Сахалинская область продолжает свое динамичное развитие по всем направлениям, будь то здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство или культура. За 2023 год в островном регионе появилось несколько новых художественных пространств, Новая сцена театра и даже Академия Ларисы Долиной. Для творческого сообщества открываются новые возможности, подрастающему поколению дают шанс реализовать себя в любом виде искусства, а сахалинский зритель с каждым разом получает все больше качественного контента. О том, что произошло за год в культурной сфере островов рассказала в интервью ИА SakhalinMedia министр культуры и архивного дела Нонна Лаврик.
— 2023 год оказался достаточно насыщенным на события в сфере культуры. Какие самые яркие и важные для региона события вы можете отметить?
— Мы очень рады, что в 2023 году, нам разрешили собирать полные залы после всех ковидных ограничений. Мы накопили много сил, чтобы отдать всю нашу невысказанную любовь зрителю.
В этом году у нас был крупный проект "ОстроVа" (16+), куда нас привлекли в качестве организаторов церемонии открытия/закрытия. Также мы прекрасно поработали на Восточном экономическом форуме (16+) во Владивостоке — там выступали ученики Академии Ларисы Долиной. И в этом году был новый для нас и для всей страны проект — международная выставка-форум "Россия" (12+) на ВДНХ.
10 ноября в Москве мы презентовали нашу программу, в рамках которой выступил губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко. Он рассказывал об инвестиционной привлекательности региона, о том, что сделано за 5 лет. На площадке почти весь день были разножанровые концертные программы, выставки. В общем есть чем гордиться.
— Что касается открытия Академии Ларисы Долиной в Сахалинской области. Что она дает региону, и как это влияет на развитие островных талантов?
— Для нас очень важно, что появилась школа с именем артиста, который завоевал свое место на музыкальном Олимпе. Лариса Александровна — это величина, на которую хочется равняться. Она сформировала вокруг себя команду профессиональных педагогов, имеющих музыкальное образование и закончивших консерватории, которые, так сказать, докручивает образовательный процесс. Подавать себя как артист на сцене — это целая наука. Здесь важна работа множества специалистов, начиная от музыкального психолога, заканчивая педагогом по вокалу.
В Академию у нас был очень жесткий отбор: из 64 заявившихся на конкурс человек, команда Ларисы Александровны отобрала 27. Требования и нагрузка были очень высокие. Это же дополнительные занятия, и тех, кто учился или работал, не освобождали от основной деятельности. И то, что они прошли это испытание, для меня тоже очень важно, потому что результат мы увидели на форуме "ОстроVа". Честно скажу, я со многими из наших артистов дружу, но вот там они заиграли по-особому.
У наших молодых бриллиантов появилась огранка и мы очень сильно переживали, чтобы не появилась звездная болезнь. Лариса Александровна всегда говорит, что ваш успех на сцене — это минутная вещь, а чтобы оставить свой след, нужно работать постоянно. Ты не можешь говорить: "Я молодец", ты все время должен быть недоволен собой внутри. Сама Лариса Александровна в своем творчестве все время придумывает новые формы и на своем примере показывает ребятам как это может быть и как потом это работает через десятилетия.
Над проектом трудилась целая команда. Это не просто вышел и спел песню. Это целый сценических образ, хореография. Даже возникали небольшие проблемы с девочками, которым не нравились их образы для сцены, но наш режиссер Ольга Новикова настаивала на своем. Также это был огромный опыт для учеников, которые ранее не выступали на большой сцене.
Академия Ларисы Долиной — это такая школа, где за короткий срок ты вырастаешь минимум на 120%. Для нас это очень важно. Наши ребята смогли успешно выступить на ВДНХ как раз с программой Академии. Теперь все ходят на выступления учеников Ларисы Александровны, а это уже престиж не только для области, но и самих учеников.
— В Южно-Сахалинске были открыты дополнительные пространства для региональных художников: "Город художников" и арт-пространство "Рост". Расскажите подробнее об их работе и как сами художники оценили возможность выставляться в них?
— Ранее мы неоднократно поднимали вопрос о том, что в регионе уделяют много внимания исполнительскому искусству, а с художниками ситуация была немного сложнее. Ну вот, например, музыканты. Я понимаю, что они будут выступать на мероприятиях и их можно вписать во все штатные расписания. Но художники — это, в основном, вольные люди.
И мы задумались: а как правильно взаимодействовать с ними, как оплачивать их работу, что с мастерскими. Валерий Лимаренко очень любит живопись, он интересуется ей, можно сказать, профессионально, и на одной из выставок он у меня спросил о проблемах в этой отрасли. Я ему честно рассказала, что у нас не хватает помещений для художников и выставочных пространств. Вывод — нужно строить новый музей. Валерий Игоревич рассудил так: нужно вообще посмотреть, что из помещений у нас есть, а потом решать — строить или нет.
Тогда мы и начали работу уже с самими художниками: собрались, обсудили, выстроили диалог. Мы кинули клич в сообществе, и около 30 художников разных возрастов на него откликнулись, а значит пора искать помещение. Посмотрев около 10 объектов вместе с губернатором, мы даже на элеватор забрались, но поняли, что это не безопасно для посетителей, были выбраны два. Первое — это старое помещение Ростелекома, где сейчас расположилась студия "Рост" и "Сити Молл", где расположился "Город художников". Оба объекта были выбраны в достаточно проходимых местах, потому что нам важно не только создать мастерские для художников и дать им возможность продавать свои работы, но и в целом познакомить с их творчеством, с их именами.
Я сама люблю творчество сахалинских художников: у меня в кабинете висят две картины Константина Колупаева, из личной коллекции. Для меня Константин открылся на персональной выставке. До этого я видела его в разных проектах, но когда увидела его внутренний мир, то влюбилась в его творчество. Он очень яркий, глубокий и мобильный человек, который всегда откликается на перформансы, которые мы придумываем. Например, он рисовал что-то связанное с сахалинской тематикой у островного павильона на ВЭФе. Ребята из Академии Ларисы Долиной пели, а он писал картину. И потом мы то же самое сделали на ВДНХ, а его картину подарили победительнице викторины "Кто лучше всего знает Сахалинскую область".
Сейчас мы уже видим результат: на промежуточном собрании выяснили, что за месяц нашу площадку в "Город художников" посетили около 6 тысяч человек. Кроме того, уже начали покупать картины. Проект стартовал успешно и нам вновь не хватает площадок. Тогда губернатор предложил нам здание аэропорта, чтобы любой желающий мог взять с собой частичку острова, а тех, кто прилетает встречают родные виды.
Мы попробовали и у нас вновь получилось. Сейчас картины островных мастеров занимают почти весь второй этаж аэропорта в зоне вылета и прилета. И все работы можно купить. Да, в начале было трудно договориться с художниками и не нарушить их хрупкий мир, но они в нас поверили. Сейчас результат показал, что нам действительно есть чем гордится, а значит мы продолжим двигаться в этом направлении.
Наш подход к работе с художниками очень высоко оценили коллеги на культурном форуме в Санкт-Петербурге (16+). Также к нам приезжали представители Эрмитажа, Третьяковской галереи, другие федеральные музеи. У нас была задача показать, что мы любим это направление, и что мы умеем работать с музеями. А самое главное, что у жителей Сахалинской области есть потребность ходить на шедевры. Мы и это смогли показать и доказать. Если раньше федеральные коллеги приходили к нам с предложениями с осторожностью, то сейчас все поменялась. А мы вновь озадачены: куда это все разместить.
В целом, у команд музейщиков сейчас выросли "художественный крылья".
— Как реализуется нацпроект "Культура" в Сахалинской области? Какие мероприятия проходят в рамках этого проекта?
— На самом деле появление национального проекта "Культура" решил множество проблем, так как его основная задача — это самый большой и затратный блок — инфраструктура. Где-то в начале 2019 года мы для себя делали список объектов сферы культуру в регионе и по итогу, на тот момент 75-80% из них были в почти неудовлетворительном состоянии. Поэтому, когда заходил в область нацпроект, для нас были в приоритете сельские дома культуры, которые мы начали ремонтировать.
Для того, чтобы не распыляться и действовать по плану, мы выстроили приоритет капремонта в зависимости от востребованности ДК у местных жителей. Однако кроме внешнего облика объектов, менялась еще и содержательная часть, чтобы привлечь разные поколения.
Также очень важно, что нацпроект затронул и детские школы искусств. В годах 2016-2017 покупка пианино на область была таким счастьем. А сейчас у нас есть возможность обеспечить все музыкальные школы необходимыми инструментами, и мы обеспечиваем.
Мы не так давно ездили делегацией на север Сахалина, чтобы давать патриотические лекции, и я уговорила протоиерея Виктора Горбача сходить на репетиции оркестра народных инструментов Андрея Посохина, который сейчас занимает должность директора детской школы искусств. Сам Андрей Посохин музыкант, баянист. И как же нам было отрадно видеть, что дети, подростки после уроков идут в музыкальную школу и играют в ансамблях и поют в хоре. Причем им не сказали, что приехал министр, они действительно приходят учиться. Мы с отцом Виктором были восхищены, с какой отдачей дети играли, сколько сил и труда отдает каждый ученик, и ведь это просто репетиция, а не концерт.
Выйдя из зала, мы были наполнены эмоциями, потому что увидели результат нашей работы, а значит мы все делаем правильно. Нацпроект нам помогает расшить возможности детей, привлечь новых учеников и зрителей. И они и приходят, на новые формы, например.
В нацпроект входит еще и образовательный компонент, когда ты можешь освоить профессию, которых ранее в учреждениях культуры не было, например, что-то связанное с компьютерными технологиями, с кинематографом, с продажей своего мероприятиях. Есть возможность привлечь в культуру детей от 13 до 18 лет.
А раздел нацпроекта "Цифровизация" вообще перевернул с ног на голову культурное образование. Сейчас, благодаря виртуальным музеям, появился доступ к шедеврам, которые хранятся в музеях страны. С другой стороны, мы поняли, что у нас была проблема с технической начинкой. Нельзя смотреть картины на плохом экране, через плохой проектор, потому что так ты будешь только губить любовь к искусству. И благодаря нацпроекту мы заняли цифровым оснащением. У нас есть виртуальный концертный зал, где можно смотреть программу других учреждений культуры, оперу и балет.
Кроме того, благодаря нацпроекту, мы смогли запустить проект "Джаз в школу" с живыми инструментами. Джаз — это не легкая для восприятия музыка, но наш куратор, идейный вдохновитель Игорь Бутман смог перевернуть наше сознание и помочь популяризировать это направление в регионе. Сейчас мы уже говорим не просто о проекте, а о целой академии Джаза.
— В этом году Архивная служба Сахалинской области отпраздновала свое 85-летие. Расскажите, какие изменения претерпела служба за время работы? Много ли молодежи связывают свою жизнь с работой с архивами? И какие видоизменения или пополнения ждут сахалинские архивы?
— Мое первое официальное место работы после института был архив, и у меня был чудесный руководитель Елена Ивановна Савельева. Она показала, как надо работать и как надо относиться к людям, чтобы ты кайфовал от работы, и люди говорили: я хочу работать только с ней.
В архиве очень много документов, и когда приходит запрос, ты нагружаешь целую тележку. Например, чтобы найти подтверждения стажа или выписку, подготовить историческую справку, нужно пролистывать целые тома. Я даже завела себе небольшое хобби: я начала выписывать смешные фамилии, а потом интересные сюжеты. Так, в принципе по ним и диссертацию можно было писать. Работать в архиве очень интересно, вы даже не представляете, что там можно сделать или найти.
В прошлом году мы создали единую архивную систему на Сахалине, закупили оборудование. Также планируем внедрять в эту сферу искусственный интеллект. Еще мы запустили проект, недавно его представляла Валерию Лимаренко, — "Архивная справка".
Сотрудники архива начали оцифровывать кинопленки с сюжетами о жизни сахалинцев и нашей области. Один из таких был про известного человека, который жил на Сахалине и был хирургом в нынешней больнице им. Анкудинова. Мы пришли в медколледж и показали ролик учащимся и персоналу, все были потрясены и очень увлечены. В общем нас попросили сделать еще видео уже с другими известными сахалинцами.
Также мои коллеги сделали целый блок оцифрованных материалов, посвященный коренным малочисленным народам Севера. Мы делали презентацию в научной библиотеки, чтобы познакомить всех жителей с нашей историей. Читать про КМНС конечно хорошо, но сухо, а вот когда ты видишь лица, это другое дело. Поэтому то, что сейчас делает архив, я считаю, это передовые технологии. Там не бывает скучно, и на самом деле там столько работы, столько интересных документов, которые они издают.
— Не секрет, что в Сахалинской области очень трепетно относятся к культуре КМНС. Что сейчас в области делается для сохранения и популяризации культурных ценностей коренных малочисленных народов Севера? Какая работа проводится с подрастающим поколением?
— На Сахалине уже несколько лет поводятся фестивали, направленные на детей и подростков по популяризации культурных ценностей КМНС. Также у нас проходит конференция для молодежи на языках коренных малочисленных народов Севера. И если раньше мы делали это только по региону, то сейчас уже привлекаем дальневосточников.
Мы даже придумали свой чемпионат по типу WorldSkills, но для КМНС. В августе прошлого года желающие соревновались по разным направлениям: от работы с деревом, до работы с бисером. Несмотря на плохую погоду собралось много участников и зрителей, поэтому мы решили, что точно будем продолжать такие соревнования.
На выставку на ВДНХ мы привезли спектакль Александра Ли по сказкам КМНС. Постановка получилась с очень глубоким философским подтекстом. Также у нас есть Евгения Тодика, которая делает проект "Лер миф". Очень интересная и необычная подача материала. И конечно же наш Владимир Санги.
Я считаю, что надо уметь говорить на своем языке, надо понимать и гордиться своей культурой. Потому что, когда ты забываешь свои корни, приходит внешний враг, мы их называем варвары, и уничтожает цивилизацию. Мы против этого, и считаем, что везде, в каждой культуре есть важные вещи.
— В условиях нынешней мировой ситуации, сохранила ли Сахалинская область тенденцию на культурный обмен с другими странами? С какими?
— Мои коллеги делают потрясающие вещи, которыми я горжусь и хочу, чтобы их увидело как можно больше людей. У нас сейчас есть обменные мероприятия с Китаем, также разговариваем на перспективу с Казахстаном и Индией. Мы не останавливаем культурный обмен с другими странами. Например, когда мы делали фестиваль театров кукол, то в нем приняло участие около 10 стран.
Для культуры нет границ, а о культуре отмены говорят люди не высокого ума и без образования, потому что культуру нельзя остановить. Нельзя запретить слушать Чайковского, потому что так или иначе ты услышишь его ноты. Если ты самодостаточный, то культура просто тебя делает сильнее. Я сама читала японские, немецкие, французские сказки, знаю историю Японии и Кореи.
— Расскажите, как область взаимодействует с новыми регионами РФ (ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областями) в культурной сфере? Какую работу региональный Минкульт проводит также в подшефном донецком Шахтёрске?
— У нас дружеские отношения с этими регионами и начались не вчера. Еще где-то в 2018 году наши музеи подружились с донецкими. Когда у них была очень напряженная обстановки и их обстреливали, мы собирали деньги на оборудование и хранилище, чтобы сохранить их материалы.
В ноябре прошлого года я первый раз поехала туда, чтобы оценить обстановку и понять, что нам нужно сделать для них. Мы поехали с командой артистов Сахалинской филармонии и Чехов-центра с концертными программами, и как раз получилось, что в Шахтерске был 65-летний юбилей Дома культуры. Мы вышли и сказали: "65 лет вашему Дому культуры, 65 регион — это мы. Мы побратимы". Теперь такая ниточка через всю страну прошла у нас. Мы очень устали в дороге груженные оборудованием и подарками, но концерт прошел великолепно, нас очень тепло встретили.
На следующий день поехали к военнослужащим. Когда они собирались, а мы монтировали оборудование, бойцы перешептывались: "кого к нам привезли?". Вышел генерал и сказал, здесь наши сахалинцы и министр культуры, они приехали с музыкальным подарком к вам. Вместо запланированных 40 минут мы пели почти 2 часа. Военнослужащие просили спеть разные песни, но чаще всего про маму. Мои ребята пели, а я снимала и рыдала.
Потом у нас был долгий разговор с мэром Шахтерска, с которым мы наметили в чем конкретно нужна наша помощь, что приобрести, какие методики будем внедрять. Было сложно, поскольку они не знали, как выглядит современный музей. Поэтому мы решили привезти небольшую команду на Сахалин, чтобы показать и рассказать о наших музеях, в частности про музейно-мемориальный комплекс "Победа".
Поездка состоялась в декабре прошлого года. Шахтерская делегация, в которой были подростки, шли по музею в шоке. Увидим каким должен быть современный музей, у них что-то поменялось в сознании. Но нам тоже было страшно, когда ребенок говорит: "Мама, здесь так тихо". Мы с начала не поняли, почему тихо? Везде ходят люди, все о чем-то болтают, а потом осознали — не стреляют, не бомбят.
Мы сделали выставку "Сахалин — Донбасс", начали привозить работы художников. Встретились с представителями музеев Донецка и Луганска. В целом мы очень плотно сотрудничаем. Несмотря ни на что, там люди продолжают делать свою работу по культурному просвещению населения. Например, музей в Мариуполе, в котором побывал мой сотрудник в декабре, до сих пор работает, несмотря на выбитые окна и холод. В самом музее где-то еще стоят статуэтки и висят картины, но большинство экспонатов спрятано в хранилище. Сотрудники работают в куртках, мерзнут и мой коллега спросил, а зачем они все еще здесь? Можно же уйти домой, там тепло. Ему ответили: "Вот пока приходят люди, такие как вы, мы будем работать".
Я сильнее по эмоциональному стилю фразы больше не слышала. Мы работаем для людей в любых условиях. У нас нет праздников, выходных. Нам надо сохранить, сберечь, донести. И вот то, что мы увидели там, на Донбассе, поменяло наше сознание. Стали ценить вещи, которые раньше воспринимали как должное.
В одной из поездок на Донбасс член нашей команды, Георгий Зобов, написал песню "Жить" (0+). Мы ее показали губернатору, он ее прослушал не один раз, а после позвонил Ларисе Долиной, которая помогла ее доработать. Когда мы вернулись Алексей Солдатов, Георгий Зобов и Лариса Долина записали эту песню. Лариса Александровна пела эту песню на одном из концертов на Сахалине.
— Какие направления в сфере культуры, по вашему мнению, до сих пор остро нуждаются в поддержке государства?
— Культура — это очень дорогое удовольствие. Даже если мы берем образовательный процесс в школе искусств, выучить одного музыканта очень дорого. Там и индивидуальные занятия с ребенком, которому учиться 5-7 лет. Хореография: костюмы, педагоги, соответствующе оборудование. Вы можете научиться танцевать красиво, но если вы приехали выступать в муниципалитет, а там на сцене гнилой пол, то толкового ничего не получится. Нужны регулярные финансовые вливания в инфраструктуру.
Театральные постановки стоят больших денег. Музыкальные коллективы, симфонический оркестр — тоже дорого, начиная от приобретения инструментов, на которых играют, заканчивается содержанием коллектива.
А гастроли? В этом плане региональное и федеральное правительство нас поддерживает по всей стране. Это и обменные гастроли, и поездки коллективов по муниципалитетам. Культура всегда стоит денег, но ты понимаешь, куда их вкладываешь и видишь обратную связь.
Кроме того, мы покупаем книги. Был период какой-то по стране, когда говорили, что библиотеки не нужны. Сейчас библиотека трансформировалась во что-то невероятное. Например, наш пилотный проект в Невельске, где мы создали модельную библиотеку, или проект деткой областной библиотеки в Южно-Сахалинске. Там вообще будет новый мир. Мы ушли от старого понимая, и создали новое, интересное для всех возрастов.
Для реализации проектов в сфере культуры требуется финансирование, но мне кажется, что те правители, которые экономят на культуре, долго не задерживаются у власти. А та страна, где не ставят развитие сферы культуры в приоритете — долго не существует. Это же духовность прежде всего.
— Что ждать сахалинцам и курильчанам в следующем году, какие интересные штучки приготовлены?
— В следующем году мы планируем открыть новое музейное пространство. Также мы приступили к работе над каталогом сахалинских художников, как подарочное издание. Обязательно будут новые театральные постановки, кроме того, планируем провести театральный фестиваль.
Готовим концертную программу к "Крыльям Сахалина" (12+). В текущем года у нас было мало времени на раскачку, а сейчас мы основательно подходим к отбору команд, которые будут выступать. Хотим наполнить пространство фестиваля еще большим количеством мероприятий.
Также открываем совместный проект с Сахалинским государственным университетом. Назвали его "Актовый зал СахГУ". В ранее закрытом актовом зале в одном из корпусов вуза мы планируем разместить Сахалинскую филармонию, которая будет работать наставниками с детишками. Планируется, что это будет акустический зал, а такого пока в регионе у нас нет.
Кроме того, мы наконец то подберемся ближе к нашей мечте — концертный зал. Мы дождались того светлого дня, когда нам сказали, что да, залу быть. Наши артисты уже не помещаются на тех площадках, которые есть в городе.
Ну и в следующем году будет большой прорыв для нашей театральной молодежи. В области откроется факультет Театрального института имени Бориса Щукина, причем факультет дальневосточный. Мы будем готовить артистов на весь Дальний Восток. Когда ректор Щуки Евгений Князев к нам приезжал, он в полной мере оценил способности и возможности Сахалинской области в театральном направлении. Возьмем даже переоборудование сцены ККЗ "Комсомолец" в Новую сцену.
Планов и задач много, но мы все сможем и справимся.