Во Владивостоке на территории кампуса ДВФУ 4 сентября на IX Восточном экономическом форуме (ВЭФ — 2024, 16+) состоялась дискуссия "Китайский бизнес в России: новые горизонты и преимущества локализации" (16+) на площадке Сбербанка. Эксперты от региональной власти и представителей китайских предпринимателей сошлись во мнении, что достигнуты существенные результаты в двустороннем сотрудничестве, но выход на новый уровень требует приложения ресурсов, сил и выработки новых инструментов развития, в том числе финансовых, бюрократических и цифровых, сообщает ИА PrimaMedia.
Отметим, в настоящее время Россия и Китай переживают активную фазу укрепления сотрудничества: растет объем двусторонней торговли, доля расчетов в национальных валютах достигла более 90%, меняется структура товарооборота — происходит расширение перечня сотрудничества по несырьевым товарам. Сотрудничество ощущается не только на уровне бизнес-элит и власти, но и в ежедневной жизни. Доля китайских машин, закупаемых россиянами, превысила 50%. Следующим этапом развития отношений будет являться активный трансграничный рост бизнеса обеих стран не только за счет расширения поставок продукции, но и за счет локализации производства.
Александр Ведяхин. ИА PrimaMedia
— Показатель товарооборота России и Китая — это очередной рекорд, который в 2023 году вырос на 23%, 240 млрд — всё отлично, но если смотреть на товарооборот за первое полугодие 2024 года, то мы на самом деле видим немного другую картину, всего лишь 117 млрд — рост всего на 2%. Мы должны понять, за счет чего мы можем вывести наши взаимоотношения на новый уровень, в чем скрыт дополнительный потенциал. Важно не просто трансграничная торговля. Трансграничная торговля — хороший инструмент, но у этого инструмента очень ограниченный объем. Важно продолжать локализацию китайских производителей в России, — сказал первый заместитель Председателя Правления ПАО Сбербанк Александр Ведяхин.
Удачным примером эксперт назвал локализацию китайского автопрома в России. сегодня 60% всех новых машин в России — это китайские модели. Он отметил, что Сбер профинансировал более 100 млрд рублей в проекты по импорту и локализации китайских автомобилей.
Также он выделил сельское хозяйство как успешное направление российского экспорта. В 2023 году экспорт составил 9 миллиардов долларов и вырос на 44%. Александр Ведихин особо отметил удачный опыт китайских инвесторов — ЛегендАгро, которые в 2023 году импортировали сельхозпродукцию через порты Приморья, поставляли 420 тысяч тонн или 60% от всей перевалки в Приморском крае.
Перспективное направление увеличения объема российско-китайского сотрудничества — выход на китайские электронные торговые площадки. Еще одно важное направление — это технологическое, опыт маркетплейсов Алибаба и Тао-Бао, и российские языковые модели, и другие решения в области искусственного интеллекта.
— Упрощение процесса выхода иностранных компаний на отечественный рынок — это сложно не только в части барьеров административных. Сложно найти партнера, сложно понять ментальность, сложно понять, что и как делать. Но большая хорошая новость в том, что на текущий момент мы идентифицируем 9,5 тысяч компаний с китайским участием, в прошлом году их было 7500. Сбер готов быть единым окном для выхода китайских компаний на российский рынок,
— заявил Александр Ведяхин.
Министр экономического развития Приморского края Андрей Блохин также отметил, что Китай играет одну из самых важных стратегических ролей для России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Товарооборот Приморья с Китаем составляет 70% от всего товарооборота края (с более чем 100 странами). В 2023 году он вырос на 15 % и достиг 9 млрд долларов.
Андрей Блохин. ИА PrimaMedia
— Китай является важным партнером в части реализации инвестиционных проектов с участием иностранного капитала. В общей сложности у нас реализуются 40 проектов, которые используют преференциальные режимы Свободного порта Владивосток и территорий опережающего социально-экономического развития. Это возможность не платить налог на прибыль, налог на имущество, налог на землю в первые 5 лет. В таких условиях у нас реализуются проекты в различных отраслях, в том числе в сельском и лесном хозяйстве. Если есть потребность в поставке оборудования, мы взаимодействуем с заводами. Видим уже определенные результаты, у нас уже запланированы встречи с рядом китайских компаний по реализации крупных инвестиционных проектов, — сообщил Андрей Блохин.
Для успешного взаимодействия с китайскими партнерами в прошлом году Приморский край открыл два представительства в Харбине и Даляне. Это представительство создано для того, чтобы помогать китайским партнерам в реализации инвестпроектов на территории края. Успешно работает Центр Экспорта Приморского края.
Чжоу Лицюнь. ИА PrimaMedia
— Китайские компании уделяют пристальное внимание развитию бизнеса в России. И сегодня мы можем проследить историю этих взаимоотношений. Во-первых, количество китайских компаний, работающих в России, неуклонно растёт. Согласно статистике этого года, в российском реестре предприятий зарегистрировано более восьми тысяч китайских компаний, это число в 3 раза больше, чем в Германии, и в 10 раз больше, чем зарегистрировано китайских компаний в США. То есть, из этих цифр мы видим растущий интерес китайского бизнеса к развитию России, признание китайских брендов растет, — сказал председатель Союза китайских предпринимателей в России Чжоу Лицюнь.
Предприниматель выразил уверенность, что Россия и Китай смогут преодолеть современные трудности сотрудничества и заложить фундамент развития. Союз китайских предпринимателей в России создаст все условия для предприятий, которые хотят развивать производство в России.
Сунь Тяньшу. ИА PrimaMedia
— За 30 лет моей работы ничего не поменялось. Очень многие операционные процессы происходят именно оффлайн. Это неэффективно, процесс имеет очень высокие издержки. Я считаю, что между Россией и Китаем нужен новый цифровой торговый инструмент, который помогает любому предпринимателю вести удобную, простую, прозрачную, эффективную и умную торговлю. Если говорить образно, традиционная российская и китайская торговля еще находятся во временах кнопочных телефонов, а для современной торговли нужен смартфон, — подчеркнул основатель и председатель совета директоров Qifa Сунь Тяньшу.
Бизнесмен выразил надежду, что такие форумы, как ВЭФ — 2024, будут проводиться чаще на разных уровнях, в том числе и в Китае, чтобы можно было договариваться и с участием властей решать все возникающие трудности на пути торговли и инвестиционного сотрудничества.
Заместитель Национального народного конгресса Китайской Народной Республики (Гонконг) Николас Чан обратил внимание на то, что большой потенциал Китая получил развитие в сотрудничестве со странами с разным законодательством и различными политическими взглядами. Он напомнил о договоренностях Китая о совместном существовании, которые велись со странами региона с 1955 года. А в 1956 году была создана Азиатско-Африканская организация по юридической консультации с участием Индии и ЮАР — межправительственная организация с офисом в Гонконге.
Николас Чан. ИА PrimaMedia
— Выбирайте законодательство, с которым вам комфортно, и создавайте собственные законы. Но вы должны также понять, что другие могут, соответственно, выбирать тоже, так как им удобно. Когда вы приходите в Китай, займитесь локализацией. Если вы будете успешны в Гонконге, то вас будут уважать и в других частях региона, и ваш бренд,
— сказал Николас Чан.
Модератор дискуссии, директор Института стран Азии и Африки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Алексей Маслов, обратился в участникам обсуждения с вопросом: "Действительно, мы предоставляем зарубежным инвесторам огромные возможности. Создаем торы и Свободный порт Владивосток, все условия для инвестиций. Не является ли это частью какой-то перекоса в отношениях"?
Заместитель председателя Законодательного собрания Приморского края Джамбулат Текиев обратил внимание на перекос в развитии граничащих территорий России и Китая и напомнил назначение институтов развития.
Джамбулат Текиев. ИА PrimaMedia
— Еще в 2008 году было принято решение президентом РФ о том, что необходимо повернуть на восток, провести саммит АТЭС-2012 и всегда поддерживать инфраструктуру на Дальнем Востоке. Были вложены большие деньги. И дальше продолжали вносить деньги для того, чтобы здесь создать уголок для работы и бизнеса. Но что сегодня? Столько времени прошло, а что изменилось? Чего достиг бизнес? Институты развития дали возможность нам и нашим партнерам увеличить показатели торговли, которые сегодня озвучиваются. Что-то получилось, но развитие уперлось в пропускную способность железной логистической инфраструктуры. Восточный полигон не справляется с грузовыми потоками. И дальше что? Как мы будем увеличивать торговлю? И когда мы будем хорошо относиться к своему малому бизнесу, который во многих странах является основополагающим? — задался вопросом Джамбулат Текиев.
Депутат обратил внимание присутствующих на колоссальный проделанный путь и на моменты, которые требуют пристального внимания и дальнейшего приложения сил. По его мнению, все обозначенные упираются в развитие инфраструктуры и доработки конкретных бюрократических бизнес-процессов, так чтобы за решением вопросов трансграничного автосообщения малого предприятия не лететь в Москву. Перспективы сотрудничества с китайским бизнесом открывают широкий горизонт возможностей, но требуют продолжения работы над намеченными еще в 2008 году целями.