Просмотр спектакля "по мотивам" всегда эксперимент для зрителя, особенно, когда классический сюжет претерпевает уйму изменений и уходит на второй план, оставляя простор для современного и свежего видения режиссера. Все же к переменам готов не каждый. Премьерная постановка Чехов-центра "Снегурочка. НЕсказка" (12+) режиссера-постановщика Маргариты Красных как раз относится к категории "не всем понравится" и даже выигрывает в этом. В спектакле почти нет слов, в нем главенствуют хореография и музыка, что только обостряет чувства зрителя, приковывает его внимание к сцене и заставляет с интересом следить за линией повествования. Впечатлениями от постановки поделился корр. ИА SakhalinMedia.
Язык спектакля "Снегурочка. НЕсказка" весьма понятен, нет нужды сломя голову искать брошюру, чтобы вникнуть в происходящее на сцене. Погружение происходит если не сразу, то довольно быстро. Зритель приходит за сказкой о Снегурочке, хоть и по-новому адаптированной, но здесь она вплетается в сюжет основной истории и помогает главной героине избавиться от нависшего над ней облака печали. Эта история про "жизнь вопреки", большую внутреннюю силу и, конечно, любовь — светлую, искреннюю, подростковую. Любовь, которая лечит и освобождает, а не ранит и склоняет к жертвам.
Спектакль рассказывает о 14-летней девочке Майе, из-за тяжелой болезни оказавшейся "заложницей" больничной палаты. Удовлетворительное состояние девочки считывается по ее внешнему виду, беспокойным метаниям вокруг нее родителей и тяжелым вздохам доктора. Героиня словно изолирована от других, обособлена от всего хорошего и светлого. Коробочку, в которой она находится, вдоль и поперек сковывают балки, тем самым сужая пространство и намекая на шаткость ее состояния. Когда девочку переполняют страх и напряжение, они начинают двигаться с нарастающей скоростью.
Спектакль "Снегурочка. НЕсказка". Фото: пресс-служба Чехов-центра
А еще Майю навещают родители, но их встречи пронизаны печалью и отчаянием, хотя и не лишены нежных чувств. Они одеты в большие свитера, что намекает на леденящие душу мысли о неизлечимости их дочери. Даже Майя не может нарушить их внутреннее оцепенение, прогнать не отступающее "нельзя, чтобы дети умирали раньше своих родителей". Мать и отец ходят по тонкому льду, изо всех сил стараются превозмочь "стихию" и совершить невозможное — не пасть духом.
Иногда мертвое спокойствие больничной палаты нарушает доктор. Он смотрит на девочку издалека, не приближается к ней, а затем дарит куклу, предлагая спроецировать на нее болезнь. Майя нарекает ее Снегурочкой, дочерью Весны и Мороза, чья судьба так же непроста, как и ее.
Постепенно разворачивается сказка, переделанная на современный лад. Классический текст Островского, множество раз канонично интерпретированный, изобретательно трансформируется в нечто близкое и понятное, да еще и бессловесное, прежде всего для передачи внутреннего состояния Майи, где осознание неизбежности граничит с блеклой надеждой и ожиданием освобождения.
Берендеи — жители фантастической страны, в которой оказывается Снегурочка — манят ее в свой неизвестный, но веселый и радостный мир. Правда, при всей своей привлекательности, он опасен. Если опираться на сказку, то вспоминается клятва рассерженного бога Солнца Ярило, складывающаяся из шести букв — смерть. И для Снегурочки она наступит, если ее сердце согреет огонь любви.
Побыв немного времени среди берендеев, Снегурочка уже не смогла противостоять вихрю жизни, молодости и любви. Не обходит "весна" стороной и саму Майю. Ее навещает Марк, который всегда знает, как порадовать и удивить девушку, постепенно между ними зарождается теплое чувство. Тем временем Снегурочка получает отказ обаятельного Леля, который ушел к невесте Мизгиря Купаве. Когда она почти отчаивается, то получает "спасительный" круг от Майи — венок. Благодаря ему девушка обретает чувство любви, но погибает. И если судьба Снегурочки жертвенна и трагична, то Майя продолжает жить вопреки. В ее сердце появляется тепло, которое согревает и дает силы.
Пластика в спектакле занимает главенствующую роль. В течение полутора часов зритель следит за движениями артистов, предельно ясно передающими настроение их персонажей. Музыка Федора Сенчукова углубляет понимание происходящего, помогает ощутить все грани чувств, вплетенные режиссером в постановку. Иногда, правда, магия рушится, если артисты слишком концентрируется на своих движениях. Тогда возникает ощущение, что на первый план выходит только танец, а не произведение, воплощающееся с помощью хореографического искусства. Однако со временем все возвращается на свои места.
Удачный тандем случился и с художником-постановщиком. Сценография лаконична, чувствуется, насколько продуманы детали. Декорации и освещение в каждом действии дополняют игру артистов, создают пространственную драматургию, передавая повествование.
Все работы главного балетмейстера Чехов-центра Маргариты Красных ознаменованы словом "эксперимент", "Снегурочка. НЕсказка" исключением из правил не стала. И это хорошо. Артисты учатся постигать новые грани искусства, изучают себя, а зритель перешагивает через стереотипы о том, каким должен быть театр, и развивается вместе с новыми тенденциями. Спектакль "Снегурочка. НЕсказка" подойдет любому. Наблюдая за хореографическими фантазиями, зритель вкладывает собственные смыслы в действие, пропускает постановку через себя, что помогает ему пережить уникальный опыт.