаменах, но еще сформировать у обучающихся систему ценностей, которая опирается на такие фундаментальные качества личности, как доброта, отзывчивость, честность и другие. В основу воспитательной системы нашего учреждения легли идеи великих педагогов: Константина Дмитриевича Ушинского, Антона Семеновича Макаренко. Педагогический коллектив нашей гимназии социализирует и адаптирует подрастающее поколение к жизни в современных условиях через социализацию в группах. Именно в группе ребенок понимает, что значит ответственность, учится брать ее на себя. Стоит понимать, что процессы обучения и воспитания — это нечто особенное, что не поддается сиюминутным количественно-качественным измерениям. Из года в год, наблюдая за тем, как меняются вчерашние ученики начальной школы, как они рассуждают, можно смело сказать, что труд педагога не напрасный, и нам удается из поколение в поколение воспитывать человека с большой буквы, — объяснил Иван Кузнецов.
Иван Кузнецов. Фото: предоставлено Иваном Кузнецовым
Стоит отметить, что отдельная роль в воспитательном процессе сегодня отводится патриотическому воспитанию. И одна из основных задач, которая стоит перед педагогами, это приобщить ребят к культуре и истории нашего Отечества. Рассказать, показать, объяснить динамику исторического развития России, познакомить с настоящими героями и на примере их подвигов совместными усилиями детей, родителей и педагогов помочь ребятам сделать правильные выводы о том, что такое патриотизм, и что такое любовь к Родине.
— Я искренне убежден, что на наших плечах сегодня лежит колоссальный груз ответственности за подрастающее поколение. Ведь от сегодняшних школьников в скором времени будет зависеть будущее той страны, в которой мы будем жить с вами. Поэтому сегодня педагогическое сообщество всей России, и Сахалинской области в частности, нацелено на обучение и воспитание поколения с высокими морально-нравственными ориентирами, которые являются уникальными и формировались в нашем государстве не одну сотню лет, — объяснил Кузнецов Иван.